Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки – аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют своё первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворённость своим положением.
Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями.
Для выявления особенностей проявления агрессивности в зависимости от статуса личности подростков нами было проведено исследование, в котором, приняли участие учащиеся 8 – 10-х классов общеобразовательной школы №9 г.Великие Луки.
В результате проведенного нами социометрического исследования были получены следующие результаты.
Так, в 8-ом классе показатели агрессивности у высоко статусных учеников более высокие, чем у учеников с низким статусом. Здесь можно отметить наибольшее различие в показателях между высоким и низким статусом по таким шкалам как «провокация агрессии со стороны окружающих», «расплата за агрессию» и «неумение переключать агрессию».
Таблица 1
Особенности проявления агрессивности в зависимости от обобщённого статуса
|
№ |
Шкалы агрессивности |
|
8 класс |
|
|
10 класс |
|
|
Высокий статус |
Низкий статус |
Высокий статус |
Низкий статус |
||
|
1 |
спонтанность агрессии |
3,2 |
|
2 |
3 |
3 |
|
2 |
неспособность тормозить агрессию |
2,2 |
|
1,5 |
1,5 |
0,8 |
|
3 |
неумение переключать агрессию |
3,7 |
|
2,3 |
2,5 |
3 |
|
4 |
анонимная агрессия |
0,8 |
|
0,8 |
1,5 |
1,3 |
|
5 |
провокация агрессии у окружающих |
3,7 |
|
2 |
2 |
2,3 |
|
6 |
склонность к отражённой агрессии |
4,2 |
|
2,2 |
2,3 |
3,5 |
|
7 |
аутоагрессия |
3 |
|
1,8 |
3 |
2 |
|
8 |
ритуализация агрессии |
1,7 |
|
0,8 |
1,5 |
1 |
|
9 |
склонность заражаться агрессией толпы |
1,7 |
|
1 |
1,5 |
1,8 |
|
10 |
удовольствие от агрессии |
2 |
|
1,8 |
2,3 |
1,3 |
|
11 |
расплата за агрессию |
3,3 |
|
1,7 |
1,8 |
2,3 |
|
|
Среднее значение |
2,7 |
|
1,6 |
2,1 |
2 |
Мы видим, что высоко статусные ученики чаще выступают как провокаторы агрессии, однако и расплата за свои агрессивные действия имеет место среди них. Однако, данные полученные при изучении агрессии, позволяют говорить о том, что в 10-ом классе положение меняется.
Во-первых, усреднённые показатели агрессивности «сглаживаются» становятся менее контрастными между высокостатусными и низкостатусными. Это свидетельствует о том, что фактор агрессивности заметно ослабляет своё влияние на статусное положение подростков в своём классе.
Во-вторых, становится понятным, какие агрессивные тенденции встречают первоочередное отторжение и неприятие у данной возрастной категории: например, «склонность к отражённой агрессии» в 8-ом классе весьма сильно «работала» на повышение статуса. В 10-ом классе она уже воспринимается групповым мнением негативно; аналогичное произошло, хотя и в меньшей степени с «неумением переключать агрессию», «провокацией агрессии» и «склонностью заражаться агрессией толпы». Можно полагать, что именно в этих аспектах подросткового поведения групповые нормы оказывают блокирующее воздействие на развитие агрессивных тенденций в данном возрастном диапазоне.
В виде исключения можно отметить высокий показатель у учеников с низким статусом по шкале «склонность к отражённой агрессии». Этот недостаток заключается в том, что индивид, как эхо, повторяет агрессию партнёров.
Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обуславливающих его возникновение.
