Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОСНОВА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к проблемам физического воспитания студентов. Одним из важнейших направлений молодежной политики является формирование у молодежи потребности в физическом совершенствовании и гармоничном развитии. Занятия физической культурой призваны повысить уровень физической подготовки, а соответственно способствовать достижению оптимального уровня работоспособности. Одной из важных социальных функции физического воспитания в процессе обучения студентов, является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения. Необходимость физического развития и совершенствования студентов, обусловлена запросами и правами личности студента, а также постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества.

Важность образовательной области « физическая культура» чрезмерно высока, поскольку согласно данным о здоровье студенческой молодежи в ВУЗах России лишь 14% практически здоровы, в то время как 50% имеют функциональные отклонения , 35 % хронические заболевания. По данным специалистов последствия интенсификации учебного процесса ведут к дисгармоничному развитию, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью,  психофизической перегрузкой. Ряд исследований свидетельствует о снижении уровня физической подготовленности, уменьшение двигательной активности студентов. В этой связи на предмет «физическая культура» возложена функция, способствовать учебно-воспитательному процессу обучения и овладения избранной профессией средствами и методами физической культуры.

В настоящее время, значительная часть выпускников школ приходят в ВУЗы со слабой физической подготовкой. Наряду с этим отсутствуют достоверные показатели уровня общей физической подготовки молодежи, а также данные эффективности проводимых учебных и внеучебных занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях.

В связи с этим проблема повышения уровня общей физической подготовленности учащейся молодежи, а также мотивации к занятиям физической культурой и физическому самосовершенствованию не утратила своей актуальности (Гендегольскис Л.И.).

Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на воспитание двигательных (физических качеств), способностей необходимых в жизни и спортивной деятельности.

Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Они взаимообусловлены и дополняют друг друга. В зависимости от решаемых задач, состава занимающихся, их квалификации, этапа учебно- тренировочного процесса удельный вес общей и специальной видов подготовки будет разный. В нашем исследовании речь идет о работе со студентами нефизкультурных ВУЗов, поэтому общая физическая подготовка является доминирующей, так как с ее помощью решается задача всестороннего физического развития.

Под общей физической подготовкой понимается процесс, направленный на воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием. Разностороннее физическое развитие предусматривает комплексное воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), что обеспечивает активную сбалансированную деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, умение владеть своим телом, быть координированным и успешно выполнять двигательные действия в обычной жизнедеятельности.

Общая физическая подготовка – это процесс формирования и совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей организма, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта или сфере деятельности. В общем и целом задачей ОФП (обшей физической подготовки) является развитие физических качеств, таких как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, качеств необходимых для жизнедеятельности человека, двигательной активности. Именно с формирования общей физической подготовки начинается дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков, достижение высших результатов.

Анализ научно-методической литературы, мониторинговые исследования и опыт работы показывают большинство студентов первокурсников, обладают низким уровнем физической подготовки, и недостаточным арсеналом двигательных умений и навыков. Доказательством являются исследования Е.Н. Колесникова, С.В. Пехтерова, С.А. Баранцева, М.А. Скородумова, Солодкова А.С. «Преподаватели ВУЗов чаще всего сталкиваются с недостаточным арсеналом двигательных умений студентов и низким уровнем общей физической подготовки, отсутствием техники выполнения простых упражнений».

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью освоения практических разделов учебной программы и недостаточно развитыми двигательными умениями и навыками, низким уровнем общей физической подготовки.

Цель исследования: изучить уровень общей физической подготовки студентов 1 курса не физкультурных ВУЗов

Задачи исследования:

1 .Выявить уровень физической подготовки студентов 1 курса

2 .Определить первоочередные задачи практических разделов учебной программы по физической культуре на 1 курсе обучения

3 .Изучить динамику развития общей физической культуры студентов 1 курса групп ОФП.

