Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ И АУДИТ» ПРИ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

На протяжении многих столетий бухгалтерский учёт сопровождает экономическую деятельность любого предприятия и организации. Нормальное функционирование организации зависит от корректности принятия тех или иных управленческих решений её руководителями, которые, в свою очередь, зависят от данных, представленных бухгалтерией. Соответствующие компетенции закладываются в  процессе обучения, а затем постоянно повышаются и совершенствуются в процессе практической деятельности. Для нормального функционирования экономических субъектов требуются специалисты-бухгалтеры разной квалификации и, соответственно, подготовленные по программам различного образовательного уровня. В основе этой подготовки лежит Программа реформирования бухгалтерского учёта [2], которая предусматривает четыре уровня квалификации бухгалтеров:

—      бухгалтер с начальным профессиональным образованием (бухгалтер-счетовод);

—      бухгалтер со средним специальным образованием (по международным образовательным стандартам –бухгалтер-техник);

—      бухгалтер с высшим профессиональным образованием (бухгалтер-экономист);

—      бухгалтер    с     дополнительным     к     высшему     бухгалтерским    образованием     и     практическими профессиональными навыками (профессиональный бухгалтер и аудитор).

Внашей стране в советский период система подготовки бухгалтеров имела логическую и стройную схему. Трёх- и шестимесячные курсы готовили бухгалтеров-счетоводов, в техникумах подготавливали очень квалифицированных бухгалтеров-техников, а в ВУЗах шла широкая подготовка бухгалтеров-экономистов. Именно высшее специальное бухгалтерское образование являлось основой подготовки главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и их заместителей.

Переход от плановой экономики к свободному рынку, появление большого количества предприятий различных форм собственности и возникший вследствие этого дефицит квалифицированных кадров привёл к тому, что учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов данной профессии, появилось весьма много. Каждый технический ВУЗ посчитал необходимым открыть у себя специальность «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», выпуская бухгалтеров с высшим образованием. И в это время нарушилась численная пропорция между бухгалтерами разной квалификации.

Присоединение России к Болонской декларации в 2003 г[1]и включение в систему подготовки специалистов категорий бакалавров и магистров внесло сумятицу в систему подготовки бухгалтеров. Встал вопрос о соотношении квалификации выпускаемых специалистов и формальных требований к их дипломам. Работодатели стали испытывать затруднение в том, к какой именно категории бухгалтеров следует отнести выпускников, окончивших бакалавриат, специалитет и магистратуру. В настоящее время стандартом ФГОС (третьего поколения) предусмотрена подготовка бухгалтеров по профилю Экономика, направлению 080109.65«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»[3].

В настоящее время в ВУЗах, готовящих бухгалтеров сложилось следующее положение: бухгалтеры, обучающиеся по программе специалитета изучают теорию бухгалтерского учёта, финансовый учёт, управленческий учёт, бухгалтерскую (финансовую) отчётность, финансовый анализ, экономический анализ, аудит и ещё некоторое количество учётных дисциплин по выбору в течение 5 – 5,5 лет. В программах подготовки бакалавров сразу несколько профессиональных дисциплин теоретического направления совмещены в одну с названием «Бухгалтерский учёт и анализ». Объём дисциплин предметной подготовки (ДПП), которые в обучении бухгалтерской деятельности традиционно разделяют на учётные и аналитические уменьшен и акцент в них смещён с лекционных занятий к практическим. Аналитические дисциплины сведены к минимуму, что нельзя признать положительным для подготовки реально практикующего бухгалтера. Обучение продолжается 4 года. При этом обращает на себя внимание тот факт, что при сокращении срока обучения доля предметов, относящихся циклам математических и естественно-научных и гуманитарных, социальных и экономических (ГСЭ) дисциплин становится непропорционально большой и просто не оставляет времени на формирование реальных, а не «книжных» компетенций в избранной студентами профессии. То есть, если раньше бухгалтер специалист после окончания ВУЗа имел довольно чёткое представление о своей профессии, о методах своей работы и объектах, с которыми ему придётся иметь дело и соответствовал квалификации бухгалтера-экономиста, то бухгалтеры- бакалавры представляют  собой полуфабрикат, который ещё надо обучить практическим приёмам работы в конкретной отрасли хозяйства, и который зачастую имеет весьма и весьма смутное представление о том, чем ему предстоит заниматься.

Что же касается бухгалтеров-счетоводов и бухгалтеров-техников, то учебные заведения, которые могли бы заниматься их подготовкой исчезли совсем, и если они и остались, то практически ничем себя не проявляют. А их нишу заняли ВУЗы, которые поставляют на рынок труда специалистов фактически имеющих квалификацию счетовода. При этом вновь испечённые бакалавры претендуют на занятие достаточно высоких ступеней в бухгалтерской иерархии. В то же время по своим возможностям это скорее специалисты со средним специальным образованием.

В сложившейся ситуации преподаватели кафедр бухгалтерского учёта как в МАМИ, так и в других ВУЗах столкнулись с проблемой обеспечения достаточно высокого уровня подготовки выпускников, обучающихся в бакалавриате.

