Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребенка. Исследованием проблемы формирования словаря детей занимались такие педагоги, как К.Д. Ушинский, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, В.И.
Логинова.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка в тесной связи с формированием понятийного мышления детей.
Эффективно решать задачи активизации словаря детей позволяют методы ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения). В детском саду №122 «Красное солнышко» эта работа успешно ведется более двадцати лет.
Эффект применения методов ТРИЗ усиливается в процессе использования интерактивного оборудования, которое способствует освоению тризовских алгоритмов. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) содержит в себе не только работу ребенка с информационным средством (компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. В свете рассматриваемой проблемы – это преобразование слов, составление словосочетаний и предложений на основе методов ТРИЗ-РТВ.
Наиболее часто используемы педагогами методы синектики (различные виды аналогии), которые не только помогают в формировании словаря, но развивают воображение, фантазию, позволяют раскрепостить мышление.
В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Следующий метод ТРИЗ, который также акцентирует внимание на признаках объектов, это метод каталога. С его помощью обучаем детей переносу признаков любого выбранного слова на другое слово, наугад взятое из книги или названий окружающих предметов. Игры, основанные н а этом методе, не только обогащают словарь, но уточняют и расширяют знания о предметах и их действиях. При этом ребенком ведется активный поиск ассоциаций к заданному слову в разных областях. Ребенок испытывает восторг от нахождения нового образа новому слову или словосочетанию.
Метод фокальных объектов позволяет перенести признаки трех предметов на выбранный объект. При этом развивается способность к анализу и синтезу, поиску аналогов прямого смысла, метафор. Все это направлено на получение новых словосочетаний, сочинение сказок, закрепление знаний об окружающем мире, активизацию и обогащение словаря.
Например:
Метод «Полином фантазии» помогает придумывать самые необычные, фантастические сочетания при наборе слов из совершенно разных надсистем, активизировать словарь, развивать аналитическое мышление.
Дети загадывают любое слово из трех букв (например, МАК) и помещают в три столбика, затем называют слова на данные буквы (М – мама, малина, молоко, А – арбуз, акробат… К – кукла и т.д.) Потом из каждого столбика произвольно выбирается слово и из них составляется предложение. Например: Мама принесла арбуз и куклу. Акробат на канате ел малину. Корова на автобусе возит молоко.
Методы системного подхода позволяют решать такие задачи, как обогащение словаря, перевод словарного запаса из пассивного в активный.
В НОД по развитию речи мы используем ряд игр по системному подходу.
Например: дидактическая игра «Кто чем работает?» (идея А.М. Страунинг). Цель: используя системный оператор (СО), расширять словарный запас детей, приводить в систему знания детей о людях разных профессий, видах инструментов, применяемых в процессе работы.
Схема структурного подхода позволяет классифицировать предметы по именам признаков и обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих форму, цвет, вес, размер, материал, качество и т.д.
Мы используем его на основе морфтаблицы в различных дидактических играх, например: «Так бывает или нет?»
Яблоко - хрустальное - в сказке, в магазине, на стекольном заводе и т.д. Стол - хрустальный - для принцессы, для игры в шахматы и т.д.
Кольцо Луллия (метод морфанализа) представлено несколькими концентрическими кругами. Выбирая стилусом объект с панели, ребенок перетаскивает его в тот сектор Кольца Луллия, который соответствует, по его представлениям, цвету данного объекта. При этом он должен построить словосочетание, в котором будет число, прилагательное и существительное, (Например: 5 черных котят).
Усложнение - составить предложение с полученным словосочетанием
Игра «Сложи слово» построена также по методу морфанализа, с использованием оси ординат, на пересечении которых образуется новое слово: снег + овик, снег + урочка, снег + опад и т.д.
Это далеко не полный перечень методов ТРИЗ-РТВ, используемый педагогами нашего детского сада.
Диагностика развития словаря воспитанников по итогам целенаправленной работы в данном направлении, показывает положительную динамику формирования лексического запаса у детей.
Список литературы
1. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Ульяновск, 2000г.
2. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников, Ульяновск, 1997г.
3. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников, Ульяновск, 2004г.
4. Страунинг А.М. Методы активизации мышления. Обнинск, 1994г.