04 сентября 2016г.
По признанию многих ученых современная ситуация напоминает «мировоззренческую катастрофу» [1, 5, 12], которая может привести к дискредитации культуросообразных ценностей и оснований, еще недавно составлявших важные педагогические опоры и долженствования. Яркую картину нравственного опустошения, вызванного к жизни изменением традиционного уклада жизни, доминированием масс-культурного влияния на общественное сознание, предлагает, в частности, современный французский философ Жан Бордийяр. Когда эстетическая или духовная ценность имеет измерение «прибавочной стоимости» или «денежного знака», когда человек формируется культурой «внешнего вида», возникает ситуация «симуляции жизни, теряющей реальные ценности» – человек начинает жить преимущественно ценностями общества потребления [3].
Перед педагогами, психологами, философами и специалистами в области культуры остро встает вопрос о том, как запустить механизмы сохранения и воспроизводства культуры в части духовно-нравственных долженствований и поддержки традиционных ценностей. Философ образования С.И. Гессен еще в 1923 году написал [4, с. 380]: «Новое поколение не должно повторить нас, оно, напротив, должно обновить мир зрелищем новых культурных достижений… Будущее должно укрепить себя в прошлом, вернее в том вечном, которое сообщило в свое время жизнь этому прошлому, и которое просвечивало в нем, как его последнее оправдание... Преодолеть прошлое через приобщение к вечному (творческому потоку), составляющему его истинный смысл, и является подлинной задачей образования». С.И. Гессен уверен в том, что куда бы нас не завели мода, случайность или принуждение политических обстоятельств, какой бы искаженной жизнью не жили одно или несколько поколений, - возможно преображение и восстановление высокого смысла Человеческого Достоинства, обретаемого человеком через осознание непрерывности своего культурно-исторического бытия. Такая уверенность С.И. Гессена внушает оптимизм и одновременно еще острее ставит задачу поиска способов решения проблемы.
Одним из механизмов воспитания в человеке способности противостоять деструктивным веяниям и манипулятивным воздействиям среды является создание условий для личностного развития и становления «субъектности» учащегося. Субъектность здесь задается как основа и условие творческого самоопределения в отношении тех или иных целей и ценностей собственного бытия, взглядов и убеждений, на основании которых предстоит строить свою жизнь [1, 6, 10, 11, 13]. Субъектность предполагает постепенное осмысление человеком основных координат собственного развития и формирование мировоззренческого ядра личности, корреспондирующего с культурными ценностями [5, 6]. В результате человек начинает управлять ситуацией, организует свою жизнь и деятельность на собственных основаниях, проектирует путь своего развития в соответствии с образом должного [5, 9]. С точки зрения рефлексивно-позиционного подхода субъектность связана с личностной позиционностью, раскрываемой в ее отношениях и оценках, мотивации и предпочтениях, в приоритетах и целях своего развития, то есть неких ориентирах, складывающихся вокруг нравственных убеждений и мировоззренческих идеалов личности [6, 7, 10]. Ценностно-смысловая позиционность личности всегда сопряжена с поиском способов самореализации человека в деятельности и поступках [6, 7] в соответствии с культуросообразной картиной мира и выбранным способом ориентирования в нем [9]. Для нас как православных педагогов важно, чтобы базисом становилась христианская картина мира, в которой образ должного и мировоззренческий идеал заданы личностью Христа.
Рефлексивно-позиционный подход к сценированию ситуаций личностного развития позволяет избежать несколько опасностей, возникающих в контексте воспитания, ориентированного на понимание и освоение детьми и молодежью ценностей православного предания и взгляда на мир. Первая опасность - связана с дидактической системой занятий, в которых отсутствует задача проектирования условий для свободного ценностного самоопределения, а есть задача передачи христианских ценностей как единственных и безальтернативных. Безусловно, в такой системе существуют признаки аргументированного доказательства «подлинности и истинности» данных положений, включающие иллюстративный материал. Однако опыт преподавания показывает, что возникающая картина мира при такой системе обучения – лишена субъектности и позиционности творческого открытия и освоения посредством свободного самоопределения. Иными словами, здесь теряется базисное условие формирования христианской картины мира – условие свободного и деятельного самоопределения человека к ценностям и основаниям своей жизни [5, 10]. Сюжетно-деятельностные технологии позволяют создать пространство свободного выбора и моделируют условия для формирования субъектности и позиционности индивида на основе диалога с авторами и героями ярких художественных образцов, вокруг которых и создается модельно-коммуникативные ситуации, инициирующие диалогическое сотворчество [7]. Технологии медиагерменевтического исследования [6, 9, 10, 14] обеспечивают, в свою очередь, преодоление другой значимой опасности, связанной с феноменами вмененного понимания, мозаичного сознания, некритично усвоенных образцов (примеров) и норм жизни [8], транслируемых современными массмедиа и массовой культурой. В результате, в сознании православных детей происходит чаще всего неосознаваемый мировоззренческий конфликт: декларируются православные духовно-нравственные убеждения, но в реальной жизни они руководствуются ценностями общества потребления или своей среды (не всегда благополучной). Одной из причин такого конфликта, как справедливо об этом пишут и психологи, и педагоги и духовенство, является отсутствие культуры и способностей понимания текстов [2, 6, 10, 13], в том числе Евангельских текстов.
