24 августа 2019г.
Основа любой научной концепции – это инновационная парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов [15].
«Сменами парадигм» характеризуются научные революции, писал Т. Кун, и продолжал: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течении определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» [13].
Какие же особенности толкования парадигмы имеют место быть в контексте заявленной нами темы? Их великое множество, и они обусловлены широтой и разнообразием подходов, как в глубину, так и в содержательную составляющую рассматриваемой научной категории. Рассмотрим некоторые из них в ракурсе постановки проблем и разработки путей их решения применительно к альтернативной организации перевернутого обучения и прохождения производственных практик в стенах вуза. «Парадигма образования – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования» [16]. Парадигма образования – совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно разделить на парадигмы, устремленные в будущее («прогрессивные») или обращенные в прошлое («классические»). Термин «классическая» обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму. «Прогрессивные» предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношения, иное поведение и педагогический менталитет [12.].
Мы согласны с автором прогрессивной парадигмы Селевко Г.К. и рассматриваем наши изыскания в контексте Т. Куна, как «научную революцию» в структуре сложившегося в вузах формата прикладной подготовки профессионалов [4-10]. Проблемные корни отставания и несоответствия технологий образовательно-производственных процессов в высшей школе кроются в школьном образовании, а если быть точнее - в устаревших классических парадигмах школьного образования. В подтверждение, в таблице 1 приведем основные отличия прогрессивной и классической парадигм образования по семи критериям [11].
Таблица 1 - Отличия прогрессивной и классической парадигм образования
Критерии
|
Классическая парадигма
|
Прогрессивная парадигма
|
Основная цель образования
|
Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду
|
Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
|
Человек
|
Простая система
|
Сложная система
|
Знания
|
Из прошлого («школа памяти»)
|
Из будущего («школа мышления»)
|
Образование
|
Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков
|
Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
|
Учащийся
|
Объект педагогического воздействия, обучаемый
|
Субъект познавательной деятельности, обучающийся
|
Отношения педагога и учащегося
|
Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого
|
Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося
|
Вид деятельности учащегося
|
«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого
|
«Активная», творческая деятельность обучающегося
|
В России наиболее известны и признаны три традиционные школьные системы образования: Эльконина Д.Б., Занкова Л.В., Давыдова В.В., культивирующие сегодня различные учебно-методические комплексы [2]. Однако разбор проблем данного уровня образования не является предметом нашего исследования, поэтому продолжим анализ толкования парадигмы еже в двух ракурсах: как системы методологической и системы прикладной науки. В первом случае, отметим, что в современных энциклопедических словарях пишут, что парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определённый период времени. Кроме того, что парадигма в методологии науки может быть общепринятой, монистической, плюралистической, системной и т.д. К примеру Лебедев С.А. полагает, что: «Наиболее соответствующей реальной науке и ее истории является системно-плюралистическая парадигма методологии научного познания, где признается как качественное разнообразие различных методов научного познания, так и их единство, диалектическая взаимосвязь и дополнение различных методов науки…» [3]. Во втором случае, опытный ученый-педагог-исследователь советской эпохи пишет:
«Парадигма образования - ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания» [1с.]. Мы согласны с данной постановкой и разовьем его подходы применительно к нашей проблеме, проблеме альтернативной организации перевернутого обучения и прохождения производственных практик в стенах вуза, но не как классической, а как прогрессивной парадигме высшего образования. Рассмотренная совокупность характеристик парадигмы, скопившихся в хранилищах теоретического наследия исследователей в общем, и в ракурсе образования, в частном, позволяют нам изложить некоторые наши инновационные разработки, суть которых сводится к необходимости пересмотра подходов к технологическим процессам производственного обучения студентов.
Далее, проведем исторический обзор парадигм технологического подхода и поколений образовательных технологий. Это три формы (традиционный частнометодический подход или эмпирическая парадигма; педагогическая технология или алгоритмическая парадигма; образовательная технология или стохастическая парадигма) и четыре этапа (традиционные методики; модульно-блочные технологии; цельноблочные технологии; интегральные технологии) [14].
В контексте нашего исследования проведем сравнительный анализ основных подходов к конструированию образовательной технологии по семи ключевым элементам (Смотри таблицу 2).
