Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет удержана комиссия 3,5-5,5%
Подпишитесь на нашу рассылку
Будьте в курсе всех наших новостей и мероприятий
|
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Петрозаводск
13 февраля 2016г.
Учебный предмет может оцениваться школьником с точки зрения личного познавательного интереса к определенной области знаний, с точки зрения качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетворенности учебным предметом, с точки зрения собственных возможностей и способностей, определяющих меру трудностей усвоения той или иной учебной дисциплины, а также с точки зрения важности его для профессиональной подготовки. На основе данных оценок формируется общее и избирательное отношение школьников к учебным предметам. При этом избирательное отношение к учебным предметам может на разных этапах обучения определять доминирование тех или иных учебных мотивов в их общей структуре, прямо или косвенно – через учебную мотивацию, оказывать влияние на формирование общего отношения к конечным целям обучения [4].
Сказанное имеет прямое отношение и к предмету «Физическая культура». Как теоретический, так и практический интерес представляет выявление факторов, от которых зависит общее отношение школьников к целям обучения, так как знание влияния этих факторов может позволить управлять и формировать в нужном направлении мотивационно-целевую систему обучения школьников.
Для изучения мотивов, характеризующих отношение школьников к предмету «Физическая культура», применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой и предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [1]. Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных (4-х, 9-х и 11-х) классов.
В таблицах 1–3 представлены мотивы учения, характеризующие отношение школьников к предмету «Физическая культура». Для анализа мотивов, характеризующих возрастную динамику изменения положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура», доводы-мотивы у школьников 4-х классов проранжированы от большего числа школьников (в %) с положительным отношением к предмету к меньшему, а ответы школьников 9-х и 11-х классов представлены в % относительно иерархии доводов-мотивов школьников 4-х классов. Также нами все доводы-мотивы в каждой возрастной группе разделены на три части (по семь в каждой): в первой части представлено число школьников (в %) с наибольшим положительным отношением к предмету «Физическая культура», а в третьей части число школьников (в %) с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура».
При анализе результатов анкетирования, представленных в Табл.1 видно, что ведущими мотивами, характеризующими положительное отношение школьников 4-х, 9-х и 11-х классов к предмету «Физическая культура», являются мотивы учения связанные с интересом к данному предмету, а также то, как преподает учитель и что данный предмет легко усваивается. В то же время можно заметить, что данные мотивы в большей степени выражены у школьников 4-х классов, а у школьников 11-х классов ведущим становится мотив учения, связанный с коммуникативными умениями педагога («у меня хорошие отношения с учителем»). Гедонистический мотив, связанный с получением удовольствия при изучении «Физической культуры», более характерен для школьников 4-х классов, в то время как только 54,4% девятиклассников и 58,9% одиннадцатиклассников отмечают данный мотив. Последнее можно наблюдать и относительно познавательных мотивов («предмет требует наблюдательности, сообразительности»). Причѐм в 9-х классах число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура» оказалось меньше, чем в 11-х классах – 48,2% и 56,5% соответственно.
Таблица 1 Число школьников (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
№
|
|
Люблю предмет, потому что
|
4-е
|
Классы
9-е
|
11-е
|
п/п
|
|
|
|
|
|
|
|
n=137
|
n=89
|
n=56
|
1
|
предмет занимательный
|
95,1
|
76,4
|
77,5
|
2
|
нравится, как преподаѐт учитель
|
93,5
|
79,1
|
79,0
|
3
|
просто интересно
|
|
93,1
|
74,2
|
76,9
|
4
|
данный предмет интересен
|
86,4
|
73,8
|
67,8
|
5
|
получаю удовольствие при его изучении
|
85,2
|
54,4
|
58,9
|
6
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
80,8
|
48,2
|
56,5
|
7
|
предмет легко усваивается
|
80,4
|
75,4
|
68,7
|
8
|
предмет требует терпения
|
69,6
|
54,8
|
45,3
|
9
|
учитель интересно объясняет
|
68,1
|
63,3
|
43,9
|
10
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
67,4
|
53,0
|
83,6
|
11
|
интересны отдельные факты
|
66,2
|
44,3
|
53,6
|
12
|
предмет нужно знать всем
|
63,4
|
48,5
|
44,7
|
13
|
предмет способствует развитию культуры
|
60,7
|
55,4
|
58,0
|
14
|
предмет нужен для будущей работы
|
60,7
|
24,6
|
24,0
|
15
|
предмет считается выгодным
|
56,8
|
26,9
|
33,7
|
16
|
учитель часто хвалит
|
|
55,6
|
30,2
|
41,1
|
17
|
товарищи интересуются этим предметом
|
40,9
|
35,8
|
51,4
|
18
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
40,6
|
16,4
|
21,7
|
19
|
предмет заставляет думать
|
39,1
|
29,5
|
26,1
|
20
|
родители считают этот предмет важным
|
30,8
|
18,4
|
21,0
|
21
|
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
|
28,6
|
22,0
|
26,8
|
Примечание. Здесь и в Табл.2 и 3 курсивом выделены доводы-мотивы, характеризующие наибольшее
число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»; подчеркнутым шрифтом выделены доводы-мотивы, характеризующие наименьшее число школьников с положительным отношением к данному предмету.