Медиагерменевтическая практика (в контексте рефлексивно- позиционного подхода к развитию способностей и личности учащихся) строится с учетом ряда базовых психолого-педагогических принципов, таких как возрастные закономерности психологии развития и принципы рефлексивной психологии творчества [6, 9, 10, 14]. Перечислим некоторые из них:
1. Проектирование среды дилогического общения, способствующей позиционному включению в совместное обсуждение каждого участника [6, 9];
2. Сценирование ситуации обсуждения и творческого понимания самого образца на основе нормативного анализа образца и выявления его культурного потенциала; а также рефлексивно-позиционной методики построения отношения к тексту в соответствии со следующими последовательно разворачивающимися этапами общей работы: проблематизация, восстановление образной ткани текста и его интертекстуальных связей, выявление противоречий и парадоксов в тексте, реконструкция основной идеи текста и его культурного значения, понимание целостности текста и позиции автора, построение собственного отношения и позиционного высказывания [6-10].
3. Конструирование пространства культурных образов как гипертекстовой структуры того или иного типа [7]. При этом один из образцов обычно является ключом к пониманию и разрешению проблемы, содержит в себе метафору, задающий образ должного и вектор движения по пути к нему. В данных программах, чаще всего, в качестве такого метафорического текста используется отрывок из Евангелия, работа с которым тоже строится по медиагерменевтическому методу (понимающего исследования).
4. Использование форм творческой рефлексии как необходимого средства понимания текста через создание совместного творческого продукта или общего (группового) позиционного высказывания в творческой форме. На этом этапе применяются специальные рефлексивно-позиционные методики организации совместной деятельности. В частности, последовательно применяется комплекс методик¸ инициирующих воображение, образное мышление, креативность, а также систему рефлексивных действий, что и позволяет выйти к целостному пониманию текста и его места в культуре [9].
Итак, применение технологий и методов рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития как основы для построения программ духовно-нравственного развития (воспитания) детей и молодежи позволяет решить инновационными средствами новой педагогики ряд стратегических задач современного образования. Общей направленностью описываемого подхода и технологий является создание продуктивных условий для воспитания в детях развитого самосознания, самостоятельности, инициативности, чувства собственного достоинства, позволяющих молодому человеку начать ощущать и переживать себя как ответственного субъекта своей жизни, способного к осознанному, а не навязанному выбору. Таким образом, субъектность; личностное самоопределение; и свободный информированный позиционный выбор - есть средства и, одновременно, условия воспитания и развития творческого начала в человеке, залог его успешной и разумной духовной навигации в пространстве будущей деятельности и всей жизни в целом.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Педагогика достоинства // Внешкольник. 2015. № 5 . С. 17- 18.
2. Богин Г.И. Обретение способности понимать: введение в герменевтику. Тверь, 2001. 516 c
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула: Тульск.полиграфист, 2013.204 с.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
5. Ковалева Н.Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века // У истоков развития. Сборник научных статей. М.: МГППУ, 2013. С. 214-226.
6. Ковалева Н.Б. Психолого-антропологические принципы развития субъектности в пространстве диалога // Вестник ЧГПУ. 2016, №4. С. 133- 139.
7. Ковалева Н.Б. Моделирование условий развития личностной позиционности в рефлексивно-позиционном подходе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016, №6. С. 32-34.
8. Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста / Общество: социология, психология, педагогика, 2016, № 4. С. 72- 75.
9. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.
10. Ковалев Ф.А. Развитие личностной позиционности средствами медиагерменевтики // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Екатеринбург, ИЦРОН, 2016. С. 125-127.
11. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М.: 1993.
12. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика, 2008. № 9. С. 33-39.
13. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009. 264 с.
14. Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 2016. P. 68-70.