Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПАРАДИГМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
24 августа 2019г.

Основа любой научной концепции – это инновационная парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов [15].

«Сменами парадигм» характеризуются научные революции, писал Т. Кун, и продолжал: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течении определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» [13].

Какие же особенности толкования парадигмы имеют место быть в контексте заявленной нами темы? Их великое множество, и они обусловлены широтой и разнообразием подходов, как в глубину, так и в содержательную составляющую рассматриваемой научной категории. Рассмотрим некоторые из них в ракурсе постановки проблем и разработки путей их решения применительно к альтернативной организации перевернутого обучения и прохождения производственных практик в стенах вуза. «Парадигма образования – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования» [16]. Парадигма образования – совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно разделить на парадигмы, устремленные в будущее («прогрессивные») или обращенные в прошлое («классические»). Термин «классическая» обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму. «Прогрессивные» предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношения, иное поведение и педагогический менталитет [12.].

Мы согласны с автором прогрессивной парадигмы Селевко Г.К. и рассматриваем наши изыскания в контексте Т. Куна, как «научную революцию» в структуре сложившегося в вузах формата прикладной подготовки профессионалов [4-10]. Проблемные корни отставания и несоответствия технологий образовательно-производственных процессов в высшей школе кроются в школьном образовании, а если быть точнее - в устаревших классических парадигмах школьного образования. В подтверждение, в таблице 1 приведем основные отличия прогрессивной и классической парадигм образования по семи критериям [11].

Таблица 1 - Отличия прогрессивной и классической парадигм образования

 

Критерии

Классическая парадигма

Прогрессивная парадигма

 

Основная цель образования

Подготовка         подрастающего поколения к жизни и труду

Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

Человек

Простая система

Сложная система

Знания

Из прошлого («школа памяти»)

Из будущего («школа мышления»)

 

 

Образование

 

Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков

Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры

 

Учащийся

Объект                педагогического воздействия, обучаемый

Субъект      познавательной     деятельности, обучающийся

 

Отношения        педагога       и учащегося

Субъект-объектные, монологические         отношения педагога и обучаемого

 

Субъект-субъектные,               диалогические отношения педагога и обучающегося

 

Вид деятельности учащегося

«Ответная»,        репродуктивная деятельность обучаемого

«Активная»,        творческая      деятельность обучающегося

 

В России наиболее известны и признаны три традиционные школьные системы образования: Эльконина Д.Б., Занкова Л.В., Давыдова В.В., культивирующие сегодня различные учебно-методические комплексы [2]. Однако разбор проблем данного уровня образования не является предметом нашего исследования, поэтому продолжим анализ толкования парадигмы еже в двух ракурсах: как системы методологической и системы прикладной науки. В первом случае, отметим, что в современных энциклопедических словарях пишут, что парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определённый период времени. Кроме того, что парадигма в методологии науки может быть общепринятой, монистической, плюралистической, системной и т.д. К примеру Лебедев С.А. полагает, что: «Наиболее соответствующей реальной науке и ее истории является системно-плюралистическая парадигма методологии научного познания, где признается как качественное разнообразие различных методов научного познания, так и их единство, диалектическая взаимосвязь и дополнение различных методов науки…» [3]. Во втором случае, опытный ученый-педагог-исследователь советской эпохи пишет:

«Парадигма образования - ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания» [1с.]. Мы согласны с данной постановкой и разовьем его подходы применительно к нашей проблеме, проблеме альтернативной организации перевернутого обучения и прохождения производственных практик в стенах вуза, но не как классической, а как прогрессивной парадигме высшего образования. Рассмотренная совокупность характеристик парадигмы, скопившихся в хранилищах теоретического наследия исследователей в общем, и в ракурсе образования, в частном, позволяют нам изложить некоторые наши инновационные разработки, суть которых сводится к необходимости пересмотра подходов к технологическим процессам производственного обучения студентов.

Далее, проведем исторический обзор парадигм технологического подхода и поколений образовательных технологий. Это три формы (традиционный частнометодический подход или эмпирическая парадигма; педагогическая технология или алгоритмическая парадигма; образовательная технология или стохастическая парадигма) и четыре этапа (традиционные методики; модульно-блочные технологии; цельноблочные технологии; интегральные технологии) [14].

В контексте нашего исследования проведем сравнительный анализ основных подходов к конструированию образовательной технологии по семи ключевым элементам (Смотри таблицу 2).