Методы исследований:

1.Изучение методической литературы по данной тематике 2.Педагогическое наблюдение

3.Тестирование двигательной подготовленности

Задача дисциплины «Физическая культура» в ВУЗе призвана способствовать улучшению здоровья, повышению уровня физической подготовленности и работоспособности, развитию двигательных умений и навыков, приобщить студенческую молодежь к занятиям различными видами спорта в спортивных секциях ВУЗа. И таким образом создать базу для дальнейшего самосовершенствования.

Потребность в физическом совершенствовании, а следовательно специальная физическая подготовка, может быть сформирована только самостоятельно, по внутреннему убеждению и выбору, в процессе занятий в свободное личное время на основе сближения личных и социальных интересов. Исследования О.Е.Лихачева, В.Н.Смирнова выявили: «Свобода выбора разнообразных форм и видов физкультурно-спортивных  занятий, максимальная самостоятельность в принятии решений во внеучебное время способствует эффективному формированию потребности в самостоятельном физическом совершенствовании, которая может способствовать формированию здорового социально активного стиля жизни студента. В этом случае формируется понимание, что физкультура нужна не только для здоровья, но и для активного отдыха, наслаждения движением, жизнью - это одна из составных частей человеческого счастья»

Исследования И.С. Сырвачевой показали, что физкультурная активность обусловлена в основном эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурных занятий и доставления удовольствия от процесса физкультурной активности, то есть удовлетворение от самого процесса занятий, это же подтверждают данные О.Е.Лихачева, В.Н.Смирнова. Все эти составляющие помогают создать внутреннюю мотивацию, а соответственно интерес к дальнейшим занятиям.

Многочисленные исследования указывают на необходимость составления учебных программ с учетом интересов и потребностей студентов, а также с учетом уровня физической подготовленности и индивидуальных возможностей студентов, все эти аспекты способствуют формированию позитивной мотивации к занятиям физической культурой и решают вопросы посещаемости, успеваемости, и гарантируют рост личных достижений студентов, а также способствуют дальнейшим самостоятельным занятиям физкультурой в будущей жизни (И.В. Сингаевский ).

Учитывать интересы и потребности студентов важно и нужно, с этой целью формируются группы ОФП с различной спортивной направленностью. Первоочередная задача на практических занятиях в группах ОФП с различной спортивной направленностью, должна быть ориентирована на повышение уровня общей физической подготовки за счет применения разнообразных средств физической культуры.

Исследования С.А. Баранцева, Е.Н. Колесникова, С.В. Пехтерева, М.А. Скородумова показали, что у студентов специализации баскетбол, бокс высокий уровень развития силы, быстроты, скоростно-силовых качеств. У студентов, занимающихся по специализации футбол высокий уровень развития быстроты. Исследования свидетельствуют о разном уровне общей физической подготовки в различных группах специализаций: наиболее высокий уровень развития в группе бокса (5 баллов). В группе ОФП баскетбол эффективность ниже (3 балла). А в группе ОФП футбол самая низкая (1 балл). Исследования доказывают, что более высокий уровень развития принадлежит качествам, наиболее востребованным в данном виде специализаций, то есть специальная физическая подготовка превалирует над общей физической подготовкой.

Нами было организовано и проведено исследование в Тольяттинском государственном университете с сентября 2014г. по май 2015. В исследовании участвовали студенты 1-ых курсов (1200 чел.) Тольяттинского государственного университета. Для решения задачи по определению уровня физической подготовленности студентов мы провели тестирование и проанализировали результаты. Тестирование проводилось в соответствии с учебной программой «Физическая культура», использовались следующие тесты оценки двигательной подготовки студентов: бег 100м, прыжок в длину с места, подтягивание из виса (юноши), отжимания (девушки), бег 2000м (девушки) и 3000м (юноши).

На занятиях по легкой атлетике в начале учебного года, мы наблюдали у 70% студентов первого курса низкий уровень развития быстроты при беге на короткие дистанции (100 м) и у 82% студентов выносливости при беге на длинные дистанции (2000м-девушки и 3000м-юноши), т.е. показатели не соответствуют существующим нормам для их возраста.

