04 сентября 2016г.
Новая социально-культурная парадигма развития библиотечного дела и его техническая модернизация являются основными факторами формирования новой профессионально-образовательной политики в отрасли. Сегодня происходят значительные изменения в нормативных, организационных и научно-методических основах образовательной инфраструктуры. Приказом Министерства образования РФ от 24 января 2002 г. № 181 утверждена новая специальность высшего профессионального образования «Библиотечно-ннформационная деятельность» (вместо существовавшей ранее «Библиотековедение и библиография»), а также направление подготовки бакалавров и магистров «Библнотечно- информационные ресурсы» [1, 76]. Идет активная работа над созданием новых стандартов среднего и высшего профессионального библиотечного образования, совершенствуется его программное, информационное и технологическое обеспечение.
В кадровой профессионально-образовательной политике все более заметное место отводится системе дополнительного профессионального библиотечного образования. На него возлагается основная нагрузка по регулярному обновлению знаний кадрового потенциала отрасли, профессиональной адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач. Немаловажное значение имеет дополнительное образование как условие реорганизации библиотечного дела и внедрения новых идей, проектов, технологий в практику работы библиотек, как площадка освоения и ретрансляции инновационного библиотечного опыта.
Указанные целевые ориентиры дополнительного профессионального образования и его отчетливо выраженная компенсаторная функция как сущностная для данного явления категория определяют задачи, содержание, основные методологические принципы, дидактические требования, организационную структуру и формы образовательного процесса.
Одной из основных задач системы дополнительного образования, является создание механизма профессиональной социализации личности библиотекаря, скорейшего включения его в осмысленную профессионально- продуктивную деятельность. Профессиональная социализация личности библиотекаря – важнейший фактор ускорения процессов модернизации библиотечного дела, повышения социального статуса отрасли в целом, условие развития профессионального библиотечного сообщества.
Проблема профессионализации библиотечных кадров приобретает особую актуальность и еще по одной причине. Высшая профессиональная библиотечная школа ставит перед собой задачей подготовку дипломированных специалистов, однако между специалистом и профессионалом существуют серьезные различия.
Специалист ориентирован на воспроизведение и использование полученных знаний, умений и навыков в конкретной предметной области, а профессионал характеризуется наличием собственной, самостоятельно выстроенной тактики профессиональной продуктивной деятельности, он имеет собственные представления о ее смысле, содержании, средствах, результатах, для него характерен индивидуальный стиль профессионального поведения. Кроме того, он ищет новые смыслы в процессах своей деятельности и стремится выйти за ее рамки в управленческую позицию по отношению к данным процессам, активно ориентирован на коммуникацию и взаимодействие с другими профессионалами.
Для профессионала жизнь и деятельность настолько переплетаются, что становятся практически не различимыми.
Действенным инструментом превращения библиотекаря-специалиста в библиотекаря-профессионала является система дополнительного образования. Она способствует запуску процесса профессионализации благодаря стимулированию профессиональной рефлексии, творческого подхода к продуктивной деятельности, конструктивно-созидательного мышления. Во многом этому содействует и использование принципов андрагогики, активно развивающейся сегодня науки о непрерывном образовании взрослых [1, 77].
Опираясь на теоретические положения андрагогики, попытаемся сформулировать основные требования, которым должна отвечать и, как правило, отвечает система дополнительного профессионального образования вне зависимости от ее уровня (федерального, регионального, муниципального):
- социальная открытость образовательной системы, предусматривающая ее интеграцию с другими функциональными уровнями отраслевой профессиональной деятельности (наукой, управлением, профессиональной практикой и др.);
- индивидуализация обучения с учетом социально-ролевых характеристик обучаемого;
- динамизм процесса обучения (в минимальный срок - максимум знаний);
- демократизм отношений между субъектами учебного процесса, в первую очередь между педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество;
- субъектно-объектная адаптивность учебного процесса, профессиональное и личностное взаимовлияние субъектов и объектов друг на друга;
- максимальная активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии.
Выполнение названных требований возможно только при условии тесной интеграции образовательного процесса и библиотечной практики. Сегодня интегративные начала являются основой взаимодействия различных структур дополнительного профессионального образования и библиотек, формируя новую систему отношений между ними. Например, опорными базами реализации многих образовательных программ, как переподготовки, так и повышения квалификации, являются библиотеки – обладатели того или иного библиотечного новшества.
Особенность библиотечной профессии такова, что в ней многое зависит от инициативы, осведомленности и увлеченности самого библиотекаря. Именно эти качества во многом определяют имидж библиотеки, ее социальный статус. От способности библиотекаря вести диалог о книге зависит мнение читателей о библиотеке как учреждении, призванном решать проблему общения, столь остро стоящую в нашем обществе сегодня. Дефицит доброты, возрастающее чувство одиночества, неуверенности в завтрашнем дне все чаще приводят людей в библиотеку не только ради книги, но и ради общения: с целью восстановления душевного комфорта. Библиотекари, профессионально обязанные служить гуманизму, приобщают читателя к вечным ценностям человеческого бытия.
Работа с читателями в отделах обслуживания требует не только знания библиотечных фондов, информационно-библиографических ресурсов, но и умения быстро находить контакт с людьми. Психологи утверждают, что каждый человек способен улучшить свои коммуникативные способности. В целях расширения знаний в области психологии личности и межличностных отношений предлагается проводить «круглые столы», деловые игры, которые помогают вырабатывать способность к диалоговым формам общения библиотекаря и пользователя, ориентируют слушателей в широком круге профессиональных проблем, обучают искусству общения.
Важно создать вокруг молодых специалистов, вступающих в профессию, определенную нравственную атмосферу, раскрыть перед ними систему профессиональных ценностей и норм поведения, познакомить с традициями библиотечного коллектива. Полагаем, что в методической практике можно активнее использовать тестирование. Оно позволяет определить профессиональный и творческий потенциал каждого, «высветить» недостатки, нереализованные возможности.
Рассмотренные инновационные формы обучения библиотекарей способствуют формированию психолого-коммуникативной компетенции специалиста, реализации творческих возможностей каждого, возникновению новых идей, поиску наиболее удачных вариантов решения психолого- коммуникативных проблем. Внимание к рассмотренному кругу вопросов объясняется желанием помочь библиотекарям совершенствовать искусство общения, культуру профессиональных отношений, этику своего труда, гуманизировать содержание библиотечного обслуживания.
Функциональная интеграция образовательной и собственно библиотечной деятельности, характерная сегодня для отрасли в целом, привела также к созданию на базе библиотек различных учебных структур (тренинг-центров по управлению процессами перемен, центров по изучению Интернет-технологий, постоянно действующих учебных комплексов, школ, творческих мастерских, лабораторий, курсов и т.п.), нацеленных на создание системы повышения квалификации библиотекарей как в рамках одной крупной библиотеки, так и на уровне региона в целом.
Таким образом конструируется особая система отношений между академическим и библиотечным уровнями дополнительного образования. При этом первый создает дидактический и научно-методический фундамент той или иной образовательной программы, а второй обеспечивает реализацию ее прикладной части, помогая обучающимся более результативно приобретать практические навыки.
1. Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – №4 . – С. 76 – 82.