14 февраля 2016г.
Активные изменения, происходящие в системе образования требуют перестройки содержания повышения квалификации специалистов в области психологии образования, в соответствии с новыми тенденциями. Существует ряд объективных и субъективных факторов, формирующих определенную потребность повышения квалификации психологов образования. Полученное ранее психологами образования достаточно быстро устаревает и не соответствует требованиям практики.
Помимо интенсивного обновления информации в психологии, появления новых концепций и методов, есть необходимость в структурировании и систематизации информации на конкретном практическом материале. Особенно это касается новых образовательных технологий. Реформа образования требует интенсивного внедрение активных методов обучения, которые позволят с большей эффективностью осваивать информацию и формировать необходимые компетенции.
Важно также учитывать новые запросы со стороны образовательной организации и частных клиентов, в качестве которых могут выступать и руководители организации, и педагоги, и родители. Рынок психологических услуг существенно расширился, растет спрос на узких специалистов. Соответственно увеличиваются требования к уровню подготовки и переподготовке психологов образования.
Кроме социальных перемен, определяющих необходимость изменения содержания повышения квалификации психологов образования, остаются традиционные вопросы решения кризисов профессионального развития психологов.
В связи с перечисленными изменениями, происходящими в современном обществе, перед системой дополнительного образования для повышения квалификации психологов можно выделить ряд задач, решение которых представляется наиболее важным. Основной целью традиционно является обновление знаний. Однако меняется содержание и структура повышения квалификации с учетом введения компетентностного подхода. Для опытных психологов требуется получение новой информации в актуальных направлениях, таких как работа в условиях роста психологического напряжения (в том числе в экстремальных ситуациях), в ситуации падения психологической культуры населения в сочетании с реакцией ухода от решения проблем, что в свою очередь ведет к выплескам напряжения в профессиональной деятельности, семейных отношениях, обыденной жизни.
Необходимо также учитывать специфику работы с взрослыми профессионалами, для которых обучение – это прежде всего решение важных личных и профессиональных проблем. В отличие от студентов, профессионалы стремятся к активному использованию полученных знаний на практике, что требует использования практикоориентированного подхода в подборе курсов повышения квалификации.
Далее, повышение квалификации должно строиться с учетом региональных особенностей. Необходимо учитывать имеющийся запрос по наиболее востребованные программы в регионе, в соответствии с имеющимися потребностями. Появилось множество новых, нестандартных проблем, которые существенно отличаются от изучаемых по традиционным образовательным программам. Полученные в результате повышения квалификации специализации позволят специалистам стать более востребованными и конкурентоспособными [3].
Рассмотрим некоторые средства решения проблемы повышения квалификации профессиональных психологов в рамках дополнительного образования в вузе.
1. Использование групповых методов работы. Формирование необходимых профессиональных компетенций, которые необходимы для решения перечисленных проблем, заложены в стандартах образования нового поколения. Однако молодые специалисты не всегда могут похвастаться опытом успешной и, главное, самостоятельной деятельности. Поэтому необходимо формировать у молодых специалистов навыки коллегиального решения практических и прикладных задач, например, в форме Баллинтовской группы. Баллинтовская группа является одной из наиболее доступных форм оказания помощи практическому психологу в анализе случая. Кроме того, речь еще идет о формировании межличностных компетенций - индивидуальных способностей, связанных с умением выражать свое отношение, критичностью, самоанализом, социальным и эмоциональным интеллектом, умением работать в группах, умением принимать нравственные и этические обязательства.
2. Индивидуальный подход и ориентация на решение конкретных задач личности. В компетентностном подходе поставлены задачи, ориентированные на формирование конкурентоспособности специалиста. Но далеко не у каждого психолога, в силу его профессионального обучения, в котором доминируют гуманистические ценности, в достаточной степени присутствуют качества конкурентоспособности. Формируя данные качества и решая тем самым важную задачу профессиональной самореализации и самоутверждения, мы зачастую забывает о вопросе самоактуализации личности, что далеко не одно и то же. Некоторая недоработанность в поставленных перед образованием задач, зачастую приводит к появлению крайне ограниченной личности, ориентированной на личное обогащение, реализацию амбиций, имеющих исключительно характеристики «акул бизнеса», без каких бы то ни было признаков «дельфинов» (по терминологии Р. Андерсона и П. Шихирева)[1]. Поэтому курсы повышения квалификации могут иметь целью оказание помощи в решении личных проблем, благодаря приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Данная задача решается за счет использования критериев самоанализа, которые формируются у специалистов в результате обучения.
3. Контекстность обучения (по А.А. Вербицкому) [2]. В данном случае речь идет о конкретных трудных случаях профессиональной деятельности, с которыми сталкиваются специалисты. Далеко не все модели ситуаций описаны в книгах и есть стандартные алгоритмы решения проблем. Необходимо отметить изменение фоновых характеристик проблемы, которые зачастую сопровождают обращение к специалисту: отсутствие бережного отношения к детям (или другим членам семьи), приоритет личных ценностей, отсутствие баланса между личными интересами и интересами партнера по коммуникации. Все больше появляется обращений связанных с личностной пассивностью. Примером может быть жалоба на молодых людей, которые в силу слабости характера, недостаточной способности к жизнестойкости проявляют черты изгоев. Они напрямую заявляют, что не хотят ничего делать, сидят на шее у своих престарелых родителей. Кто-то говорит, что не хочет работать за копейки, поэтому совершенно спокойно живет на пенсию бабушки, а кто-то честно заявляет, что не хочет делать ничего. Подобное поведение формируется в ситуации, когда человек достаточно быстро начинает понимать, что он не соответствует ожиданиям близких и значимых людей. Поскольку он не может просто признаться, что глуп, слаб и бесталанен, он демонстрирует видимость активности и успешности, когда на самом деле постоянно чувствует свою никчемность и ущербность. Но ведь и сами родители в свое время позволили им подобное поведение.
Для решения подобных проблем необходимо грамотно анализировать всю ситуацию в целом, в широком контексте, с использованием межпредметных концепций из родственных профессий. Иногда прорыв в «чужой» источник информации может позволить решить наиболее сложные профессиональные задачи. Так, теория Хоува- Штрауса [4], которая используется в основном в менеджменте утверждает, что формирует и определяет поколение не только и не столько возраст, сколько ценности людей, которые формируются под влиянием общественных, политических, экономических, социальных, технологических событий и воспитания в семье. С детства мы бессознательно усваиваем, как привлечь представителей разных поколений, как правильно донести информацию. «Теория поколений»помогает перевести интуитивные знания на осознанный уровень и применять их в общении, выбирая верный способ сообщения информации, контроля сделанной работы, мотивации деятельности.
Перечисленные средства не являются основными, а скорее дополняют традиционные методы, которые используются для повышения квалификации психологов.
Таким образом, система дополнительного образования на современном этапе развития, позволяет использовать широкий спектр методов и образовательных технологий для повышения квалификации психологов, что существенно облегчает решение задач разного уровня сложности, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). М.: «Дело ЛТД», 1994.
2. Вербицкий А.А. Контекстно- компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России.2010. №5. Стр. 32-37.
3. Храпенко И.Б. Возможности дополнительного образования в профессиональном становлении современного психолога //Право и образование. № 11, 2011. С.58 – 68.
4. Strauss, W., Howe, N. (1997) The Fourth Turning: An American Prophecy — Whatthe Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N. Y. : Broadway Books.