В настоящий момент в российском лыжном двоеборье наблюдается общая для всех проблема – низкие результаты спортсменов в лыжной гонке. Так, двоеборцы главной сборной команды страны проигрывают сильнейшим зарубежным спортсменам в лыжной гонке на дистанции 10 км по несколько минут. С такими результатами в лыжной гонке сложно рассчитывать на призовые места на крупнейших международных соревнованиях, даже несмотря на максимально дальние прыжки с трамплина с высокими оценками за технику [1, 2].
Вследствие этого выглядит целесообразным изучение времени, затрачиваемого на тот или иной вид подготовки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.
Изучая содержание поурочной программы 1984 г. (Л.А. Федоров с соавторами), учебной программы 1990 г. (Л.А. Федоров, с соавторами), примерной программы многолетней подготовки 2012 г. (П.В. Квашук, А.А. Жиляков) можно отметить неоднозначность взглядов авторов-разработчиков на распределение основных средств в годичном цикле лыжников-двоеборцев разного возраста и квалификации. Для проведения детального анализа нами была составлена сводная таблица (см. Табл.1), в которой представлены данные о распределении учебно- тренировочной нагрузки в рамках каждого этапа многолетней подготовки лыжников-двоеборцев [3, 4, 5].
Таблица 1 Сравнительный анализ распределения времени на различные виды подготовки лыжников-двоеборцев на (по данным примерных программ многолетней подготовки лыжников-двоеборцев 1984 г., 1990 г., 2012 г.)
|
№ п/п |
Содержание занятий |
Годы обучения |
||||||||||
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
|||
|
1 |
Теорети- ческая подготовка |
прогр. 1984 г. |
6 |
6 |
24 |
24 |
24 |
46 |
46 |
56 |
56 |
- |
|
прогр. 1990 г. |
6 |
6 |
10 |
16 |
24 |
24 |
38 |
44 |
50 |
52 |
||
|
прогр. 2012 г. |
17 |
20 |
25 |
25 |
25 |
25 |
40 |
30 |
30 |
40 |
||
|
2 |
ОФП |
прогр. 1984 г. |
210 |
210 |
260-350 |
260-350 |
260-350 |
360-490 |
360-490 |
470-590 |
470-590 |
- |
|
прогр. 1990 г. |
210 |
210 |
240 |
250 |
330 |
390 |
410 |
430 |
460 |
540 |
||
|
прогр. 2012 г. |
156 |
234 |
286 |
266 |
260 |
290 |
333 |
404 |
354 |
450 |
||
|
3 |
СФП |
прогр. 1984 г. |
40 |
40 |
76-102 |
76-102 |
76-102 |
164-220 |
164-220 |
308-316 |
308-316 |
- |
|
прогр. 1990 г. |
50 |
50 |
80 |
170 |
210 |
220 |
240 |
260 |
290 |
330 |
||
|
прогр. 2012 г. |
32 |
47 |
110 |
120 |
278 |
308 |
500 |
550 |
550 |
560 |
||
|
4 |
Техническая подготовка |
прогр. 1984 г. |
40 |
40 |
76-100 |
76-100 |
76-100 |
150-210 |
150-210 |
330-550 |
330-550 |
- |
|
прогр. 1990 г. |
32 |
30 |
68 |
136 |
206 |
230 |
252 |
295 |
322 |
398 |
||
|
прогр. 2012 г. |
88 |
138 |
140 |
140 |
168 |
187 |
170 |
180 |
200 |
228 |
||
|
5 |
Участие в соревнования х |
прогр. 1984 г. |
16 |
16 |
24-30 |
24-30 |
24-30 |
40-50 |
40-50 |
56-64 |
56-64 |
- |
|
прогр. 1990 г. |
8 |
10 |
12 |
24 |
24 |
30 |
48 |
55 |
58 |
62 |
||
|
прогр. 2012 г. |
15 |
25 |
44 |
54 |
70 |
84 |
130 |
170 |
200 |
264 |
||
|
6 |
УМО / приемные нормативы |
прогр. 1984 г. |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
прогр. 1990 г. |
6 |
6 |
6 |
8 |
10 |
12 |
18 |
20 |
24 |
26 |
||
|
прогр. 2012 г. |
4 |
4 |
4 |
4 |
8 |
8 |
10 |
12 |
12 |
12 |
||
|
7 |
Восстанови- тельные мероприятия |
прогр. 1984 г. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
прогр. 1990 г. |
- |
- |
- |
12 |
16 |
18 |
20 |
24 |
28 |
30 |
||
|
прогр. 2012 г. |
- |
- |
15 |
15 |
20 |
20 |
45 |
70 |
70 |
70 |
||
|
8 |
Инструктор- ская практика |
прогр. 1984 г. |
- |
- |
8-10 |
8-10 |
8-10 |
10-12 |
10-12 |
12-14 |
12-14 |
- |
|
прогр. 1990 г. |
- |
- |
- |
8 |
12 |
12 |
14 |
16 |
16 |
18 |
||
|
прогр. 2012 г. |
- |
- |
- |
- |
12 |
15 |
20 |
40 |
40 |
40 |
||
|
|
Всего |
прогр. 1984 г. |
312 |
312 |
468-634 |
468-634 |
468-634 |
780-1040 |
780-1040 |
1248-1560 |
1248-1560 |
- |
|
прогр. 1990 г. |
312 |
312 |
416 |
624 |
832 |
936 |
1040 |
1144 |
1248 |
1456 |
||
|
прогр. 2012 г. |
312 |
468 |
624 |
624 |
841 |
957 |
1248 |
1456 |
1456 |
1664 |
||
Содержание поурочной программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (составители Л.А. Федоров с соавторами, 1984 г.) на всех этапах в большей степени ориентировано на развитие общей физической и теоретической подготовленности занимающихся. Другой характерной чертой содержания рассматриваемой программы является акцентированное совершенствование технической подготовленности спортсменов на этапе спортивного совершенствования.
