В настоящий момент в отечественной теории и практике спорта накоплен обширный опыт построения многолетней спортивной тренировки [4]. Однако многие специалисты считают, что построение многолетней спортивной подготовки в лыжном двоеборье нуждается в тщательном анализе с целью выявления причин низкой соревновательной результативности спортсменов на международной арене [1].
К сожалению, подобная ситуация наблюдается не только на завершающих этапах многолетней подготовки, но и на этапах начальной и углубленной специализации. Одни специалисты объясняют слабые результаты спортсменов в лыжном двоеборье неэффективной системой спортивного отбора, основным принципом которой в последние 10-15 лет является переориентация спортсменов из «близкородственных» видов спорта: прыжков на лыжах с трамплина и лыжных гонок. Другие специалисты обращают внимание на проблему, связанную с отсутствием большого количества современных трамплинов разной мощности.
С данными фактами трудно не согласиться, однако для более полного понимания сложившейся ситуации, на наш взгляд, следует вначале детально проанализировать содержание этапов многолетней подготовки в лыжном двоеборье, а затем делать выводы по ее эффективности.
Цель исследования состояла в проведении сравнительного анализа соотношения объемов прыжковой и лыжегоночной подготовки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.
Результаты исследования и их обсуждение. С этой целью нами проанализированы поурочная программа по виду спорта «Лыжное двоеборье» (составитель Л.А. Федоров с соавторами, 1984) [2] и примерная программа спортивной подготовки (составители П.В. Квашук, А.А. Жиляков, 2012) [3]. Эти материалы позволяют выявить особенности планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье. Результаты этого анализа, по нашему мнению, должны помочь определить оптимальное соотношение между прыжковой и лыжегоночной подготовкой лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.
Анализ соотношения объемов прыжковой подготовки и циклической нагрузки показывает, что содержание поурочной программы многолетней подготовки, разработанной Л.А. Федоровым с соавторами (1984 г.), имеет некоторые особенности (см. Табл.1). Так, авторы уже с первого года при обучении технике прыжков предлагают юным двоеборцам использовать не только трамплины малой, но и средней мощности. Другим важным компонентом планирования многолетней прыжковой подготовки, по мнению авторов, является планомерное увеличение количества прыжков с первого по седьмой годы на трамплинах малой мощности. После этого на восьмом и девятом годах подготовки отмечается повышение количества прыжков, выполняемых с трамплинов средней мощности [2].
Важным моментом в предлагаемом варианте многолетней прыжковой подготовки является то, что программой совершенно не предусмотрены прыжки с трамплинов нормальной (90 м) и большой мощности (120 м). Данный факт обусловлен изменениями соревновательной деятельности лыжников-двоеборцев, произошедшими в последние двадцать – тридцать лет.
Таблица 1 Сравнительный анализ соотношения объемов прыжковой подготовки и циклической нагрузки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства (по данным примерных программ многолетней подготовки лыжников-двоеборцев 1984 г. и 2012 г.)
|
Показатели |
Год обучения |
||||||||||
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
|||
|
Общий объем прыжковой подготовки, кол-во прыжков |
Малые трамплины |
Прогр. 1984 г. |
148 |
148 |
300 |
430 |
450 |
430 |
509 |
285 |
285 |
|
Прогр. 2012 г. |
150-170 |
180-210 |
200-250 |
270-300 |
320-340 |
320-350 |
120-140 |
100-120 |
80-100 |
||
|
Средние трамплины |
Прогр. 1984 г. |
52 |
52 |
30 |
70 |
50 |
110 |
191 |
465 |
465 |
|
|
Прогр. 2012 г. |
0 |
0 |
0 |
30-50 |
120-150 |
200-270 |
180-200 |
250-280 |
250-280 |
||
|
Нормальные трамплины |
Прогр. 1984 г. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Прогр. 2012 г. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
30-50 |
50-60 |
80-90 |
120-130 |
||
|
Большие трамплины |
Прогр. 1984 г. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Прогр. 2012 г. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
30-40 |
60-70 |
80-90 |
||
|
Общий объем циклической нагрузки, км |
Прогр. 1984 г. |
500 |
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
2520 |
3000 |
4000 |
4000 |
|
|
Прогр. 2012 г. |
300-450 |
500-700 |
850-1000 |
1150-1350 |