При рассмотрении мотивов школьников с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура» можно заключить, что значимость знаний, приобретаемых на уроке школьниками для поступления в институт, низка; предмет недостаточно способствует познавательной активности, да и родители согласно ответам школьников не считают этот предмет важным (положительно высказались только 30,8% четвероклассников, 18,4% девятиклассников и 21,0% одиннадцатиклассников). Следует отметить, что представления о «нужности» предмета «Физическая культура» у школьников претерпевают значительные изменения. Так, 60,7% школьников 4-х классов считают данный предмет нужным для будущей работы и только 24,6% девятиклассников и 24,0% одиннадцатиклассников с этим согласны. Такая же динамика наблюдается в оценке «выгодности» предмета. В тоже время необходимо заметить, что интерес школьников к предмету «Физическая культура» растѐт. Так, если только 40,9% четвероклассникам нравится данный предмет, «потому что товарищи интересуются этим предметом», то у одиннадцатиклассников положительно на этот довод ответило 51,4% школьников.
Мотив подкрепления-поощрения (похвала) на занятиях физической культурой имеет большее значение для школьников 4-х и 11-х классов, чем для школьников 9-х классов: всего 30,2% девятиклассников положительно ответили на довод «потому что учитель часто хвалит».
Перейдѐм к анализу мотивов, характеризующих возрастную динамику изменения положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура» в зависимости от их половой принадлежности. Результаты анкетирования представлены в табл. 2 и 3.
Так, у школьников мужского пола 4-х, 9-х и 11-х классов (Табл.2) ведущими мотивами-доводами, способствующими положительному отношению к предмету «Физическая культура», можно считать занимательность, интересность предмета, его лѐгкая усвояемость и то, как преподаѐт учитель: число школьников, положительно ответивших на эти мотивы-доводы, составило 76,2 – 93,1%%.
Из ответов школьников также можно видеть, что предмет «Физическая культура» недостаточно способствует развитию познавательных мотивов (доводы «предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире» и «предмет заставляет думать»).
Таблица 2 Число школьников мужского пола (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
№
|
|
Люблю предмет, потому что
|
4-е
|
Классы
9-е
|
11-е
|
п/п
|
|
|
|
|
|
|
|
n=73
|
n=49
|
n=24
|
1
|
предмет занимательный
|
93,1
|
82,1
|
87,1
|
2
|
нравится, как преподаѐт учитель
|
91,2
|
76,2
|
78,7
|
3
|
данный предмет интересен
|
91,2
|
86,9
|
87,8
|
4
|
просто интересно
|
|
91,2
|
91,7
|
87,8
|
5
|
получаю удовольствие при его изучении
|
86,4
|
61,3
|
71,1
|
6
|
предмет легко усваивается
|
81,0
|
81,0
|
80,1
|
7
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
77,9
|
56,0
|
71,0
|
8
|
предмет нужен для будущей работы
|
73,7
|
37,5
|
50,3
|
9
|
предмет требует терпения
|
69,4
|
60,2
|
42,0
|
10
|
предмет нужно знать всем
|
67,2
|
52,4
|
58,7
|
11
|
учитель интересно объясняет
|
66,5
|
63,7
|
65,0
|
12
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
65,5
|
52,4
|
78,7
|
13
|
предмет способствует развитию культуры
|
62,6
|
64,3
|
70,3
|
14
|
учитель часто хвалит
|
|
60,7
|
3,5
|
41,3
|
15
|
предмет считается выгодным
|
60,2
|
34,0
|
46,5
|
16
|
интересны отдельные факты
|
55,5
|
57,1
|
49,6
|
17
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
46,4
|
13,1
|
42,0
|
18
|
товарищи интересуются этим предметом
|
42,0
|
46,4
|
58,7
|
19
|
родители считают этот предмет важным
|
38,0
|
15,5
|
25,2
|
20
|
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
|
34,6
|
27,4
|
45,1
|
21
|
предмет заставляет думать
|
32,0
|
33,3
|
37,5
|
Следует заметить, что не способствует формированию положительной мотивации школьников к физической культуре мнение родителей о важности предмета «Физическая культура». Так, только 15,5 – 38,0%% школьников 4-х, 9-х и 11-х классов отметили, что их «родители считают данный предмет важным».
