Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Системы образования всего мира находятся на пороге глобальных изменений, которые сопровождаются инновационными технологиями и мощными социальными сдвигами. В последнее время в научных кругах ведутся обсуждения по проблеме «человека будущего»: какими качествами и компетенциями он должен обладать, как их развивать и воспитывать, каким должен быть «педагог будущего», способный уже сейчас работать по- новому. В свете этих рассуждений актуализируется проблема профессионального имиджа педагога, отражающая его значимую роль в позитивном развитии системы образования.

Понятие «имидж» было введено американскими учёными в 50-60 годах XX века, а в России оно вошло в научный обиход в 90-е годы благодаря исследованиям В.М.Шепеля, который считается основателем отечественной имиджелогии – науки о технологии личного обаяния.

В словарях можно найти следующее определение имиджа – это "образ" товара, услуги, предприятия, человека, сумма впечатлений, которые складываются в сознании людей и определяют отношение к ним [11].

Вслед за А.А.Калюжным имидж педагога мы понимаем, как специально сконструированный образ для потенциальных обучающихся и всех субъектов целостного образовательного процесса, который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям [2].

С.Д.Якушева рассматривает имидж педагога как интегративное качество личности, как синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой,  средовой  и  артистической  культуры  [7].  Под  компонентом «интеллектуальная культура» понимается гибкость мышления, рефлексия, самопознание, которые связаны с развитием творчества и ростом профессионального мастерства учителя. «Габитарная (habitus – внешность) культура» определяется цветовой гаммой, физическими и психофизическими особенностями личности, стилем, креативностью (в рамках профессиональной принадлежности), модой (помогает педагогу быть современным  и  признанным  в  среде  коллег  и  обучающихся).  Под «кинетической (kinesis – движение) культурой» педагога понимается мимика и пантомима (жесты, взгляд, типичные позы, походка). «Речевая культура» - трактуется как связь между языком и познавательными процессами, она отражает чувство стиля, развитый вкус и эрудицию. «Средовая культура» включает в себя социальный и материальный компоненты (окружение и аксессуары). «Артистическая культура» понимается как единство общей культуры и артистизма, как способность вдохновлять, живость, экспрессивность [7].

Мы полагаем, что каждый учитель обладает специфическими имиджевыми качествами, связанными с преподаваемым учебным предметом. В данной работе мы обращаемся к изучению имиджа учителя иностранного языка. Учебный предмет «иностранный язык» отличается от всех других предметов школьного цикла высокой коммуникативной природой. Как гласит известная методическая аксиома – «урок иностранного языка в школе –   это особый урок, он должен дарить детям радость». Следовательно, перед учителем стоит важнейшая задача – уметь эмоционально вовлекать учащихся в процесс усвоения иностранного языка. Поэтому имиджевые преимущества учителя иностранного языка мы связываем, прежде всего, с высоким уровнем развития речевой, артистической и габитарной культуры.

На наш взгляд, имидж – это не тот образ, который возник у самого человека о себе, а тот оценочный образ, который возник о нём у других людей. Поэтому для выявления имиджевых преимуществ учителя иностранного языка в нашем экспериментальном исследовании были опрошены все субъекты образовательного процесса: ученики, их родителей и сами педагоги. Эксперимент проводился в феврале 2016 года на базе общеобразовательной школы города Ливны Орловской области. В обследовании приняли участие 75 человек: 25 девятиклассников (14 девушек и 11 юношей), 25 родителей этих девятиклассников (4 мужчины и 21 женщина), 25 учителей разных дисциплин (6 мужчин и 19 женщин).

Опираясь на понятие имиджа педагога и его структуру нами были разработаны анкеты для всех категорий обследуемых. Для обследования родителей и педагогов дополнительно использовалась модифицированная нами методика ценностных ориентаций М.Рокича.

Вопросы анкеты для учеников

 

1.     Назовите 5 важнейших качеств учителя иностранного языка, которые вы цените больше всего.

2.     Вспомните, на что прежде всего вы обращаете внимание при встрече с педагогом? (например, одежда, прическа, взгляд, поза или походка, настроение, свой вариант ответа).