1550-1750 |
1950-2200 |
3000-3500 |
3800-4300 |
4200-4800 |
||
|
Объем лыжной подготовки, км |
Прогр. 1984 г. |
293 |
293 |
380 |
650 |
950 |
1170 |
1340 |
2100 |
2100 |
|
|
Прогр. 2012 г. |
150-200 |
200-300 |
400-450 |
500-600 |
700-800 |
900-1000 |
1400-1500 |
1800-1900 |
2000-2300 |
||
|
Объем лыжероллерной подготовки, км |
Прогр. 1984 г. |
0 |
0 |
140 |
200 |
250 |
350 |
560 |
600 |
600 |
|
|
Прогр. 2012 г. |
0 |
50-100 |
100-150 |
200-250 |
300-350 |
400-450 |
600-700 |
800-900 |
800-900 |
||
|
Объем бега, ходьбы, имитации, км |
Прогр. 1984 г. |
207 |
207 |
480 |
650 |
800 |
1000 |
1100 |
1300 |
1300 |
|
|
Прогр. 2012 г. |
150-250 |
250-350 |
350-400 |
450-500 |
550-600 |
650-750 |
1000-1300 |
1200-1500 |
1400-1600 |
||
В настоящий момент спортсмены на всех международных состязаниях, проводимых под эгидой FIS, соревнуются только на нормальных и больших трамплинах. При планировании нагрузок циклического характера следует отметить достаточно резкое возрастание объема тренировочных нагрузок с третьего по седьмой годы подготовки, что сложно объяснить с точки зрения сенситивных периодов развития организма спортсменов. При этом лыжероллеры как важный компонент циклической подготовки предлагается использовать только с третьего года обучения. Необходимо сказать, что авторы считают целесообразным использовать абсолютно одинаковые объемы тренирующих воздействий спортсменам первого-второго и восьмого-девятого годов многолетней подготовки, что с позиции существующих общепринятых концепций не является правильным, поскольку адаптация организма спортсменов к таким нагрузкам не способствует дальнейшему повышению их спортивного мастерства. В целом, опираясь на все вышесказанное, можно констатировать, что содержание рассматриваемой программы в большей степени имеет прыжковую направленность, чем лыжегоночную [2].
Несколько другую позицию по вопросу соотношения прыжковой и циклической нагрузки в рамках многолетней подготовки лыжников-двоеборцев имеют П.В. Квашук и А.А. Жиляков (2012 г.), изложившие ее в примерной программе для тренеров спортивных школ. Во-первых, на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов отмечается постепенное увеличение параметров как прыжковой, так и циклической нагрузки. Во- вторых, для совершенствования прыжковой подготовленности с первого по третий годы предлагается использование только трамплинов малой мощности, с четвертого года подготовки – средних трамплинов, с шестого года – нормальных трамплинов, и, наконец, с седьмого года – больших трамплинов. Следует сказать, что в восьмом-девятом годах половина от общего количества всех прыжков выполняется на трамплинах средней мощности. В-третьих, совершенствование циклической подготовленности занимающихся характеризуется равномерным увеличением тренировочных воздействий, но только до седьмого года. Начиная с этого момента, наблюдается резкое повышение объема циклической нагрузки, что объясняется благоприятной ситуацией для развития аэробных возможностей организма лыжников-двоеборцев. В целом можно говорить о том, что содержание данной программы имеет более выраженный акцент на совершенствование лыжегоночный подготовленности двоеборцев, при этом объем прыжков с трамплина на всех этапах многолетней подготовки также остается значительным [3].
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что планирование многолетней подготовки лыжников-двоеборцев, предлагаемое авторами в 1984 г., не является, на наш взгляд, оптимальным и соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Об этом свидетельствуют некоторые отхождения от общепринятых концепций построения многолетней подготовки, разработанных Л.П. Матвеевым, Д.В. Верхошанским, А.П. Бондарчуком, В.Б. Иссуриным и некоторыми другими специалистами в области теории спорта. В этой связи подход к планированию многолетней подготовки, предлагаемый П.В. Квашук и А.А. Жиляковым (2012 г.), является более современным, сбалансированным и методологически выверенным.
1. Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (118) – 2014. – С. 74-78.
2. Лыжное двоеборье: поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / А.А. Федоров, Н.И. Степанов, М.В. Шереметьев [и др.]. – М., 1984. – 311 с.
3. Лыжное двоеборье: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / П.В. Квашук, А.А. Жиляков. – М., 2012. – 88 с.
4. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010 – 392 с. : ил.