03 сентября 2017г.
Актуальность работы обусловлена необходимостью социализации подростков – социальных сирот. Презентуется опыт, основанный на сочетании миссионерской работы и деятельностного развития творческих способностей этих подростков. Оценка характеристик личности подростков производилась посредством сравнения данных с использованием общепринятых методик (САТ) (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В., Кроз М.В.). Референтная группа составила более 1,5 тыс. подростков, среди которых половина воспитывается в семье, остальные – в реабилитационных центрах (РЦ) Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов Московской области. Выборка обеспечивает 5% уровень значимости результатов.
Подростки РЦ обладают низким уровнем самоактуализации, их беспокоят воспоминания о нанесенных обидах и своих проступках, и, в стремлении отрицания прошлого, они ставят перед собой нереальные цели, не умеют жить «здесь и сейчас», что задерживает их личностное развитие. Подростки семьи, несмотря на низкие показатели по данному коэффициенту, более благополучны, воспринимают настоящее в единстве с прошлым и будущим.
Коэффициент поддержки, или опоры на себя, невысок у обеих групп подростков, что характерно для пубертатного периода, в котором их личности подвержены внешнему влиянию, чувствительны к одобрению, к уверенности, что их любят.
Ценностные ориентации подростков РЦ явно несформированы, в то время как у подростков семьи есть
потребность руководствоваться ценностями, присущими самоактуализирующейся личности, демонстрируя при этом способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость поведения.
Подростки РЦ, напротив, склонны к догматизму, жесткому следованию принципам, принятым в микросоциуме РЦ.
Для обеих групп подростков характерна чувствительность к собственным переживаниям и потребностям, обостренная у подростков РЦ. При этом подростки РЦ в меньшей степени способны спонтанно выражать свои чувства, опасаются открыто их проявлять.
Неспособность подростков РЦ выразить, проявить, осознать собственные чувства удается преодолеть в миссионерской работе. Откровенный и деликатный, конфиденциальный разговор с миссионером позволяет подростку раскрыться и осознать себя.
Подростки РЦ отличаются явно выраженным заниженным самоуважением, в сочетании с попытками заставить других уважать себя, что требует повышения самооценки. Обе группы подростков пытаются принять себя вопреки своей слабости. Самопринятие достигается труднее, чем самоуважение, и подростки РЦ испытывают существенные трудности в этом.
Отыскание в своей душе зерна, заложенного Создателем, помогает подростку найти опору для самопринятия и самосовершенствования.
Обе группы подростков не считают всех людей плохими и злыми по их сущности.
Переходя к следующей группе
коэффициентов и их трактовке, необходимо отметить
существенные различия в подходах с точки зрения духовности в любой конфессии и секулярной общественности. В духовной практике такие противоположности, как любовь и похоть, эгоизм и бескорыстие, миролюбие и агрессивность, гнев являются антагонизмами, и работа миссионера направлена на развитие первых и искоренение вторых.
Достаточно высокие коэффициенты синергичности у обеих групп подростков подчеркивают их терпимость к проявлению негативных явлений в жизни социума. Это является обширным полем для миссионерской работы по формированию способности различать терпимость к ближнему и терпимость ко греху.
Подростки РЦ принимают агрессивность как природное свойство
личности в большей степени, чем подростки семьи, старающихся скрыть агрессивные наклонности, хотя обеим группам присуще проявление агрессии в межличностных контактах. Секулярные положения о допустимости проявления агрессии, гнева в межличностных контактах не согласуются с положениями любой Церкви, утверждающей гордыню как греховное основание проявления гнева, агрессию как нелюбовь к ближнему.
Для подростков РЦ отношения
с
окружающими, тесные
контакты с
ними не являются поверхностными, играют значимую роль в их жизни, в отличие от самодостаточных подростков семьи.
Подростки РЦ обладают менее выраженными потребностями к приобретению знаний об окружающем мире, существенно заниженным творческим потенциалом. Основным препятствием является их неуверенность в способности к творческой самореализации, в своём будущем в целом.
Исследования показали, что развитие креативности, положительное подкрепление поможет подросткам РЦ в деятельности обрести опыт успешности самосовершенствования. В 2017 году в рамках Московского городского конкурса «Искусство познания» стартовала секция «Мир вокруг нас» для творческих групп
с участием детей с особыми
образовательными потребностями, к которым в большинстве относятся подростки РЦ. Им предоставляется возможность показать результаты проектной и исследовательской деятельности на любую интересующую их тему в доброжелательной
обстановке,
с оценкой по критериям, учитывающим их возможности. Специалисты РЦ отмечают, что реализация таких проектов позволяет подросткам быть услышанными, повышает их самооценку, уверенность в себе и своих силах, учит ставить перед собой реальные цели.
Список литературы и источников
1)
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В., Кроз М.В. Самоактуализационный тест - САТ [В Интернете] // Психологос Энциклопедия практической психологии. - 14 10 2016 г.. - http://www.psychologos.ru/articles/view/samoaktualizacionnyy_test_-_sat.
2)
Семянников С. Н. Анкета [В Интернете] // С чего начинается Родина. - 24 09 2016 г.. - http://podrostki.today/?page_id=28.