При этом на повышение специальной физической подготовленности лыжников-двоеборцев на всех этапах многолетнего совершенствования мастерства авторы рассматриваемой программы отводят достаточно среднее количество часов в сравнении с данными из примерных программ многолетней подготовки 1990 г. и 2012 г. Относительно небольшое количество часов, по сегодняшним меркам, отводимое на участие спортсменов в соревнованиях объясняется, по-видимому, тем, что в 80-е годы прошлого столетия в лыжном двоеборье спортсмены не соревновались в рамках кубка мира и континентального кубка. Вместе с тем, составители данной программы не предусмотрели часов для восстановительных мероприятий. Следует сказать и о достаточно резком возрастании как общегодового объема тренировочных нагрузок, так и количества часов, отводимого на тот или иной вид подготовки. Такая ситуация наблюдается не только на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования, но и на третьем-пятом и шестом-седьмом годах учебно-тренировочного этапа [3]. Такой подход к планированию многолетней подготовки не в полной мере соответствует общепринятым концепциям планирования, а именно подходу, предлагаемому Л.П. Матвеевым, а также схемам блоковой периодизации спортивной тренировки по В.Б. Иссурину и круглогодичного подготовительного периода без выраженной «подводки» к соревнованиям.
Другой вариант планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье был представлен в содержании учебной программы, разработанной для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (авторы-составители: Л.А. Федоров, В.И. Гришенков, Б.Б. Кузов, 1990 г.). К особенностям содержания указанной программы можно отнести более планомерное и четкое увеличение тренировочной нагрузки от года к году, от этапа к этапу в сравнении с программой 1984 г. Кроме этого, авторы отводят значительное количество часов на теоретическую и общефизическую подготовку занимающихся, особенно на завершающих этапах многолетней подготовки. Другой важной особенностью рассматриваемой программы является относительно небольшое количество часов, направленное на развитие специальной физической подготовленности двоеборцев, в сравнении с программами 1984 г. и 2012 г. Вместо этого, составители программы 1990 г. считают актуальным сместить акцент подготовки в сторону технического совершенствования спортсменов в период учебно-тренировочного этапа. На участие в соревнованиях и восстановительные мероприятия спортсменам отводится не так много времени в сравнении с программой 2012 г [5].
В отличие от других, содержание примерной программы спортивной подготовки для спортивных школ (авторы-составители П.В. Квашук, А.А. Жиляков, 2012 г.) является, на наш взгляд, не только более сбалансированным, но и учитывающим требования современных концепций планирования системы многолетней подготовки спортсменов. Основой которых являются такие положения, как: о единой педагогической системе, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки на каждом году и этапе обучение; о целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки; об оптимальном соотношении различных сторон подготовленности спортсменов в процессе многолетней тренировки; о неуклонном и постепенном росте объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется; о поступательном увеличении объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок; о строгом соблюдении постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок и др. [4]. Руководствуясь вышеперечисленными положениями, авторы рассматриваемой программы предлагают сместить основной акцент с совершенствования теоретической, общефизической и технической подготовленности занимающихся на развитие специальных физических качеств спортсменов. Вместе с тем, данная программа предусматривает значительно большее количество часов на участие лыжников-двоеборцев в соревнованиях и восстановительных мероприятиях по сравнению с авторами программ 1984 г. и 1990 г.
Проведение теоретического анализа распределения учебно-тренировочных часов на разные виды подготовки позволило установить некоторые сходства и различия в имеющихся к настоящему времени подходах планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье.
1. Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (118) – 2014. – С. 74-78.
2. Зебзеев, В.В. Показатели контроля соревновательной подготовленности лыжников-двоеборцев / В.В. Зебзеев // Сборник по результатам XLI заочной научной конференции International Research Journal, №7 (38), Екатеринбург, 2015 - С. 13-14.
3. Лыжное двоеборье: поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / А.А. Федоров, Н.И. Степанов, М.В. Шереметьев [и др.]. – М., 1984. – 311 с.
4. Лыжное двоеборье: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / П.В. Квашук, А.А. Жиляков. – М., 2012. – 88 с.
5. Лыжное двоеборье: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (нормативная часть) / Л.А. Федоров, В.И. Гришенков, Б.Б. Кузов. – М., Советский спорт, 1990 – 10 с.