Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа. [8, 73]

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью.

Социальное поведение, отвечающее требованиям ожиданий социолог Р.Линтон называет социальной ролью.

Говоря об особой категории граждан – подростках, следует отметить, что наибольшее влияние на них оказывает социальная среда. В подростковом возрасте особое значение приобретает система взаимоотношений с окружающими: семьей, одноклассниками, педагогами. Ведущей деятельностью в период подростничества является межличностное общение, учебная деятельность отодвигается на второй план. Но, вместе с тем, школа – та среда, в которой подросток пребывает большую часть своего времени. В этой связи огромное влияние оказывают именно педагоги, их авторитет и стиль педагогического общения. Педагог современной школы – неизменное звено в социальной системе общения и взаимоотношений подростков. Именно поэтому, ценности и мораль, которые несет учитель, зачастую «примеряют» на себя и его ученики. Общаясь в социальной системе «учитель – ученик» подросток активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Рассмотрим основные аспекты социальной среды подростка. (Рисунок 3)
Рис.3. «Основные аспекты социальной среды подростка»
Как мы видим, педагог – это тот человек, который способен напрямую влиять на социальное поведение подростка. При благоприятной обстановке в школе (на уроках), подросток перенимает мысли и чувства, моральные ценности и личностные качества своего педагога. [1, 65]

Одна из важнейших особенностей педагогического общения состоит в том, что учитель ориентирует ученика в его поведении на обязательное использование общественно значимых норм. Акцент делается на процесс самовоспитания, контролируемый воспитателями в ненавязчивой форме, на использование демократического стиля общения. Многообразие стилей преподавания, порождаемое сочетанием различных целей, приемов, ролей и является подлинной организационной реальностью общения.

Некоторые стили педагогического общения способствуют благоприятным условиям для развития личности подростка и становлению его адекватной социальной роли, и некоторые стили не способствуют, а в ряде случаев и тормозят развитие и становление социально значимых качеств подростка. Поэтому такой фактор как, стиль педагогического общения необходимо обязательно учитывать в реальной педагогической ситуации, так и при создании новых образовательных систем, обеспечивающих благоприятные социализированные  и образовательные условия для передачи знаний и специальных навыков детям, но и развитие их как личностей.

Рассмотрим основные механизмы влияния стиля педагогического общения на социальное поведение подростков.

1)      Стиль педагогического общения может содействовать усилению «Я» подростка, или же, наоборот, действовать с разрушительной силой на него. Таким образом, можно говорить о созидающей стороне педагогического общения: формирование адекватной социальной позиции и разрушающей стороне общения: искажение норм морального и социального поведения подростков.

2)      Ключевой момент в педагогическом общении с подростком – речь. Педагоги и подростки имеют столь различный жизненный опыт, что избежать проблем в понимании той или иной информации практически не удается. Очень важно подбирать нужную лексику при общении с подростком. Язык должен быть научным, методическим, при этом понятным учащемуся; важно также не переступить грань и не перейти на «подростковый» сленг и избежать панибратства. Именно адекватная и соответствующая ситуации, убедительная речь педагога может способствовать формированию грамотной социальной позиции ученика – подростка.

3)      В общении с подростками важно опираться на уже имеющийся у них жизненный опыт, правильно оценивать установки и ценности своей аудитории. Именно опора на уже имеющиеся знания, признание мировоззрения подростка будет способствовать развитию значимых социальных установок.

4)      Один из важнейших аспектов общения с подростком – вербальное общение. Взрослые дети хорошо реагируют на жесты и мимику, когда они уместны, однако неадекватное или неискреннее использование вербальных средств общения может дать противоположный эффект – так называемую «Д – цепочку» - дезадаптацию, депривацию, девиацию.[3, 71]

Таким образом, подводя итоги обсуждению влияния стиля педагогического общения на социальное поведение подростков, следует выделить следующее основное направление такого воздействия - это содействие формированию Эго-идентичности через предоставление подростку возможности выбора образцов для идентификации, с одной стороны, и усилению «Я» на основе самоутверждения в процессе учебной деятельности и общения – с другой.