Таблица 2 - Научные подходы к технологическим подходам в обучении

 

 

Элемент подхода

 

Алгоритмическая технология

 

Стохастическая технология

Модель личности

Гуманитарная                          система,

характеризующаяся определенными свойствами, которые могут быть однозначно описаны с помощью определенных эмпирических процедур с применением специально разработанных диагностических средств

Гуманитарная                                  система,

характеризующаяся множеством свойств, многие из которых в настоящее время либо неизвестны, либо изучены недостаточно детально. Получение полной объективной информации о личности принципиально невозможно

Способ внешнего

воздействия

Непосредственное             управление

процессом изменения состояния учащегося с помощью определенных процедур с известным операционным составом

Опосредованное влияние активизирующей

образовательной среды

Прогнозируемый

результат внешнего воздействия

Однозначно определенное изменение

состояния учащегося в соответствии с поставленными целями

Распределение вероятностей возможных

изменений состояния учащегося. Однозначное предсказание результата запрещено принципами неопределенности

Планируемые

цели

Система    конкретных,    однозначно

определенных целей, сформулированных диагностично и операционально

Система      конкретных      диагностично

сформулированных целей, для которых может быть спрогнозирована вероятность их достижения

Психологическое

обоснование

Теория оперантного обусловливания

Скиннера, теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, теория перцептивных циклов Найссера

Спонтанное    изменение    личности    в

результате самостоятельной деятельности в условиях активизирующей образовательной среды, концепция созревания личности благодаря внутренним причинам

Преобладающие

методы

Объяснительно-иллюстративный,

программированное                обучение, эвристический

Проблемное обучение, модельный

Тип теории

Динамическая         с          однозначным

прогнозированием                результатов воздействия для отдельного ученика

Статистическая          с           вероятностным

прогнозированием возможных изменений состояния ученика

 

Можно констатировать, что пониманию и интерпретации технологического подхода в образовании не способствует присутствие разнонаправленных классических парадигм, однако такое положение, в свою очередь, выступает своеобразным генератором инновационных идей и подвигает наиболее активных исследователей и практиков к разработке прогрессивных парадигм. Какой и у кого получается внести научный вклад в дело реформирования фундаментальных основ образовательных парадигм – это предмет и объект специальных исследований.

Общие выводы.

1.    Парадигма образования – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования, а методология - учение о структуре, логической организации, средствах, методах деятельности. Главные элементы «образования» всегда неизменны - это обучающийся и преподаватель.

2.   Проблемные корни отставания и несоответствия технологий образовательно-производственных процессов в высшей школе кроются в школьном образовании, а если быть точнее - в устаревших классических парадигмах школьного образования.

3.   Обобщая рассмотренные аспекты развития теоретических исследований парадигмы образования в широком смысле, мы пришли к убеждениям о том, что процессы познания сути и проблем, разработки и реализации все новых и новых прогрессивных образовательно-производственных технологий актуальны и могут развиваться в «технологическом» направлении.

3. Рассмотренная совокупность характеристик парадигм, скопившихся в хранилищах теоретического наследия исследователей в общем, и в ракурсе образования, в частном, позволили нам подтвердить некоторые наши инновационные разработки, суть которых сводится к необходимости пересмотра подходов к технологическим процессам производственного обучения студентов, а именно к формированию перевернутого образовательно-производственного обучения.

 

Список литературы

 

1.   Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс: Научно- исследовательский институт школ министерства просвещения Литовской ССР, 1971. - 347 с.

2.       Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов о развивающем обучении. Код доступа: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/29-detskaja-psihologija-jekzamen-voprosy-i-otvety/535-d-b- jelkonin-l-v-zankov-v-v-davydov-o.html

3.    Лебедев С. А. Парадигмы методологии науки // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2017. Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmy-metodologii-nauki

4.       Канчукоев В.О. Актуальные национальные проблемы методологической перезагрузки образовательно-производственного обучения в вузах России и пути их решения, предлагаемые в проекте СИФО/Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова.2016№1(11).С. 64-71.

5.    Канчукоев В.О. Инновационные образовательные технологии: проект «СИФО» - Концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. № 43(280). С. 50-62.

6.     Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т.1. №10. С. 45-47.

7.   Канчукоев В.О. Методологические подходы в проекте СИФО - альтернативной модели перехода от традиционных к «перевернутым» образовательно-производственным процессам обучения студентов вузами России / Известия КБГАУ. 2016. №2(12). С. 59-66.

8.   Канчукоев В.О. Пришло время учебных виртуальных бухгалтерий. Аспекты формирования УВБ СИФО при вузах России / Известия КБГАУ. 2016. № 4 (14). С. 110-117.

9.    Канчукоев В.О. Центры дополнительных образовательно-производственных услуг в проекте СИФО: платформа, технологии, модели финансовых взаимоотношений с вузами / Известия КБГАУ. 2016.№ 3 (13). С. 87-95.

10.      Канчукоев В.О., Татуева Ф.Б. Анализ и оценка современной практики образовательно- производственных технологий в России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 10. С. 59-61.

11.   Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.

12.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

13.   Т. Кун. Структура научных революций. Перев. И. З. Налётова. М., 1975.

14.        Учебный центр «Новые технологии в образовании» ММФ СарГУ. Код    доступа:http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__15563.pdf

15.   Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004

16.      Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. 99 с.