3.     Насколько для Вас важен внешний вид учителя? Варианты ответов: очень важен, умеренно важен, не важен. Почему? (дайте развернутый ответ)

4.     Какой голос учителя Вам приятнее слушать при усвоении учебного материала? Опишите его характеристики (например, громкий, тихий, звонкий, глухой, быстрый, медленный, высокий, с меняющейся интонацией и др.)

5.     Как вы относитесь к нарушению звукопроизношения учителя (например, картавость, шепелявость, наличие акцента и др.)? Варианты ответов: не имеет значения; некомфортно, но не критично; раздражает; свой вариант ответа.

6.     Какой возраст учителя более уместен, на Ваш взгляд, для преподавания иностранного языка? Варианты ответов: 21-35, 35-50, 50- и выше, свой вариант ответа.

7.     Насколько для вас важно, чтобы педагог обладал чувством юмора? 

Варианты ответов: очень важно, желательно, не обязательно, свой вариант ответа.

8.     Интересно Вам было бы знать подробности личной жизни учителя (наличие семьи, интересы, где живёт, как проводит досуг и прочее), который ведёт у Вас уроки иностранного языка? Варианты ответов: да; нет; свой вариант ответа.

9.     Что вы не смогли бы простить учителю (учителю иностранного языка)? 

10. Как вы считаете, может ли имидж учителя изменить ваше отношение к изучаемому предмету? Почему?

Вопросы анкеты для родителей

 

1.     Какими, по Вашему мнению, важнейшими качествами должен обладать учитель иностранного языка?

2.     Важен ли для вас внешний вид педагога? Почему? 

3.     Исходя из Вашего личного опыта, как Вы думаете, каких качеств или умений не хватает современным учителям иностранного языка?

Вопросы анкеты для учителей

 

1.     Как Вы думаете, влияет ли внешний вид педагога на эффективность усвоения учебного материала? Для завоевания авторитета у учеников?

2.     Говорят, что учителя можно найти в любой компании. Как вы думаете, что         указывает на вашу профессию? А что отличает учителей иностранного языка?



Модифицированная методика ценностных ориентаций М.Рокича Обследуемым   предлагалось   проранжировать  предложенный   список качеств в   зависимости  от   предпочтительной  степени   выраженности качеств у учителя иностранного языка..

Должен ли учитель иностранного языка:

 

1.     Обладать высокими профессиональными знаниями в области своего предмета?

2.     Постоянно повышать свой профессиональный уровень?

 3.     Быть трудолюбивым?

4.     Объяснять объективность полученной оценки?

 5.     Налаживать контакт с каждым учащимся?

6.     Иметь хорошее и уместное чувство юмора?

7.     Самосовершенствоваться и развиваться?

 8.     Быть строгим к учащимся?

 9.     Проявлять активность?

 10. Быть толерантным?

 11. Вести здоровый образ жизни?

12. Быть коммуникабельным?

 13. Быть пунктуальным?

14                      .Уметь настоять на своем, не отступать перед трудностями?

 15                      .Уважать чужие интересы, обычаи и привычки?

 16                      .Принимать участие в межличностных отношениях своих учеников?

 17. Быть жизненно мудрым человеком?

 18                      .Быть прогрессивным и социально-информированным человеком?

 19                      .Выглядеть модно и красиво? 20.Сотрудничать с родителями?

21. Быть   аккуратным,  содержать   в   порядке   свои   дела   и   рабочее помещение?

22. Быть креативным и вдохновляющим человеком?

 23. Быть независимым от чужого мнения и поступков?

24. Быть другом для ученика?

 25. Иметь высокий уровень самоконтроля?

 26 .Быть представителем женского пола в профессии?

 27 .Быть в возрасте 20-35; 35-55; 50-… (запишите предпочтительный возрастной диапазон).

Обработка результатов обследования проводилась с помощью контент- анализа.