Современный этап развития системы образования характеризуется ее гуманизацией. Таким образом, этот процесс диктует педагогам обращение к личности учащихся, опору на моральные и нравственные ценности своих воспитанников. Но, в погоне за новомодными методиками дифференциации и индивидуализации обучения так легко потерять суть себя, как педагога. Именно поэтому, на наш взгляд, базой для гуманизации должно стать обращение «к корням, истокам» данного понятия.

Новую отрасль педагогики, предложенную Ш. А. Амонашвили, активно осваивали в свое время и другие великие русские педагоги. Вопросами о развитии личности подростков, становлением их социально значимых качеств занимался великий отечественный педагог А. С. Макаренко. Традиционно, воспитательную деятельность Макаренко связывают с аспектами становления подросткового коллектива. В данной курсовой работе мы постараемся отразить несколько другое направление деятельности Антона Семеновича. Мы рассмотрим те механизмы и принципы его общения с подростковой средой, которые оказали непосредственное влияние на социальное поведение его воспитанников.

Итак, А. С. Макаренко считал, что залог успешного общения с воспитанниками – это четкое и глубокое знание целей воспитания. Огромная заслуга Макаренко состоит в том, что он разработал целостную систему теории организации детского коллектива через коллектив и внутри этого коллектива. Важнейший компонент и залог успеха в педагогическом общении Антон Семенович видел в грамотной организации всего коллектива учащихся. [1]

«Необходимо выработать систему    взаимоотношений  и взаимозависимостей,  систему воздействия на каждого воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения» - писал А. С. Макаренко.

Один из механизмов общения – «параллельное воздействие» - общение с отдельно взятым воспитанником и его взаимодействие с коллективом.

Также один из критериев положительного воздействия на личность учащихся – это, как считал Макаренко, дать четкое представление о личностном движении вперед.

Кроме того, известно, что категория детей, с которыми работал Антон Семенович, специфична – это дети с дезадаптацией, с девиациями. Несомненно, личность воспитателя и учителя играет особую роль. Для Макаренко основополагающей является триада соотношения в педагоге практически-волевого, эмоционального и интеллектуального; соотношение общечеловеческого и коллективного; соотношение прошлого, настоящего и будущего. Устремленность в будущее, опора на положительные стороны в воспитаннике – это ключевые моменты успешного педагогического общения.

А.С.Макаренко - противник индивидуалистической педагогики, возводящей в абсолют материальные блага и культивирующей простое приспособление человека к существующему. Душа его общинно-коллективистской педагогики - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.

Наследие Макаренко – огромный вклад в проблему решения социализации подростков, один из вариантов решения гармонизации нравственного переустройства человека в единстве с прогрессом человечества.

Приемником Макаренко можно считать его ученика - Семена Афанасьевича Калабалина. Это удивительный педагог, побывавший в роли и трудного подростка и мудрого отца – наставника. Две тысячи сирот из России, Украины, Грузии считают Калабалина своим отцом.

В каждом своем воспитаннике Калабалин видел «широкий диапазон возможностей». В каждого вкладывал свою душу. «Все человеческое в человеке должно быть воспитано» - вот позиция, которой придерживался Калабалин.

Педагогика Калабалина – еще один яркий пример того, как собственным примером можно не только воспитать нравственные ценности и адекватное социальное поведение, но и перевоспитать.

Семён Афанасьевич Калабалин обладал большим опытом общения с людьми. И это помогало ему в педагогической работе. Он пишет: «Прежде всего, я стараюсь понять каждого вновь прибывшего воспитанника. Мне это несколько легче, потому что я сам был и плохим, и хорошим».

По словам Семена Афанасьевича, самый большой недостаток педагога при общении с воспитанником – это бездушие. Общение должно проходить с душой, но и быть требовательным иногда полезно. Кроме того, сама Калабалин назвал свою педагогику педагогикой любви.

Исследователи – «калабалинцы» выделяют следующие воспитательные механизмы, которые использовал Семен Афанасьевич в ходе педагогического общения с детьми.

1)      Любовь, не наигранная, но искренняя, идущая от души.

2)      Сочетание требовательности и гуманизма при общении с учениками.

3)      Остроумность, интеллект, высокая заинтересованность в решении детских проблем.

4)      Ставить интересы воспитанников превыше всего. Главная ценность – ценность уникальной и неповторимой личности каждого ученика.

