Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СТЕНАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: КТО, ЗА ЧТО И КАК ДОЛЖНЫ ОРГАНИЗОВАТЬ ИХ ПРОХОЖДЕНИЕ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
24 августа 2019г.

Начнем с того, что в штатах вузов присутствуют преподаватели-совместители, занимающие соответствующие постоянные должности на предприятиях (5-10 % по нормативам ГОСов), и, это – важная качественная сторона практической подготовки не только «профессиональными» педагогами, но и «профессиональными» практиками, будучи назначаемыми руководителями практик.

Апеллируя к статусу «Платные дополнительные образовательно-производственные услуги» (ДОПУ) в системе «СИФО», предлагаемой профессором Канчукоевым В.О., отметим, что рынок платных образовательно-производственных услуг должен развиваться и становиться значимым элементом социально-экономической структуры общества. Образовательно-производственные услуги, оказываемые на договорной основе, в отличие от бесплатного образования базируются на иных правовых принципах.

Известно, что высшее учебное заведение вправе реализовывать за плату дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), предоставляемые студентам сверх государственного образовательного стандарта (ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Дополнительные образовательные услуги носят добровольный характер, а примерный перечень таких услуг установлен Минобром РФ. Платные ДОПУ должны предоставляться в целях всестороннего удовлетворения качественных образовательно-производственных потребностей граждан по организации и прохождению производственных и преддипломных практик. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом вуза. Они осуществляются за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей) и не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Таким образом, оказание ДОПУ, в том числе интернет-услуг производится на основании двухстороннего договора между Центром и студентом. Центр самостоятельно устанавливает размер платы за оказываемые дополнительные услуги, которые определяются перечнем, объемом и качеством предоставляемых услуг, на основе соответствующего расчета затрат (сметы).

Остановимся на трех аспектах методологического и законодательного плана в инновационно разработанной системе «СИФО» [1,4,6,10,21].

Первый аспект, при утверждении «Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее видах» следует отразить важные фрагменты: «Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу, самостоятельно и являются составной частью образовательной программы, обеспечивающей реализацию стандарта; образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок проведения практики; производственная практика, в том числе преддипломная практика; проведение учебной практики и производственной практики, помимо преддипломной практики, является обязательным, в случае установления стандартом обязательности их проведения; основными формами проведения производственной практики являются: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика); каждый вид практики может проводиться в нескольких формах, а также могут быть установлены иные формы проведения практик в зависимости от уровня высшего образования и направленности (профиля) образовательной программы; проведение практики осуществляется следующими способами: в качестве стационарной или выездной практики (далее соответственно – стационарная практика, выездная практика); стационарная практика проводится в образовательной организации или в ее структурном подразделении (обособленном структурном подразделении), в которых обучающиеся осваивают образовательную программу; выездная практика проводится в том случае, если место ее проведения расположено вне населенного пункта, в котором расположена образовательная организация, ее структурное подразделение (обособленное структурное подразделение). Особенно следует выделить следующие моменты: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (Части 7 и 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [21])».

При прохождении выездных практик обучающимся необходимо оплачивать проезд к месту проведения практики и обратно, а также возмещать дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Второй аспект, в требованиях к организации производственных практик следует закрепить такие нормы:

-     дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой и вариативной частям программы бакалавриата, являются соответственно, обязательными или определяемыми вузами самостоятельно;

-    программа бакалавриата включает следующие типы производственной практики, в том числе виртуальной: работа и стажировка на должностях служащих в организациях, участие в выполнении НИР и прикладных работ на кафедрах и в НИЛ вуза с соответствующим кадровым потенциалом и базой;

-   способы проведения производственной практики: стационарная, выездная и др. Образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным в ФГОС ВО. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик становится актуальным в свете декларируемых «СИФО» новых требований;

-    проведение практик обучающимися в случае реализации программ бакалавриата допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Третий аспект, перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы оказания платных ДОПУ, следует пополнить новыми, чтобы как можно быстрее устранить их несоответствия с основным документом – действующим Федеральным законом от «Об образовании в Российской Федерации» [21].

Общие выводы:

1.   Инновационные технологии прохождения производственных практик в стенах вуза могут быть смоделированы таким образом, что будет известно – кто, за что и как будет организовывать высококачественное и компетентное сопровождение будущих специалистов.

2.    Методологические аспекты инновационной системы ДОПУ «СИФО» позволяют организовать прохождение производственных практик в стенах вузов на уровне требований современного рынка труда, а педагогические подходы поднять до уровня мировых достижений перевернутого образования.

 

Список литературы

 

1.      Бекулов Х.М., Бекулова И.Б. Нормативное обеспечение дистанционного обучения при реализации образовательных программ / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-2. С. 52-54.

2.   Бекулов Х.М. Частная методика преподавания бухгалтерского (финансового) учета в условиях многоуровневой системы подготовки экономистов / Х.М. Бекулов, М.Х. Тхазеплова, И.Б. Бекулова// Наука и образование: современные тренды: коллективная монография (Чебоксары, 15 апр. 2015 г.) / гл. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 58-73.

3.    Канчукоев В.О. Актуальные национальные проблемы методологической перезагрузки ОПО в вузах России и пути их решения, предлагаемые в проекте СИФО / Известия КБГАУ. 2016. № 1 (11). С. 64-71.

4.     Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1.№ 10. С. 45-47.

5.   Канчукоев В.О. Методологические подходы в проекте СИФО - альтернативной модели перехода от традиционных к «перевернутым» образовательно-производственным процессам обучения студентов вузами России / Известия КБГАУ. 2016. № 2 (12). С. 59-66.

6.   Канчукоев В.О. Пришло время учебных виртуальных бухгалтерий. Аспекты формирования УВБ СИФО при вузах России / Известия КБГАУ. 2016. № 4 (14). С. 110-117.

7.      Канчукоев В.О., Татуева Ф.Б. Анализ и оценка современной практики образовательно- производственных технологий в России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 10. С. 59-61.

8.   Канчукоев В.О. Теоретические аспекты формирования виртуальных бухгалтерий и специальных имитационных фирм и организаций (СИФО) для учебных целей при ИДПО в вузах России. В сборнике научных трудов по итогам МНПК памяти профессора Б.Х. Жерукова. - 2016. С. 548-553.

9.    Канчукоев В.О. Центры дополнительных образовательно-производственных услуг в проекте СИФО: платформа, технологии, модели финансовых взаимоотношений с вузами / Известия КБГАУ. 2016.№ 3 (13). С. 87-95.

10.   Караева Ф.Е. Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. В сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 30 июня 2015 года - Тамбов: Изд-во: ООО «Консалтинговая компания Юком». 2015. Т. 3. – 164 с.

11.   Мирзоева А.Р., Кумыкова Ж.М. Вопросы информационно-аналитического обеспечения системы управления предприятием. Сборник научных трудов по итогам МНПК памяти профессора Б.Х. Жерукова. 2016. С. 573-577.

12.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).