Образование на современном этапе развития педагогики и школьной практики характеризуется усилением внимания к ученику, к развитию его индивидуальных способностей и личности. С другой стороны, цели общего образования могут быть реализованы лишь при адекватном его содержании.
По мнению В.В. Давыдова, знание следует рассматривать, с одной стороны, как результат мыслительных действий (отражение действительности), а с другой – как процесс получения этого результата (мыслительные операции). Включение растущего человека в целесообразную деятельность является одним из решающих факторов целостного развития его личности. В основе разработки модели учебно-познавательной математиче- ской деятельности лежит вывод психологов о том, что обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний [2, с. 152].
Следовательно, развивает не только знание, но и специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания. Личностно-деятельностный подход предполагает такую мо- дель обучения математике, которая «имитирует» творческую математическую деятельность, что позволяет приобщать школьников к этой деятельности, овладевать соответствующим опытом на уровне своих индивидуальных возможностей.
Для того чтобы школьники смогли включиться в исследовательскую деятельность, они должны владеть высоким уровнем логической культуры, соответствующими средствами учебно-познавательной деятельности, связанной с логическими умениями. С другой стороны, процесс познания опирается не только на логику, в нем находят достаточное отражение такие индуктивные умозаключения, как интуиция и аналогия.
По этому поводу Д. Пойа говорит о двух типах рассуждений в математике – доказательных и правдоподобных: «Доказательные рассуждения пронизывают как раз науки в той же мере, что и математика, но сами по себе (как и сама математика) не способны давать существенно новые знания об окружающем нас мире. Все новое, что мы узнаем о мире, связано с правдоподобными рассуждениями» [3, с. 14-15]. В этом смысле доказательство выступает способом организации полученных эмпирическим путем результатов.
Математическое знание в своем развитии не исчерпывается дедуктивно-аксиоматической компонентой, в нем присутствует эвристическое начало, эвристическая деятельность.
Эвристика рассматривается не только как эмпирический феномен, но и как своеобразный предмет исследования особой научной дисциплины, как своеобразный тип мыслительных процессов, непосредственно связанный с творческой деятельностью человека. Поэтому эвристика может трактоваться, с одной стороны, как отдельное средство или прием, с другой стороны, как целостная система взглядов, которая позволяет соотносить собственные действия в ходе решения задачи и их обоснования. На этом фоне эвристика выглядит особым видом мышления, который управляет другими формами интеллектуальной активности.
Одни исследователи задают суть «эвристического» путем указания на основную характеристику этого понятия – познание, направленного на раскрытие значимых связей и отношений задачи. С этой точки зрения эвристика как прием противопоставляется эвристической деятельности (единому творческому мышлению), которая и обладает познавательной способностью. Другие авторы видят источник возникновения эвристик в самой мыслительной деятельности субъекта, который самостоятельно извлекает из нее эвристические приемы и может их в дальнейшем использовать в самых разных ситуациях. В этом контексте эвристику можно определить как правило самонаведения на решение.
В.Ф. Спиридонов предлагает использовать в качестве критерия классификации объект приложения эвристики в процессе решения. Таким образом, удается различить: 1) эвристики, направленные на работу с задачей, 2) эвристики, наводящие на решение, 3) эвристики, направленные на работу с собственным мышлением,
4) эвристики, нацеленные на оптимизацию процесса решения, 5) способы достижения креативного состояния [4].
Под эвристикой мы будем понимать всякий прием, применение которого способствует отысканию метода решения задачи, помогает сориентироваться в проблемной ситуации и наметить план решения.
Выделим свойства эвристики, с помощью которых можно определить ее качественное своеобразие, а также выделить функции в процессе решения. На этом основании можно группировать в самостоятельные семейства те приемы, которые оказываются сходными по своему результату [1].
Таким образом, нами получена следующая совокупность эвристических приемов.
1. Эмпирические эвристики: аналогия, интерпретация символических записей, первичное моделирование свойств объектов и их отношений.
2. Предметные эвристики: замена термина его определением, переосмысление объектов (фигур, отношений между ними) с точки зрения других понятий, использование характеристических свойств понятия, развертывание определений понятий, выведение свойств объектов и их отношений.
3. Логические эвристики: анализ условия и требования задачи, выделение объектов и отношений между ними, выведение следствий из условия задачи, преобразование требования задачи в равносиль ное ему, конструирование на основе данной задачи новой задачи.
4. Геометрические эвристики: выполнение чертежа (рисунка, схемы), отвечающего условию задачи, переосмысливание элементов чертежа с точки зрения другой фигуры, достраивание фигуры, выполнение дополнительных построений.
5. Концептуальные эвристики: перевод содержания задачи на язык специальной теории, замена переменного, переформулировка задачи, формулирование и использование родственной задачи, разбиение задачи на части, выделение частного случая, конструирование вспомогательных задач, рассмотрение предельного случая, обобщение задачи, трансформация условия задачи, формулирование и решение обратной задачи, выдвижение альтернативных гипотез.
Данная совокупность имеет значение не только для классификации эвристических приемов, но и для обучения их применению в процессе решения математических задач.
Рассмотрим конкретные примеры использования эвристических приемов.
1. Переосмысление элементов чертежа с точки зрения другой фигуры.
1. Достраивание фигуры.
С другой стороны, плодотворная и правильная интуиция вырабатывается на основе прочных знаний. На этапе логического обоснования доказательство помогает овладеть общими и специальными математическими методами, приобрести нужную для их грамотного применения математическую культуру, составной частью которой является логическое мышление.
Интуиция и ее связь с логикой в процессе обучения математике играют и мотивационную роль. Наш личный опыт работы преподавания элективных математических курсов для учащихся школ города Иванова показал, что догадка, высказанная ими на основе интуиции или правдоподобных рассуждений, стимулирует к поиску ее обоснования.
Список литературы
1. Артамонов М.А. Эвристическая деятельность учащихся как компонент содержания математического образования // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей. СПб., 2014.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
3. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975.
4. Спиридонов В.Ф. Эвристики творческого мышления. М., 2000.