Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Учебный предмет может оцениваться школьником с точки зрения личного познавательного интереса к определенной области знаний, с точки зрения качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетворенности учебным предметом, с точки зрения собственных возможностей и способностей, определяющих меру трудностей усвоения той или иной учебной дисциплины, а также с точки зрения важности его для профессиональной подготовки. На основе данных оценок формируется общее и избирательное отношение школьников к учебным предметам. При этом избирательное отношение к учебным предметам может на разных этапах обучения определять доминирование тех или иных учебных мотивов в их общей структуре, прямо или косвенно – через учебную мотивацию, оказывать влияние на формирование общего отношения к конечным целям обучения [4].

Сказанное имеет прямое отношение и к предмету «Физическая культура». Как теоретический, так и практический интерес представляет выявление факторов, от которых зависит общее отношение школьников к целям обучения, так как знание влияния этих факторов может позволить управлять и формировать в нужном направлении мотивационно-целевую систему обучения школьников.

Для изучения мотивов, характеризующих отношение школьников к предмету «Физическая культура», применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой и предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [1]. Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных (4-х, 9-х и 11-х) классов.

В таблицах 1–3 представлены мотивы учения, характеризующие отношение школьников к предмету «Физическая культура». Для анализа мотивов, характеризующих возрастную динамику изменения положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура», доводы-мотивы у школьников 4-х классов проранжированы от большего числа школьников (в %) с положительным отношением к предмету к меньшему, а ответы школьников 9-х и 11-х классов представлены в % относительно иерархии доводов-мотивов школьников 4-х классов. Также нами все доводы-мотивы в каждой возрастной группе разделены на три части (по семь в каждой): в первой части представлено число школьников (в %) с наибольшим положительным отношением к предмету «Физическая культура», а в третьей части число школьников (в %) с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура».

При анализе результатов анкетирования, представленных в Табл.1 видно, что ведущими мотивами, характеризующими положительное отношение школьников 4-х, 9-х и 11-х классов к предмету «Физическая культура», являются мотивы учения связанные с интересом к данному предмету, а также то, как преподает учитель и что данный предмет легко усваивается. В то же время можно заметить, что данные мотивы в большей степени выражены у школьников 4-х классов, а у школьников 11-х классов ведущим становится мотив учения, связанный с коммуникативными умениями педагога («у меня хорошие отношения с учителем»). Гедонистический мотив, связанный с получением удовольствия при изучении «Физической культуры», более характерен для школьников 4-х классов, в то время как только 54,4% девятиклассников и 58,9% одиннадцатиклассников отмечают данный мотив. Последнее можно наблюдать и относительно познавательных мотивов («предмет требует наблюдательности, сообразительности»). Причѐм в 9-х классах число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура» оказалось меньше, чем в 11-х классах – 48,2% и 56,5% соответственно.


  Таблица 1 Число школьников (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»


 

 

Люблю предмет, потому что

 

 

4-е

Классы

 

9-е

 

 

11-е

п/п

n=137

n=89

n=56

1

предмет занимательный

95,1

76,4

77,5

2

нравится, как преподаѐт учитель

93,5

79,1

79,0

3

просто интересно

93,1

74,2

76,9

4

данный предмет интересен

86,4

73,8

67,8

5

получаю удовольствие при его изучении

85,2

54,4

58,9

6

требует наблюдательности, сообразительности

80,8

48,2

56,5

7

предмет легко усваивается

80,4

75,4

68,7

8

предмет требует терпения

69,6

54,8

45,3

9

учитель интересно объясняет

68,1

63,3

43,9

10

у меня хорошие отношения с учителем

67,4

53,0

83,6

11

интересны отдельные факты

66,2

44,3

53,6

12

предмет нужно знать всем

63,4

48,5

44,7

13

предмет способствует развитию культуры

60,7

55,4

58,0

14

предмет нужен для будущей работы

60,7

24,6

24,0

15

предмет считается выгодным

56,8

26,9

33,7

16

учитель часто хвалит

55,6

30,2

41,1

17

товарищи интересуются этим предметом

40,9

35,8

51,4

18

знания по предмету необходимы для поступления в институт

40,6

16,4

21,7

19

предмет заставляет думать

39,1

29,5

26,1

20

родители считают этот предмет важным

30,8

18,4

21,0

21

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

28,6

22,0

26,8

Примечание. Здесь и в Табл.2 и 3 курсивом выделены доводы-мотивы, характеризующие наибольшее