Таблица 2 Особенности проявления агрессивности у лиц с высоким и низким статусом по критериям «нетерпимости» и «доброты».
|
№ |
Шкалы агрессивности |
|
Нетерпимость |
|
|
|
|
|
Доброта |
|
|
||||
|
|
|
8 кл. |
|
|
10 кл. |
|
|
8 кл. |
|
|
10 кл. |
||||
|
|
В. С. |
Н. С. |
В. С. |
Н. С. |
В. С. |
Н. С. |
В. С. |
Н. С. |
|||||||
|
1 |
спонтанность агрессии |
3 |
|
2,8 |
2,3 |
|
|
1,8 |
2 |
|
|
2,5 |
1,3 |
|
3,3 |
|
2 |
неспособность тормозить агрессию |
2,2 |
|
1,5 |
1,3 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1,8 |
1,3 |
|
1,3 |
|
3 |
неумение переключать агрессию |
2,8 |
|
3,3 |
3,3 |
|
|
3 |
3,4 |
|
|
2,5 |
3,3 |
|
2,3 |
|
4 |
анонимная агрессия |
1 |
|
1,5 |
1,3 |
|
|
1 |
1,2 |
|
|
0,8 |
0,7 |
|
1,7 |
|
5 |
провокация агрессии со стороны окружающих |
4 |
|
3,2 |
2,5 |
|
|
1,5 |
2,2 |
|
|
2,8 |
1,3 |
|
2,3 |
|
6 |
склонность к отражённой агрессии |
3,8 |
|
2,3 |
3,3 |
|
|
2,3 |
2,8 |
|
|
3,8 |
2 |
|
2,7 |
|
7 |
аутоагрессия |
2,6 |
|
3,8 |
2 |
|
|
2,7 |
3,6 |
|
|
1,8 |
2 |
|
3 |
|
8 |
ритуализация агрессии |
2 |
|
1,3 |
0,8 |
|
|
0,2 |
1 |
|
|
1,8 |
0,3 |
|
2 |
|
9 |
склонность заражаться агрессией толпы |
2,6 |
|
0,7 |
1,5 |
|
|
0,7 |
0,4 |
|
|
1,8 |
0,3 |
|
2 |
|
10 |
удовольствие от агрессии |
3 |
|
1,8 |
1,8 |
|
|
1 |
1,6 |
|
|
2,5 |
1,3 |
|
3 |
|
11 |
расплата за агрессию |
2,6 |
|
3,5 |
2,3 |
|
|
2,8 |
3,4 |
|
|
2,3 |
2 |
|
3,3 |
|
Среднее значение |
2,7 |
|
2,4 |
2,1 |
|
|
1,7 |
2,1 |
|
|
2,2 |
1,5 |
|
2,5 |
|
Обозначения: ВС - высокий статус личности; НС – низкий статус личности.
Из таблицы №2 видно, что групповое мнение относительно «нетерпимости» подростков более всего оказывается зависимым от таких характеристик агрессивности, как «склонность к отражённой агрессии», «склонность заражаться агрессией толпы» и «удовольствие от агрессии». Показательно, что первые две характеристики имеют социальную обусловленность возникновения агрессивных тенденций в поведении. Это может означать, что проблема «нетерпимости-толерантности» воспринимается подростками скорее не как личностное свойство (в этом случае наибольшие различия проявились бы по таким шкалам как «спонтанность агрессии», «неспособность тормозить агрессию» и «неумение переключать агрессию»), а как стиль поведения в группе, способ реагирования на окружающее.
Эта тенденция в целом сохраняется и у десятиклассников. Хотя в тоже время нужно отметить, что в 10-ом классе восприятие «нетерпимости-толерантности» оказывается в большей степени зависимым от показателей агрессивности (по разнице средних значений между высокостатусными и низкостатусными по данному критерию).
Следовательно, десятиклассники уже более дифференцированно и тонко отслеживают у окружающих наличие или отсутствие толерантности. Однако в большей степени точность такого распознания проявляется по критерию «доброта», где по сравнению с 8-ым классом различие между высоким и низким статусом ощущается весьма значительно. Это ещё раз подтверждает, что к 10-му классу подход в оценке человеческой агрессивности перемещается от фиксации внешне - поведенческих реакций к распознаванию внутренне - личностных механизмов и предпосылок.
Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте происходят достаточно серьёзные качественные трансформации в структуре агрессивных тенденций, при этом они имеют существенные гендерные различия.
1. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. - № 5 – С.3- 18.
2. Реан, А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. - № 3. – С.6-7.
3. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Фемита, 1994. – 295 с.