Таблица 2 - Научные подходы к технологическим подходам в обучении
Элемент подхода
|
Алгоритмическая технология
|
Стохастическая технология
|
Модель личности
|
Гуманитарная система,
характеризующаяся определенными свойствами, которые могут быть однозначно описаны с помощью определенных эмпирических процедур с применением специально разработанных диагностических средств
|
Гуманитарная система,
характеризующаяся множеством свойств, многие из которых в настоящее время либо неизвестны, либо изучены недостаточно детально. Получение полной объективной информации о личности принципиально невозможно
|
Способ внешнего
воздействия
|
Непосредственное управление
процессом изменения состояния учащегося с помощью определенных процедур с известным операционным составом
|
Опосредованное влияние активизирующей
образовательной среды
|
Прогнозируемый
результат внешнего воздействия
|
Однозначно определенное изменение
состояния учащегося в соответствии с поставленными целями
|
Распределение вероятностей возможных
изменений состояния учащегося. Однозначное предсказание результата запрещено принципами неопределенности
|
Планируемые
цели
|
Система конкретных, однозначно
определенных целей, сформулированных диагностично и операционально
|
Система конкретных диагностично
сформулированных целей, для которых может быть спрогнозирована вероятность их достижения
|
Психологическое
обоснование
|
Теория оперантного обусловливания
Скиннера, теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, теория перцептивных циклов Найссера
|
Спонтанное изменение личности в
результате самостоятельной деятельности в условиях активизирующей образовательной среды, концепция созревания личности благодаря внутренним причинам
|
Преобладающие
методы
|
Объяснительно-иллюстративный,
программированное обучение, эвристический
|
Проблемное обучение, модельный
|
Тип теории
|
Динамическая с однозначным
прогнозированием результатов воздействия для отдельного ученика
|
Статистическая с вероятностным
прогнозированием возможных изменений состояния ученика
|
Можно констатировать, что пониманию и интерпретации технологического подхода в образовании не способствует присутствие разнонаправленных классических парадигм, однако такое положение, в свою очередь, выступает своеобразным генератором инновационных идей и подвигает наиболее активных исследователей и практиков к разработке прогрессивных парадигм. Какой и у кого получается внести научный вклад в дело реформирования фундаментальных основ образовательных парадигм – это предмет и объект специальных исследований.
Общие выводы.
1. Парадигма образования – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования, а методология - учение о структуре, логической организации, средствах, методах деятельности. Главные элементы «образования» всегда неизменны - это обучающийся и преподаватель.
2. Проблемные корни отставания и несоответствия технологий образовательно-производственных процессов в высшей школе кроются в школьном образовании, а если быть точнее - в устаревших классических парадигмах школьного образования.
3. Обобщая рассмотренные аспекты развития теоретических исследований парадигмы образования в широком смысле, мы пришли к убеждениям о том, что процессы познания сути и проблем, разработки и реализации все новых и новых прогрессивных образовательно-производственных технологий актуальны и могут развиваться в «технологическом» направлении.
3. Рассмотренная совокупность характеристик парадигм, скопившихся в хранилищах теоретического наследия исследователей в общем, и в ракурсе образования, в частном, позволили нам подтвердить некоторые наши инновационные разработки, суть которых сводится к необходимости пересмотра подходов к технологическим процессам производственного обучения студентов, а именно к формированию перевернутого образовательно-производственного обучения.
Список литературы
1. Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс: Научно- исследовательский институт школ министерства просвещения Литовской ССР, 1971. - 347 с.
2. Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов о развивающем обучении. Код доступа: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/29-detskaja-psihologija-jekzamen-voprosy-i-otvety/535-d-b- jelkonin-l-v-zankov-v-v-davydov-o.html
3. Лебедев С. А. Парадигмы методологии науки // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2017. Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmy-metodologii-nauki
4. Канчукоев В.О. Актуальные национальные проблемы методологической перезагрузки образовательно-производственного обучения в вузах России и пути их решения, предлагаемые в проекте СИФО/Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова.2016№1(11).С. 64-71.
5. Канчукоев В.О. Инновационные образовательные технологии: проект «СИФО» - Концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. № 43(280). С. 50-62.
6. Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т.1. №10. С. 45-47.
7. Канчукоев В.О. Методологические подходы в проекте СИФО - альтернативной модели перехода от традиционных к «перевернутым» образовательно-производственным процессам обучения студентов вузами России / Известия КБГАУ. 2016. №2(12). С. 59-66.
8. Канчукоев В.О. Пришло время учебных виртуальных бухгалтерий. Аспекты формирования УВБ СИФО при вузах России / Известия КБГАУ. 2016. № 4 (14). С. 110-117.
9. Канчукоев В.О. Центры дополнительных образовательно-производственных услуг в проекте СИФО: платформа, технологии, модели финансовых взаимоотношений с вузами / Известия КБГАУ. 2016.№ 3 (13). С. 87-95.
10. Канчукоев В.О., Татуева Ф.Б. Анализ и оценка современной практики образовательно- производственных технологий в России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 10. С. 59-61.
11. Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
13. Т. Кун. Структура научных революций. Перев. И. З. Налётова. М., 1975.
14. Учебный центр «Новые технологии в образовании» ММФ СарГУ. Код доступа:http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__15563.pdf
15. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004
16. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. 99 с.