Наиболее легко качественно улучшить профессиональную подготовку удалось для бакалавров, обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме. Эта категория студентов традиционно была более мотивирована и практикоориентирована. При подготовке бухгалтеров по очно-заочной форме обучения вопрос вовлечённости в профессиональную деятельность традиционно решался просто, поскольку практически все студенты работали в бухгалтериях предприятий различных форм собственности. Но при обучении бакалавров мы столкнулись с тем, что в настоящее время далеко не все студенты-вечерники обучающиеся работают в бухгалтерии, а многие не связаны со счётной работой вообще. При этом достаточно большое количество студентов, обучающихся по очно-заочной форме, на первых двух курсах, которые вообще не работают, а выбрали такую форму обучения из-за меньшей аудиторной нагрузки. Далее хотелось бы поделиться личным опытом преподавания  основ  бухгалтерского  учёта  студентам-вечерникам,  обучающимся  по  профилю  080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» направления 080100 «Экономика» в Московском государственном машиностроительном университете (МАМИ).

Рабочей  программой  подготовки  бакалавров-экономистов  по  очно-заочной  форме  по  профилю «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» на дисциплину «Бухгалтерский учёт и анализ» отводится 54 учебных часа, из которых на лекции отводится 18 часов, а на практические занятия 36. Данная дисциплина охватывает вопросы теории бухгалтерского учёта и основы финансового анализа, на которые специалистам отводилось суммарно 90 часов. В связи с этим представилось целесообразным не делить занятия на чисто лекционные либо практические, а использовать по большей части смешанную форму. Очень важным при такой организации занятий оказался вопрос обеспечения студентов специальными учебными пособиями. Наиболее удобной формой в этом случае оказалась рабочая тетрадь, разработанная автором. При объяснении теоретических положений и возникает необходимость иллюстрирования изучаемого материала с помощью конкретных цифровых примеров. Применение рабочих тетрадей позволяет свести к минимуму рутинную работу по оформлению схем счетов и таблиц балансов. Данным методический приём позволяет резко повысить продуктивность занятия за счёт экономии времени.

Рабочая тетрадь представляет собой сборник задач и упражнений, в котором имеется место для решения задач, а также представлены необходимые для выполнения задания формы и таблицы. Все задания расположены в соответствии с рабочей программой дисциплины и календарным планом.

Так, при объяснении строения и структуры бухгалтерского счёта студенты сначала в рабочей тетради подписывают элементы активного и пассивного счёта в текстовое задание, в котором для ответа оставлено свободное место. Например, на вопрос о том, какими бывают бухгалтерские счета по отношению к балансу, студент в рабочей тетради должен написать:

а) Активными, они отражают имущество предприятия.

б) Пассивными, они отражают источники образования имущества.

Далее они знакомятся со структурой счёта, и в представленных в тетради формах указывают элементы структуры в зависимости от того какой это счёт: активный, пассивный или активно-пассивный. Потом в качестве примера заполняют схему структуры счета конкретными цифровыми показателями в соответствии с условиями, предложенными в задании.

Подобная методика хорошо себя зарекомендовала при объяснении такой трудной темы как влияние хозяйственных операций на валюту баланса. Объяснение материала заключается в последовательном построении баланса после проведения каждой операции. При объяснении этого материала основное время и преподавателя, и студента расходуется на рисование схемы бухгалтерского баланса и заполнение его после записи прошедшего очередного изменения. Если же все формы баланса представлены непосредственно в рабочей тетради, студент и преподаватель сосредоточены именно на материале лекции, а не на работе с карандашом и линейкой. Кроме того отсутствие решения на доске способствует тому, что студент начинает решать задачи в тетради, в которой есть и условия задачи и те таблицы и формы, которые ему надо заполнить, а не ждать, когда эта задача будет решена на доске. Задача преподавателя в данном случае заключается в том, чтобы подойти к каждому студенту и простимулировать его для самостоятельной работы, а в дальнейшем совместно обсудить решение.

Может возникнуть вопрос: не стоит ли материал, содержащийся в рабочей тетради оформить с помощью технических средств обучения (ТСО), включая персональные компьютеры и планшеты? Практика преподавания показала, что этап работы с реальным «бумажным» объектом на этапе предварительного обучения и формирования базовых компетенций безусловно необходим. Проведённое исследование выявило худшие показатели у студентов тех групп, в которых рабочая тетрадь была представлена не в бумажной, а в электронной форме. Естественно, что в дальнейшем студент начинает выполнять контрольные задания и курсовую работу, используя компьютерную технику.

Таким образом, при подготовке бухгалтеров достаточно высокой квалификации по уровню бакалавров, основная нагрузка ложится  именно на методическое обеспечение каждого курса. При сокращении времени обучения по специальным дисциплинам, получение необходимой квалификации возможно только при максимальном освобождении лекционного времени от рутины переписывания с доски примеров ирешенных задач.

 

Список литературы

1.      Зона европейского высшего образования Совместное заявление европейских министров образования. г.Болонья, 19 июня 1999 года

2.      Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности: Постановление от 6 марта 1998 г. N 283

3.      Сборник примерных программ для направления «Экономика», квалификации Бакалавр:  УМО ВУЗов России по образованию в области финансов, учёта и мировой экономики, М.: УМО, 2011