Вопросы формирования и поддержания духовного, нравственного, психологического и физического здоровья учащихся, составляют ту область, в которой теснейшим образом переплетаются интересы системы образования, семьи, государства и общества. Поэтому неразрывны образовательная, развивающая, воспитательная и оздоровительная сферы в образовательном учреждении. При сочетании медицинских и психолого-педагогических подходов можно осуществлять профилактику заболеваний, формировать у учащихся устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, развивая психосоматические аспекты личности, то есть духовное и нравственное здоровье. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, а учитель будет личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически [2].
В современной школе одной из главных целей педагогического коллектива должно стать формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой ученик ведёт здоровый образ жизни. Такая личность востребована, выпускник с потребностью в ведении ЗОЖ, социально мобильный, стремящийся к полной жизненной самореализации. Сформировать у учащихся мотивацию к сохранению здоровья можно лишь в результате систематической работы с ними на всех этапах учебной и внеклассной деятельности.
В связи с этим целью данной работы явилось исследование влияния оздоровительной программы на физическое развитие, состояние кардио-респираторной системы и уровень здоровья учащихся первого класса.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Сузунская СОШ №1» р. п. Сузун, Новосибирской области. В
нём приняли участие 50 первоклассников, в возрасте 7-8 лет. 25 учащихся 1 «А» класса из них 15 мальчиков и 10 девочек, и 25 учащихся 1 «Б» класса из них 13 мальчиков и 12 девочек. Обучение детей проводилось по одной образовательной программе. В «А» классе учитель использовал в учебном процессе элементы оздоровительной программы «Сохрани свое здоровье сам». Учащиеся «А» класса были экспериментальным классом (ЭК). Контрольным был выбран «Б» класс, где обучение проводилось в обычном режиме (КК).
В процессе исследования у учащихся определяли данные антропометрии, физической подготовленности, основные показатели гемодинамики (АД и ЧСС), состояние резервов сердечнососудистой системы (по величине адаптационного потенциала с использованием метода, предложенного Р.М. Баевским (1984) в модификации П.А. Филеши, Н.Н. Сиваковой (1984)), и индекс здоровья. Такой диагностический комплекс позволяет оценивать показатели здоровья, состояние систем организма, его резервные возможности и оценивать адаптацию к условиям школьного обучения. Полученные данные обрабатывались медом вариационной статистики по t- критерию Стьюдента и считались достоверными при р ≤ 0,05. Данное исследование проводилось в 2 этапа: начало учебного года – октябрь 2014 г., конец учебного года – апрель 2015 г.
В конце года было проведено сопоставление названных показателей учащихся «А» и «Б» классов, полученных в начале года и его конце для определения эффективность, проводимой с оздоровительной работы.
Оздоровительная программа «А» класса содержала следующие элементы:
1. Сохранение и укрепление физического здоровья детей
- Ежедневная утренняя зарядка;
- Валеологические паузы во время урока: динамические паузы, дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз;
- В учебное расписание введен один дополнительный час урока физкультуры за счёт часов школьного компонента;
- Раз в неделю учащиеся посещают бассейн и занятия ритмикой.
2. Сохранение психического здоровья
- Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми,
- Саморегуляция и самоконтроль своих состояний;
- Создание благоприятной социально – психологической атмосферы;
- Внеклассная работа: экскурсии, прогулки, походы;
- Участие детей в соревнованиях и мероприятиях, на физкультурных праздниках;
- Классные часы и беседы на темы здорового образа жизни: тематические викторины и конкурсы, ролевые игры;
- Беседы для родителей.
3. Профилактическая, коррекционная работа.
- Организация рационального питания детей;
- Профилактика простудных заболеваний: проветривание помещения, ингаляции, фитосборы;
- Проведение профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата (комплекс упражнений);
- Контроль подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;
- Контроль над позой учащихся во время занятий;
Учебный день в «А» классе начинался с утренней зарядки, которая проводится до начала первого урока. Физические упражнения позволяют ускорить вхождение организма в активную учебную работу, достичь оздоровительного и закаливающего эффекта, развивать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма [1, 2, 3].
Двигательный комплекс состоит из 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для мышц плечевого пояса и рук, для осанки, для мышц туловища, для нижних конечностей. Элементы двигательной активности включены в систему уроков. Каждые 15 – 20 минут работы чередуются с простыми гимнастическими упражнениями, которые помогают снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на другой вид деятельности, а также добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений. Физкультминутки повышают интерес к занятиям физической культуры и формируют простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и здоровье. На уроках чтения дополнительно проводится зарядка для глаз, на уроках письма организуются физкультминутки для пальчиков. Эти действия необходимы для профилактики переутомления и гигиены зрительного анализатора [2].
После 2 – 3 урока организовываются подвижные перемены. В теплое время года подвижные перемены проводятся на улице, что повышает их оздоровительный и закаливающий эффект. С этой же целью после окончания уроков, для учащихся, остающихся в группе продленного дня, поводится динамический час на улице.