число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»; подчеркнутым шрифтом выделены доводы-мотивы, характеризующие наименьшее число школьников с положительным отношением к данному предмету.

 При рассмотрении мотивов школьников с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура» можно заключить, что значимость знаний, приобретаемых на уроке школьниками для поступления в институт, низка; предмет недостаточно способствует познавательной активности, да и родители согласно ответам школьников не считают этот предмет важным (положительно высказались только 30,8% четвероклассников, 18,4% девятиклассников и 21,0% одиннадцатиклассников). Следует отметить, что представления о «нужности» предмета «Физическая культура» у школьников претерпевают значительные изменения. Так,  60,7% школьников 4-х классов считают данный предмет нужным для будущей работы и только 24,6% девятиклассников и 24,0% одиннадцатиклассников с этим согласны. Такая же динамика наблюдается в оценке «выгодности» предмета. В  тоже время  необходимо заметить, что интерес школьников к предмету «Физическая культура» растѐт. Так, если только 40,9% четвероклассникам нравится данный предмет, «потому что товарищи интересуются этим предметом», то у одиннадцатиклассников положительно на этот довод ответило 51,4% школьников.

Мотив подкрепления-поощрения (похвала) на занятиях физической культурой имеет большее значение для школьников 4-х и 11-х классов, чем для школьников 9-х классов: всего 30,2% девятиклассников положительно ответили на довод «потому что учитель часто хвалит».

Перейдѐм к анализу мотивов, характеризующих возрастную динамику изменения положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура» в  зависимости от их половой принадлежности. Результаты анкетирования представлены в табл. 2 и 3.

Так, у школьников мужского пола 4-х, 9-х и 11-х классов (Табл.2) ведущими мотивами-доводами, способствующими положительному отношению к предмету «Физическая культура», можно считать занимательность, интересность предмета, его лѐгкая усвояемость и то, как преподаѐт учитель: число школьников, положительно ответивших на эти мотивы-доводы, составило 76,2 – 93,1%%.

Из ответов школьников также можно видеть, что предмет «Физическая культура» недостаточно способствует развитию познавательных мотивов (доводы «предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире» и «предмет заставляет думать»).

Таблица 2 Число школьников мужского пола (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

 

 

 

Люблю предмет, потому что

 

 

4-е

Классы

 

9-е

 

 

11-е

п/п

n=73

n=49

n=24

1

предмет занимательный

93,1

82,1

87,1

2

нравится, как преподаѐт учитель

91,2

76,2

78,7

3

данный предмет интересен

91,2

86,9

87,8

4

просто интересно

91,2

91,7

87,8

5

получаю удовольствие при его изучении

86,4

61,3

71,1

6

предмет легко усваивается

81,0

81,0

80,1

7

требует наблюдательности, сообразительности

77,9

56,0

71,0

8

предмет нужен для будущей работы

73,7

37,5

50,3

9

предмет требует терпения

69,4

60,2

42,0

10

предмет нужно знать всем

67,2

52,4

58,7

11

учитель интересно объясняет

66,5

63,7

65,0

12

у меня хорошие отношения с учителем

65,5

52,4

78,7

13

предмет способствует развитию культуры

62,6

64,3

70,3

14

учитель часто хвалит

60,7

3,5

41,3

15

предмет считается выгодным

60,2

34,0

46,5

16

интересны отдельные факты

55,5

57,1

49,6

17

знания по предмету необходимы для поступления в институт

46,4

13,1

42,0

18

товарищи интересуются этим предметом

42,0

46,4

58,7

19

родители считают этот предмет важным

38,0

15,5

25,2

20

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

34,6

27,4

45,1

21

предмет заставляет думать

32,0

33,3

37,5

 

Следует заметить, что не способствует формированию положительной мотивации школьников к физической культуре мнение родителей о важности предмета «Физическая культура». Так, только 15,5 – 38,0%% школьников 4-х, 9-х и 11-х классов отметили, что их «родители считают данный предмет важным».