При анализе результатов анкетирования школьниц (Табл.3) видно, что ведущими мотивами-доводами, способствующими положительному отношению к предмету «Физическая культура», можно считать, как и у школьников мужского пола, занимательность, интересность предмета, его лѐгкая усвояемость и то, как преподаѐт учитель: число школьниц, положительно ответивших на эти мотивы-доводы, составило 49,4 – 97,7%%.
Таблица 3 Число школьников женского пола (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
№
|
|
Люблю предмет, потому что
|
4-е
|
Классы
9-е
|
11-е
|
п/п
|
|
|
|
|
|
|
|
n=64
|
n=40
|
n=32
|
1
|
предмет занимательный
|
97,7
|
69,3
|
69,9
|
2
|
нравится, как преподаѐт учитель
|
96,5
|
76,7
|
79,2
|
3
|
просто интересно
|
|
95,3
|
52,8
|
67,5
|
4
|
данный предмет интересен
|
92,9
|
57,8
|
49,4
|
5
|
получаю удовольствие при его изучении
|
83,4
|
46,0
|
48,9
|
6
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
80,1
|
38,7
|
42,5
|
7
|
предмет легко усваивается
|
75,5
|
68,7
|
58,2
|
8
|
интересны отдельные факты
|
75,5
|
28,4
|
56,1
|
9
|
учитель интересно объясняет
|
70,5
|
62,8
|
49,6
|
10
|
предмет требует терпения
|
69,4
|
48,4
|
44,8
|
11
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
69,2
|
66,5
|
88,3
|
12
|
предмет нужно знать всем
|
58,9
|
43,8
|
30,8
|
13
|
предмет способствует развитию культуры
|
58,8
|
44,5
|
47,0
|
14
|
предмет считается выгодным
|
52,7
|
18,3
|
23,2
|
15
|
товарищи интересуются этим предметом
|
49,4
|
22,8
|
42,5
|
16
|
учитель часто хвалит
|
|
49,2
|
27,9
|
41,7
|
17
|
предмет заставляет думать
|
48,0
|
25,0
|
16,5
|
18
|
предмет нужен для будущей работы
|
46,0
|
8,7
|
2,4
|
19
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
34,0
|
20,4
|
4,8
|
20
|
родители считают этот предмет важным
|
22,4
|
11,0
|
18,4
|
21
|
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
|
22,3
|
15,3
|
11,9
|
При рассмотрении мотивов школьниц с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура» видно, что значимость знаний, приобретаемых на уроке школьницами для поступления в институт, низка; предмет недостаточно способствует познавательной активности, да и родители согласно ответам школьников не считают этот предмет важным. Следует отметить, что представления о «нужности» предмета
«Физическая культура» у школьников претерпевают значительные изменения. Так, 46,0% школьниц 4-х классов считают данный предмет нужным для будущей работы и только 8,7% девятиклассниц и 2,4% одиннадцатиклассниц с этим согласны. Такая же динамика наблюдается в оценке «выгодности» предмета.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что структура мотивов, характеризующих положительное отношение школьников к предмету «Физическая культура», сложившаяся у школьников 4-х классов, претерпевает за годы обучения в школе незначительные изменения. Вместе с тем, следует отметить, что число школьников с положительным отношением к данному предмету в изученных проявлениях мотивации к 11-му классу снижается (особенно у девушек), что соответствует данным, представленным в работах Е.П. Ильина [1; 2]. В этой связи следует согласиться с А.К. Марковой [3], которая пишет, что к мотивационной сфере школьника целесообразно подходить как к развивающемуся, динамичному явлению, а не как к статичной характеристике, к «застывшему» качеству личности школьника.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 512 с.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины /Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2003 - 544 с.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
4. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639 с.
|
|