Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Сознание боится пустоты.

Пол Валери[6, с.8]

 

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена в последнее десятилетие возрастанием уровня зависимого поведения в подростковом возрасте, которая проявляется в ранней алкоголизации, наркомании, а также девиации в сфере межполовых отношений. В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности к зависимому поведению подростков одной из общеобразовательных школ. В результате исследования получены данные, позволяющие выявить уровень наркотической, алкогольной и компьютерной зависимостей школьников.

Ключевые слова: аддиктивное поведение (зависимости), девиантное поведение, подростки, акцентуации характера.

Еще в древние времена люди применяли одурманивающие вещества с целью обезболивания, облегчения состояния тяжело больных людей. То есть стоит отметить, что лекарственные препараты создавались с благими намерениями и только сам человек нашел применение им с точки зрения нанесения вреда здоровью. В наше время наркомания, алкоголизм в извращенных видах, до сих пор остается проблемой государств, человечества, культур, наций, семей, самого человека. На сегодняшний день к уже существующим аддикциям добавляются новые – это непосредственно проявляется в компьютерной, игровой, интернет – зависимостях, что приводит к тому, что появилось целое поколение зависимых людей, которые не стремятся раскрывать свои задатки, способности, не стремятся к получению знаний и продуктивному взаимодействию с обществом; как оказалось, человек не способен справится с этим информационным «оружием», обращает его на себя и во вне с разрушительным действием [6].

Аддиктивное поведение считается одной из форм девиантного, отклоняющегося от общепринятых в обществе норм, над которым берет власть определенный вид зависимости. В настоящее время существует множество условий, которые позволяют с легкостью распространять аддикции. Происходит смена стилей жизни, падает уровень мотивации получения обучения, обедняются эмоции, досуг становится малоинтересным и не впечатляющим. Причиной этого является возможность легко и быстро получать удовольствие, занимаясь просмотром развлекательных телепередач, компьютерными играми, употребляя алкоголь, наркотики [1]. Соврем Многие ученые выделили психологические и генетические аспекты предрасположенности к зависимому поведению. Бесспорен тот факт, что ребенок, который появился у пьющих родителей, будет иметь изначально предрасположенность к аддикции. Г.В. Старшенбаум отмечает:

«Аддикты страдают синдромом дефицита удовольствия, который проявляется в постоянном ощущении скуки» [6, с.8]. Жизнь такого человека представляется серой, однообразной, ему необходима постоянная стимуляции к действию и стремлению к чему-либо, много сил затрачивается на поиск необходимых ресурсов. Выделяются несколько форм аддиктивного поведения как бегства от реальности. По Н. Пезешкиану, к ним относится следующие: бегство в тело (работа над своим внешностью и психической составляющей); бегство в работу или учебу; бегство в общение или наоборот, одиночество; стремление к иллюзорному миру и фантазиям. Все это можно приравнять к неспособности гармонично социализироваться [6].

Порой родители не могут определить для себя цели воспитания, в зависимости от обстоятельств они могут меняться, именно об этом в своей книге писал В.Д. Менделевич. Формулируя цель в общем, ею становится воспитание на уровне черт личности, то есть стремление к гармоничному характеру.

«Гармоничные черты характера — это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов» [4, с.44]. Основное место занимает адаптивность – приспособляемость человека к различным ситуациям, меняющимся условиям, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Она отражает значимость удовлетворения потребностей. Для того, чтобы человек находился в гармонии с собой и внешним миром, необходимо быть адаптивным, открытым для нового опыта. По А.Маслоу, выделяются самые важные качества самоактуализации – это спонтанность, простота, автономность, проблема центрации. Значение этого заключается в реалистичном представлении и преподнесении своих особенностей и черт характера. Соответственно, если происходит отторжение и непринятие нового, меняющегося состояния, то появляется дезадаптивность, разрушающее личность и отторгающее от социума поведение. Это происходит, когда человек стремится любыми способами добиться признания в обществе, быть на виду. Данное поведение может привести к девиантному поведению, а в нашем случае, к аддиктивному [4].