При анализе результатов анкетирования школьниц (Табл.3) видно, что ведущими мотивами-доводами, способствующими положительному отношению к предмету «Физическая культура», можно считать, как и у школьников мужского пола, занимательность, интересность предмета, его лѐгкая усвояемость и то, как преподаѐт учитель: число школьниц, положительно ответивших на эти мотивы-доводы, составило 49,4 – 97,7%%.

 

Таблица 3 Число школьников женского пола (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

 

 

 

Люблю предмет, потому что

 

 

4-е

Классы

 

9-е

 

 

11-е

п/п

n=64

n=40

n=32

1

предмет занимательный

97,7

69,3

69,9

2

нравится, как преподаѐт учитель

96,5

76,7

79,2

3

просто интересно

95,3

52,8

67,5

4

данный предмет интересен

92,9

57,8

49,4

5

получаю удовольствие при его изучении

83,4

46,0

48,9

6

требует наблюдательности, сообразительности

80,1

38,7

42,5

7

предмет легко усваивается

75,5

68,7

58,2

8

интересны отдельные факты

75,5

28,4

56,1

9

учитель интересно объясняет

70,5

62,8

49,6

10

предмет требует терпения

69,4

48,4

44,8

11

у меня хорошие отношения с учителем

69,2

66,5

88,3

12

предмет нужно знать всем

58,9

43,8

30,8

13

предмет способствует развитию культуры

58,8

44,5

47,0

14

предмет считается выгодным

52,7

18,3

23,2

15

товарищи интересуются этим предметом

49,4

22,8

42,5

16

учитель часто хвалит

49,2

27,9

41,7

17

предмет заставляет думать

48,0

25,0

16,5

18

предмет нужен для будущей работы

46,0

8,7

2,4

19

знания по предмету необходимы для поступления в институт

34,0

20,4

4,8

20

родители считают этот предмет важным

22,4

11,0

18,4

21

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

22,3

15,3

11,9

 

При  рассмотрении  мотивов  школьниц  с  наименьшим  положительным  отношением  к  предмету «Физическая культура» видно, что значимость знаний, приобретаемых на уроке школьницами для поступления в институт, низка; предмет недостаточно способствует познавательной активности, да и родители согласно ответам школьников не считают этот предмет важным. Следует отметить,   что представления о «нужности» предмета

«Физическая культура» у школьников претерпевают значительные изменения. Так, 46,0% школьниц 4-х классов считают данный предмет нужным для будущей работы и только 8,7% девятиклассниц и 2,4% одиннадцатиклассниц с этим согласны. Такая же динамика наблюдается в оценке «выгодности» предмета.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что структура мотивов, характеризующих положительное отношение школьников к предмету «Физическая культура», сложившаяся у школьников 4-х классов, претерпевает за годы обучения в школе незначительные изменения. Вместе с тем, следует отметить, что число школьников с положительным отношением к данному  предмету в изученных проявлениях мотивации к 11-му классу снижается (особенно у девушек), что соответствует данным, представленным в работах Е.П. Ильина [1; 2]. В этой связи следует согласиться с А.К. Марковой [3], которая пишет, что к мотивационной сфере школьника целесообразно подходить как к развивающемуся, динамичному явлению, а не как к статичной характеристике, к «застывшему» качеству личности школьника.



Список литературы

1.      Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 512 с.

2.      Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины /Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2003 - 544 с.

3.      Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

4.      Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639 с.