Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Особенности профессионального образования XXI века определяют следующие тенденции: интернационализация содержания, достижение стандартов международного уровня; построение содержания образовательной программы (ОПОП) через освоение общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда и выступающих критериями результативности и качества профессионального образования; непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека; переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость и мобильность выпускников. Это обуславливает необходимость модернизации высшего педагогического в целом и профессионально-педагогического образования в частности, что и привлекло пристальное внимание многих исследователей (В.И. Блинов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн, Л.А. Шипилина и др.).

В соответствии с этими тенденциями на современном этапе развития системы высшего образования наблюдаются стремительные изменения: многоступенчатый переход на образовательные стандарты четвертого поколения, интеграция образовательного и профессионального стандарта при организации процесса обучения в вузе, ориентация при оценивании на компетентностную модель выпускника в соответствии с выбранными в качестве основополагающих видами профессиональной деятельности, необходимость учета в процессе подготовки студентов списка востребованных профессий в России до 2020 года, утвержденных Министерством труда РФ (Топ-50), участие России в чемпионате рабочих специальностей по стандартам WorldSkills и т.п.

Все происходящие в высшем образовании изменения обусловлены, во-первых, тем, что Российская Федерация с 2003 года присоединилась к Болонскому процессу, одно из направлений которого призвано обеспечить практическую ориентацию содержания образования, и как следствие, прирост квалифицированных кадров на рынке труда. Во-вторых, регламентируются рядом государственных документов, среди которых Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (2012 г.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Федеральные государственные образовательные стандарты СПО и ВО (2011-2015 гг.), Профессиональные стандарты (2015 г.) и др., указывающих на «значение профессионального образования для социально-экономической и культурной модернизации России» [3].

Подготовка бакалавров в педагогическом вузе с учетом современных требований предполагает изменения и трансформацию сложившихся форм обучения и воспитания, чему в значительной мере способствует более глубокая интеграция теоретических знаний и практики в образовательном процессе.

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Она представляет собой вид учебной и учебно-исследовательской деятельности, ориентированной непосредственно на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В ходе практики формируются профессиональные компетенции через закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения, и через приобретение практических навыков  в решении  конкретных проблем [1]. Полученные при прохождении практики результаты могут быть использованы как исходный материал для выполнения курсовых и дипломных проектов, а также в качестве рабочего материала при подготовке к учебным занятиям по дисциплинам, предусмотренным данным направлением подготовки.

Таким образом, очевиден тот факт, что модернизация системы профессионально-педагогического образования предполагает подготовку педагогов профессионального обучения, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования, качественно и компетентно выполнять предусмотренные трудовые функции и эффективно участвовать в реализации основных образовательных программ (ППССЗ, ППКРС) в соответствии с требованиями ФГОС и Профессионального стандарта к тем обучающимися, с которыми им предстоит работать в профессиональных образовательных организациях после окончания педагогического вуза. Решению этих задач и должна способствовать практика, которая опирается на теоретическую подготовку бакалавров, состоящую из предметов психолого- педагогических теоретических курсов и методики профессионального обучения [2].

Согласно разделу «Учебная и производственная практика» образовательного стандарта, практика как вид учебных занятий является обязательной и представляет собой «непосредственно ориентированную, профессиональную практическую подготовку обучающихся» [4]. Здесь необходимо отметить, что сами цели, задачи, программа и формы организации практики задаются теми общими и профессиональными компетенциями, сформированность которых проверяется сначала во время промежуточной аттестации, а затем и на итоговом государственно экзамене, и трудовыми функциями, выполнение которых обеспечивает качество профессионально-педагогической деятельности бакалавров. В связи с этим преподаватели- разработчики содержания различных видов практики стоят перед сложной триединой задачей:

-     с одной стороны, в ходе практики при помощи заданий необходимо обеспечить развитие формируемых в процессе усвоения учебных дисциплин общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках предусмотренных профессиональным стандартом трудовых функций и трудовых действий (решение данной задачи возможно только при тесном сотрудничестве и взаимодействии преподавателей, читающих эти дисциплины, с условием их владения образовательным и профессиональным стандартами по направлению подготовки);

-      с другой стороны, необходимо соотносить эти  компетенции с потребностями практики профессионального образования в регионе, то есть компетенции и трудовые действия, получающие развитие в процессе прохождения того или иного вида практики, должны иметь целью повешение конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения (данную задачу невозможно решить без глубокого взаимодействия с базами практики для учета региональных потребностей профессионального образования и подготовки максимально практически ориентированных кадров для конкретного региона);

-   с третьей стороны предстоит таким образом продумать наполнение того или иного вида практики, чтобы максимально активизировать самостоятельность самого студента, сделать процесс прохождения практики внутренним по отношению к его личности, так продумать систему оценки результатов практики, чтобы она обеспечивала объективное оценивание и компетенций, и трудовых действий.

Например, профессиональная компетенция 3 (образовательный стандарт) «способен организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО» соотносится с трудовой функцией 3.1.1   (профессиональный стандарт) «организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП». В соответствии с этим результатом деятельности бакалавров должен стать проект учебного занятия, воспитательного мероприятия, заданий для самостоятельной работы обучающихся колледжа по соответствующей теме и т.п. Бакалаврам направления 44.03.04 в ходе учебно-профессиональной практики (2-й курс) предлагается выполнить следующее задание: «Спроектируйте фрагмент учебного занятия применения знаний на практике, содержащий Ваши действия по мотивации обучающихся к самостоятельному выполнению работы по экономике отрасли». выполненное задание оценивается по критериям: спроектирован и зафиксирован фрагмент учебного занятия применения знаний на практике, содержащий действия по мотивации обучающихся к самостоятельному выполнению работы: действия прописаны в полном объеме, самостоятельно, конкретно – 9-7 баллов; действия прописаны не полностью / приведены из опыта обучения в вузе – 6-4 балла, действия выделены с опорой на источники информации / представлены размыто (не привязаны к теме учебного занятия) – 3-1 балл; представленные в предложенном фрагменте действия методологически и методически обоснованы – дополнительно 4 балла.

Кроме того, повышение качества организации педагогической практики напрямую связано с участием социальных партнеров в организации практик и создания условий для их реализации, которое обеспечивает: повышение качества подготовки педагогов профессионального обучения; формирование у выпускников общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность через включение социальных партнеров в систему профессионального  образования;  эффективное  трудоустройство  выпускников;  повышение  качества проведения практики в колледже или техникуме; совершенствование нормативной базы, разработку и корректировку локальных актов, регламентирующих практическую деятельность бакалавров [3].

Компетентностный подход, являясь основой разработки программы практики, ориентирует на достижение нового качества профессиональной практической подготовки, оценку динамики развития профессиональной компетентности студентов в условиях реальной деятельности [2]. В процессе практики студент решает профессиональные педагогические задачи в соответствующей области профессиональной деятельности. Соответственно практика должна быть спроектирована таким образом, чтобы студент имел возможность овладевать соответствующими компетенциями в деятельности, диагностировать и развивать их.

Список литературы

 

1.     Буслова, Н.С. Современная организация профессионально-практической подготовки бакалавров педвуза      /            Н.С.           Буслова,     Г.А.     Ечмаева,     Е.В.     Клименко     //     Международный    журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3 – С. 123.

2.     Козлова Е. Б., Буслаева М. Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 34. – С. 146-150. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95712.htm.

3.     Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]: Код доступа: http://www.herzen.spb.ru/news/18-10-2015.

4.     Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РРФ от 1 октября 2015 г. № 1085).