Организовываются спортивные состязания с привлечением родителей и других членов семьи: «Юные защитники Отечества», «Папа, мама, я – вместе дружная семья!», «Зимние забавы», «Дни здоровья».
На первом этапе работы оценивались показатели физического развития школьников.
Так, длина тела мальчиков экспериментального класса (ЭК) и контрольного класса (КК) в начале учебного года одинаковая. В конце учебного года этот показатель увеличивается в ЭК на 3,3 см (р<0,001), а в КК на 2,2 см (р<0,001). Аналогичные изменения по показателям длины тела мы наблюдаем у девочек (Табл.1). Масса тела мальчиков в динамике года увеличивается в ЭК на 0,4 кг (р<0,01), а в КК на 1,2 кг (р<0,001). Достоверных отличий между классами в группе мальчиков нет. Изменение массы тела у девочек в ЭК и КК имеет такую же тенденцию, как и у мальчиков.
Таблица 1
Основные антропометрические показатели учащихся
|
|
Мальчики ЭК |
Мальчики КК |
Девочки ЭК |
Девочки КК |
||||
|
|
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Длинна тела, см |
122,1± 0,5 |
125,4± 0,4 ▲▲▲ |
122,6± 0,4 |
124,8± 0,29 ▲▲▲ |
122,8± 0,2 |
125,3± 0,6 ▲▲▲ |
123,0± 0,5 |
125,2± 0,13 ▲▲▲ |
|
Масса тела, кг |
23,4± 0,4 |
25,1± 0,3 ▲▲ |
23,8± 0,2 |
25,0± 0,2 ▲▲▲ |
23,7± 0,4 |
25,2± 0,2 ▲▲▲ |
23,62± 0,2 |
24,71± 0,27 ▲▲▲ |
|
Индекс |
15,73± |
16,8± |
15,83± |
16,07± |
15,75± |
15,92± |
15,61± |
15,76± |
|
Кетле |
0,25 |
0,16 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
Достоверно внутри класса (между началом и концом года): ▲ - р ≤ 0,05; ▲▲ - р ≤ 0,01; ▲▲▲ - р ≤ 0,001
Показатели индекса Кетле (ИК) в начале и конце года у учащихся обоих полов были в пределах нормы, что соответствовало гармоничному развитию большинства школьников. В тоже время были выявлены ученики с нарушениями гармоничного развития, об этом можно судить по анализу индивидуальных показателей.
В ЭК к концу года не было выявлено мальчиков с избытком массы тела и на 7% уменьшилось число учеников с недостатком массы тела. В КК количество мальчиков с избытком массы тела уменьшилось на 6% и не выявлено детей с недостатком массы тела. К концу периода исследования в КК 90% девочек имели гармоничное развитие, не было выявлено учениц с избытком массы тела. В ЭК 100% учениц имели гармоничное развитие.
В целом, физическое развитие учащихся ЭК и КК соответствовало возрастным нормам.
На следующем этапе исследовали уровень физической подготовленности первоклассников.
Известно, что физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) [1]. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость, быстроту, ловкость и т.д. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью батареи тестов. В нашем исследовании были использованы тесты на определение быстроты, координации движения и силовой выносливости.
Таблица 2
Показатели физической подготовленности учащихся
|
|
Мальчики ЭК |
Мальчики КК |
Девочки ЭК |
Девочки КК |
||||
|
|
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Бег 30 м, с |
7,1± 0,09 |
6,3± 0,09 ▲▲ |
7,2± 0,08 |
6,6± 0,07 ▲▲▲ * |
7,7± 0,07 |
6,9± 0,09 ▲▲▲ |
7,7± 0,08 |
7,3± 0,1 ▲▲ * |
|
Челночный бег,с |
10,7± 0,17 |
9,5± 0,11 ▲▲▲ |
10,7± 0,1 |
10,1± 0,08 ▲▲▲ *** |
11,1± 0,1 |
10,3± 0,1 ▲▲▲ |
11,2± 0,1 |
10,8± 0,2 * |
|
Сгибание и разгибание рук, раз |
7,0±0,4 |
13,0±0,3 ▲▲▲ |
7,0±0,3 |
12,0±0,4 ▲▲▲ * |
3,0±0,3 |
5,0±0,16 |
3,0±0,3 |
5,0±0,5 |
|
Поднимание |
18,0± |
28,5±0,5 |
17,0± |
27,5±0,6 |
13,0± |
17,0±0,5 |
13,0± |
16,0± |
|
туловища, раз |
0,3 |
▲▲▲ |
0,3 |
▲▲▲ |
0,7 |
0,8 |
0,5 |
|
Достоверно между ЭК и КК: * - р ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,01; *** - р ≤ 0,001
Достоверно внутри класса (между началом и концом года): ▲ - р ≤ 0,05; ▲▲ - р ≤ 0,01; ▲▲▲ - р ≤ 0,001
Так, проанализировав физическую подготовленность первоклассников, мы пришли к выводу, что достоверные отличия выявлены между ЭК и КК по данным упражнений, которые позволяют оценить быстроту, ловкость и координационные движения. В показателях упражнений на выносливость принципиальных отличий не было (Табл.2).