Склонность к зависимому поведению во многом определяется личностными особенности. В.Д. Менделевич приводит примеры шести радикалов, все они могут проявляться в характерных чертах личности, но практически всегда существует один преобладающий тип. Истерический, характеризуется стремлением быть в центре внимания. Подходящей цитатой может являться следующая: «Не искушай меня без нужды» - Александр Пушкин [6, с.18]. Шизоидный, неспособность к эмпатическим, близким отношениям: «Чтобы быть собой – нужно быть с кем-то» [6, с.14]. Эпилептоидный, эмоциональная ригидность, склонность к длительному застреванию на каких-либо эмоциях. Психастенический, застенчивость, робость, нерешительность. Астенический тип характера, подчинение собственных потребностей желаниям других. Паранойяльный радикал характеризуется чрезмерной чувствительностью к неудачам на фоне завышенной самооценки. «В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь – Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли» - писал Сальвадор Дали [6, с.13]. В крайних своих проявления черты характера могут превратиться в акцентуации (заостренные черты личности), что приведет к формированию патологической личности [4].

По мнению С.А. Красненковой и И.И. Марковой, «…подростковый возраст характеризуется дисгармонией социально – нравственного и физического созревания, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, что может повлечь нарушение дисциплины, правил общественного порядка. Результатом фрустрации личности в связи с социальными запретами как компенсаторное часто выступает отклоняющееся поведение» [3,  с.41]. Именно данные особенности определяют предрасположенность к зависимому поведению. По данным БУЗ ВО «Воронежского областного клинического наркологического диспансера», в 2014 году с диагнозом «употребление наркотиков с вредными последствиями» было зарегистрировано 162 подростка, тогда как в 2012 году, с этим же диагнозом, – 153 подростка, что говорит об  увеличении  случаев  наркотической  зависимости  среди  несовершеннолетних.      С  диагнозом «употребление алкоголя с вредными последствиями» было зарегистрировано 2018 случаев с участием подростков [2, с.8]. По данным регионального управления МВД по городу Воронежу, в 2015 году отмечается рост преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. Их число увеличилось с 14 до 25, а это значит, что число преступлений, совершенных подростками, увеличилось в 1,5 раза. Средний возраст начала употребления наркотиков составляет 15–16 лет. До 76% подростков в возрасте 14–16 лет имеют опыт употребления пива. По данным обследования школьников общеобразовательных школ, к одиннадцатому классу курят 60% юношей и 40% девушек, при этом в 15 лет каждый десятый имеет никотиновую зависимость.

Основной причиной перехода к зависимости принято считать конфликтные ситуации с родителями, закомплексованность, неуверенность в своих силах, отсутствие хобби и увлечений, можно отметить еще одно самое важное – уход от проблем, повседневности, неспособность и нежелание решать поставленные задачи, в иллюзорный, красочный мир компьютерных игр, виртуального общения, где не требуется особых усилий и стремления.  Изучив статистические данные происходящих событий в подростковой среде, нами было принято решение провести анонимное исследование склонности к зависимому поведению в одной из общеобразовательных школ г. Воронежа, в котором приняли участие учащиеся с 8 по 10 класс в количестве 74 человек. В качестве диагностического материала была использована методика склонности к зависимому поведению В.Д. Менделевича [4]. По результатам исследования были выявлены следующие показатели. По показателю «наркотическая  зависимость»: низкий уровень выявлен у 14% от  общего количества опрошенных; средний уровень выявлен у 49% испытуемых, 38% показали высокий уровень. Стоит отметить, что наибольшее количество учащихся с высоким уровнем наркотической зависимости проявился в 8 классе. По показателю «алкогольная зависимость»: низкий уровень выявлен у 49% опрошенных; средний уровень – у 32%; высокий уровень выявлен у 19% учащихся. По показателю «компьютерная зависимость»: низкий уровень аддикции у 40%; средний уровень выявлен у 36% учащихся; высокий уровень составил 24% от числа опрошенных.

Таким образом, в результате исследования подтвердилась высокая вероятность склонности подростков общеобразовательной   школы     к     зависимому     поведению     по     двум     шкалам:    «наркотическая»     и «компьютерная». Полученные данные свидетельствуют о том, что происходит глобальное негативное влияние информационных технологий на формирование сознательной, гармонично-развитой личности подростка. Полученные данные могут быть использованы для разработки программы профилактики аддиктивного поведения среди подростков общеобразовательных школ.

Список литературы

 

1.                   Деларю В.В. Психология отклоняющегося поведения: учебно-методическое пособие / В.В. Деларю. – Волгоград, 2004. – 78 с.

2.                   Красненкова С.А. Развитие подростка и девиации подросткового кризиса: учебно- методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» / С.А. Красненкова.– 2-е изд. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 360 с.

3.                   Красненкова С.А. Социализация подростков и риски асоциального поведения: учебное пособие для студентов, обучающихся   по направлению   44.03.02   «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» / С.А. Красненкова, И.И. Маркова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 368 с.

4.                   Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для ВУЗов / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

5.                   Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. – М.: Когито-Центр, 2006. – 368 с.