Огромная заслуга Калабалина – это возвышение педагогики на новый, нравственный, чувственный, даже любовный уровень. В своих учениях он с присущей ему тактичностью по отношению к детям открывает простые истины с новой стороны. Педагог – это не просто профессия, а дар общения с детьми. И общение это должно быть педагогически точным, верным и выверенным.

Еще один известный русский педагог – Василий Александрович Сухомлинский писал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!».[7] Опыт его многолетней педагогической практики превозносит силу воспитательного воздействия.

Василий Александрович в своих трудах освещал различные аспекты педагогики. Мы будем обращаться к опыту Сухомлинского по воспитанию нравственной и всесторонне развитой личности. Несомненно, воспитание данных аспектов невозможно без опоры на педагогическое общение. В своей работе В. А. Сухомлинский стремился способствовать зарождению морально ценностного идеала личности. «Важно, чтобы таким идеалом для ребенка становился взрослый человек, умеющий творчески и увлеченно трудиться и для себя, и для других людей» - писал Сухомлинский. [7, 21]

Как величайший педагог – гуманист Василий Александрович видит общение со своими учениками не только в ноте позитива, но в многообразии повседневной жизни, со всеми ее проблемами и тяготами.

Одним из направлений как интеллектуального, так и социального развития личности, Сухомлинский видит творческое развитие личности детей. Детское творчество, по мнению В. А. Сухомлинского – результат взаимодействия педагога с учеником, проявляющийся в мыслях, чувствах, поступках, нравственной культуре. Важнейший механизм педагогического общения – это опора на нравственное в ребенке. Только путем признания моральных ценностей единственно верными можно сформировать активную социальную позицию в своих воспитанниках – такова позиция Василия Александровича.

Педагогика Сухомлинского – это педагогика антропологическая, опирающаяся на постулаты, выдвинутые еще К. Д. Ушинским. Так, к антропологическим представлениям Сухомлинского касательно стиля педагогического общения можно отнести следующее.

1)      Признание каждого ребенка как человека, имеющего права и обязанности;

2)      В общении необходимо руководствоваться антропологическими ценностями, такими как жизнь, здоровье, достоинство личности каждого ученика;

3)      Общение педагога с учеником должно формировать ценностное отношение ученика к самому себе;

4)      Процесс общения должен быть сопряжен с глубоким пониманием целей и задач воспитания; необходимо прежде всего работать над гармонизацией ребенка с природой и обществом, то есть его социализацией;

5)      В педагогическом общении значительное место необходимо отводить установлению благоприятной, комфортной обстановки;

6)      Педагог в общении должен прежде всего делать ставку на воспитание личности, и только затем – на обучение. Невозможно научить чему – либо, если ребенок не идет тебе навстречу. [7, 14]

Как мы видим, видные отечественные педагоги посвятили немало времени аспекту становления личности учащегося посредством педагогического общения. Антон Семенович Макаренко считал, что социальное становление личности возможно при соблюдении двух условий – воспитательного воздействия самого педагога и коллектива, воспитуемого педагогом. Продолжатель его традиций в педагогике, Семен Афанасьевич Калабалин говорил о педагогике любви – безусловном принятии личности ребенка в процессе воспитания. И наконец, Василий Александрович Сухомлинский в своей педагогической практике особое место отводил педагогическому общению с точки зрения антропологии.

Стиль педагогического общения – это не только профессиональное понятие для учителя, это социальная и моральная категория.

Продуктивный стиль педагогического общения будет способствовать комфортному психологическому контакту, который будет возникать между учителем и его учениками. В процессе нашего исследования выяснено, что наиболее продуктивным является демократический, устойчиво выраженный стиль общения. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально – этических установок, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Овладение основами педагогического общения – это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения.

 

Список литературы

1.      Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти…(Техника профессионального поведения). Кн. для учителя.М., 1994. - 232 с.

2.      Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. - 190 с.

3.      Галигузова Л.Н. Как общаться с ребенком // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» С.110-120.

4.       Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М., 2001. - 98 с.

5.      Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999. - 620 с.

6.      Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996. -736 с.

7.      Сухомлинский В. А. Сто советов учителю,«Удмуртия», 1981 г. 51 с.

8.      Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе: Пособие для учителей / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. -Минск, 2000. - 100 с.