Занятия оздоровительной гимнастикой (силовой шейпинг и аэробика) выявили у 42% студентов (девушек) низкий уровень координации движений (выполнение сложнокоординированных упражнений) и гибкости (наклон туловища из положения, стоя на скамейки).

Занятия силовыми видами выявил средний уровень силовой подготовки у 62% девушек и высокий уровень силовой подготовки у 44% юношей, однако, у 64% юношей низкий уровень силовой выносливости и у 86% отсутствие гибкости. Занятия по специализации спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол) показывают, что только 30% юношей и 10% девушек владеют навыками игры и знают частично правила.

Для определения успешности проведения практических занятий по повышению уровня физической подготовленности студентов первого курса в группах ОФП с различной спортивной направленностью проведен сравнительный анализ результатов, полученных на начальном и конечном этапах (Табл.1 - девушки, Табл.2 - юноши).




Таблица 1  

Динамика физической подготовленности девушек 1 курса ТГУ


№ п/п

тест

Осенний семестр

Весенний семестр

1

Бег 100 м

17,0

16,4

2

Кросс 2000м

14,0

13,4

3

Прыжок в длину с места

1,6

1,62

4

Отжимания

15

16

    

Таблица 2  

Динамика физической подготовленности юношей 1 курса ТГУ


№ п/п

тест

Осенний семестр

Весенний семестр

1

Бег 100 м

15,0

14,1

2

Кросс 3000м

15,2

14,7

3

Прыжок в длину с места

2,4

2,5

4

Подтягивания

10

13

 

Проведенный мониторинг физической подготовленности студентов 1 курса выявил низкий уровень общей физической подготовки студентов. Таким образом, первоочередной задачей физвоспитания первокурсников является повышение уровня общей физической подготовки студентов, и повышение уровня развития двигательных умений и навыков, с использованием разнообразных средств физической культуры.

На основании результатов исследования разработаны практические рекомендации по совершенствованию учебных занятий для развития общей физической подготовки студентов.

 

Список литературы

1.      Баранцев С.А. ,Колесников Е.Н., Пехтеров С.В, Скородумов М.А,// Новые исследования институт возрастной физиологии РАО,2010 (№3)

2.      Гендегольскис Л.И. « Физиологические основы спортивной тренировки» М.: Физкультура и спорт,1990

3.      Горелова А.А «О роли двигательной активности студентов гуманитарных ВУЗов и способах ее повышения» // ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009№1

4.      Гришина Ю.И. «Общая физическая подготовка. Знать и уметь» Феникс,2012

5.      Грязева Е.Д. « Оценка качества физического развития и актуальная задача физического воспитания студентов» Флинта, 2010

6.      Евсеев Ю.И. «Физическое воспитание» Феникс,2014

7.      Дворкин Л.С. «Физическое воспитание студентов» Феникс ,2008

8.      Примерная программа дисциплины «Физическая культура»/сост. Ильинич В.И. ,Евсеев Ю.И.,-М.2000

9.      Кофман Л.Б. « Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся.» Кофман Л.Б.,  В.П.Панаева  ,Е.А.Разумовский//Материалы  к  созданию  автоматизированного  банка  данных «Здоровые дети Москвы»,1994

10.   Лихачев О.Е., В.Н.Смирнов « Физическое воспитание студентов: традиции, направления, развитие// научно-теоретический журнал «Ученые записки» университета им. П.Ф. Лесгафта 2014.,№1

11.     Популо Г.М., Чернова Е.Д. Варианты организации занятий по физическому воспитанию студентов. Материалы XI междун. научно-практической конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2014.

12.   Раевский Д.А. «Воздействие параметров функциональной подготовленности на показатели двигательной активности студентов первокурсников»// Д.А.Раевский, В.П.Румянцев, С.Г. Растопчина// ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта ,2014(№8)

13.   Сизова Н.В., Семиглазова Е.П. «Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом// материалы II международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки в области педагогики и психологии» Челябинск, 2015

14.   Солодков А.С. «Физическое и функциональное развитие состояния здоровья школьников и студентов России» // А.С. Солодков// ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта ,2013(№3)