Следующим этапом нашей работы явилось изучение состояния сердечно-сосудистой системы.
Из Табл.3 видно, что достоверных отличий по показателям систолического, диастолического артериального давления и ЧСС между ЭК и КК в динамике периода нет.
Таблица 3
Кардиореспираторные показатели учащихся
|
|
Мальчики ЭК |
Мальчики КК |
Девочки ЭК |
Девочки КК |
||||
|
|
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
САД, мм.рт.ст |
94,6± 0,83 |
96,9± 1,25 |
95,0± 1,1 |
94,7± 0,7 |
98,8± 1,15 |
98,3± 0,79 |
95±1 |
98± 0,5 |
|
ДАД, мм.рт.ст |
61,9± 0,83 |
64,6± 1,25 |
61,3± 1,1 |
60,7± 1,1 |
60,4± 0,8 |
62,9± 1,3 |
61,5±1 |
62±1 |
|
ЧСС, уд/мин |
90,8± 1,3 |
85,2± 0,5 |
90,4± 0,8 |
86,9± 0,5 |
89,0± 1,1 |
86,1± 0,7 |
90± 1,3 |
88,1±1 |
|
АП |
1,762± 0,03 |
1,75± 0,02 |
1,755± 0,02 |
1,703± 0,02 |
1,783± 0,02 |
1,766± 0,01 |
1,748± 0,02 |
1,769± 0,02 |
|
Задержка дыхания, с |
33,5± 0,5 |
40,4± 0,6 ▲▲▲ |
33,8± 0,4 |
38,5± 0,6 ▲▲▲ * |
33,8± 0,5 |
37,6± 0,7 ▲▲▲ |
33,6± 0,6 |
35,7± 0,5 ▲ * |
Примечание: САД – систолическое артериальное давление; ДАД – диастолическое артериальное давление;
АП – адаптационный потенциал.
Достоверно между ЭК и КК: * - р ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,01; *** - р ≤ 0,001
Достоверно внутри класса (между началом и концом года): ▲ - р ≤ 0,05; ▲▲ - р ≤ 0,01; ▲▲▲ - р ≤ 0,001
На основании показателей давления крови, ЧСС, длины и массы тела, возраста и пола был рассчитан адаптационный потенциал, который отражает уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.
Расчёт уровня адаптации, как по средним, так и по индивидуальным показателям не выявил достоверных отличий между учащимися ЭК и КК.
За обследуемый период достоверно увеличилось время задержки дыхания (проба Штанге) у мальчиков и девочек ЭК и КК, при этом в ЭК прирост был значительно выше. Расчёты индивидуальных показателей кардиореспираторного резерва выявили, что у учащихся ЭК они лучше, чем в КК. Этому могла способствовать реализуемая программа, которая применялись в ЭК.
Известно, что индекс здоровья – это прямой показатель здоровья, выражаемый удельным весом ни разу не болевших за календарный год детей в изучаемом коллективе. В конце первого полугодия индекс здоровья у мальчиков ЭК был выше на 12,8%, чем у мальчиков КК. У девочек прослеживалась та же тенденция, индекс здоровья девочек ЭК на конец первого полугодия на 1,6% выше, чем у девочек КК. К концу учебного года разница между показателями учащихся ЭК и КК становилась больше. Так, у мальчиков она составляла 36,9%, а у девочек 18,3%. Повышению устойчивости к заболеваниям мог способствовать более благоприятный режим учебно-воспитательного процесса организованный в ЭК.
Оздоровительная программа, применяемая в экспериментальном классе, способствовала более высокой физической подготовленности детей, что выражалось в лучших показателях бега на 30 м и в челночном беге. У учащихся ЭК были выше показатели кардиореспираторного резерва. В течение года в ЭК дети реже пропускали занятия по причине болезни, чем в КК, что свидетельствует о более высоком индексе здоровья учащихся ЭК.
По нашему мнению использование элементов оздоровительных программ в учебном процессе способствует укреплению и сохранению здоровья, формированию мотивации к ЗОЖ и гармоничному развитию детей в целом.
1. Рубанович В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1997
2. Физиологические основы здоровья: Учеб. пос./Абаскалова Н.П., Айзман Р.И., Кривощеков С.Г., Боровец Е.Н., Бочаров М.И., Герасев А.Д., Иашвили М.В., Иглина Н.Г., Керимшеева О.А., Колесникова О.П., Мельникова М.М., Рубанович В.Б., Суботялов М.А., Труфакин В.А., Хаснулин В.И.; Отв. ред. Р.И. Айзман. -2-e изд., перераб. и доп. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -351 с.
3. Шуленина Н.С., Имашкина Л.Н. Оценка уровня физической подготовности школьного возраста Быструхинской средней школы Кочковского района. В сборнике: Физиология - стержень наук о жизни материалы I Межрегиональной конференции физиологов педагогических и аграрных вузов страны. Министерство образования и науки РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный аграрный университет. 2011. С. 205-211.