По результатам анализа ответов учеников было установлено следующее. Среди важнейших качеств учителя иностранного языка девятиклассники выделяют доброту, уравновешенность, чувство юмора, справедливость. При встрече с учителем, первое, на что они обращают внимание – это настроение и внешний вид (одежда, причёска, макияж и прочее), который также передаёт внутреннее состояние педагога. По поводу того, насколько важен внешний вид учителя, мнения учеников разделились: 41% считают его очень важным, 18% - умеренно важным и 15% - не важным. Значимость внешнего вида учителя дети объясняют, например, так: «если учитель опрятен и аккуратен, значит и в голове у него порядок» или «учитель подает нам пример, какой учитель, такие и ученики». Другие учащиеся не считают внешний вид учителя значимым потому, что и сами не обращают внимание на свой внешний вид, они концентрируются на содержании изучаемого материала. Описывая голос учителя иностранного языка, учащиеся предпочитают спокойный (36%), громкий (40%), умеренно медленный (20%). Для большинства опрошенных учеников дефекты звукопроизношения учителя не имеют значение (60%), 28% - это раздражает, а 10% рассматривают эти дефекты как возможность сорвать урок. Большинство девятиклассников (92%) выразили желание заниматься с молодым учителем иностранного языка, указав возрастную категорию от 20 до 35 лет. Кроме того, 92% опрошенных школьников считают очень важным наличие у педагога чувства юмора. 98% детей не интересна личная жизнь учителя. Ответы на вопрос, «Что бы вы не смогли простить учителю?» можно охарактеризовать как бестактное поведение педагога: крик на ученика (44% опрошенных), лицемерие (24%), оскорбление (20%). 50% девятиклассников считают, что имидж педагога может изменить их отношение к предмету, мотивируя это так: «если мне нравится педагог, то я буду стараться сделать ему приятное и прилежно учиться по его предмету». 48% опрошенных считают, что «если предмет не нравится, то какой бы суперский учитель не был, я даже книжку не открою».

Анализ анкетирования родителей выявил следующее. Важнейшими качествами учителя иностранного языка родители называют коммуникабельность, речевую грамотность, дидактические способности. Большинство родителей (88%) считают внешний вид учителя важным фактором успеха в педагогической деятельности. Они объясняют важность тем, что учитель должен соответствовать высокому статусу педагогической профессии (54%), внешний вид задаёт атмосферу урока (40%), воспитывает эстетический вкус (24%). Среди компетентностей, которых не хватает современным учителям английского языка, по мнению опрошенных нами родителей, можно назвать: общение в течение урока только на иностранном языке; увлекательность организации уроков; глубокие познания в иностранном языке и межкультурной коммуникации.

Анализ анкетирования педагогов выявил следующие результаты. 88% опрошенных педагогов считают, что внешний вид влияет на эффективность усвоения детьми учебного материала и 41% считают, что внешний вид может оказывать влияние на формирование авторитета у учеников. Однако большинство считает, что «авторитет нужно завоевывать своими знаниями, умением донести их до учащихся, доброжелательным отношениям к детям». Говорят, что учителя можно распознать в любой компании. Опрошенные нами педагоги выделяют следующие индикаторы: излишняя требовательность к людям (40%), авторитарность (28%), хорошо поставленный командный голос и стремление объяснять все доходчиво и грамотно (20%).

Анализ результатов обследования родителей с помощью модифицированной методики М.Рокича выявил следующие предпочтительные имиджевые характеристики учителя иностранного языка: высокие профессиональные знания в области своего предмета, высокий уровень самоконтроля, коммуникабельность, уважение чужих интересов, обычаев и привычек, умение быть прогрессивным и социально- информированным человеком, стремиться к саморазвитию, быть креативным и вдохновлять, выглядеть модно и красиво, вести здоровый образ жизни, активно сотрудничать с родителями. Следует отметить, что родители не желают вмешательства учителя в межличностные отношения своих детей во внешкольной жизни. А также считают, что учителю и ученику не следует становиться «друзьями», важно лишь эффективное учебное взаимодействие.

Анализ результатов обследования педагогов с помощью модифицированной методики М.Рокича в целом даёт сходную картину с представлениями родителей. Отличие представлений педагогов об имидже успешного учителя иностранного языка состоит в большей значимости таких качеств, как проявление интереса к каждому ученику, необходимость пояснять объективность полученной учеником оценки, креативность и умение вдохновлять. И родители, и педагоги считают, что учителем иностранного языка должна быть женщина в возрасте от 35 до 55 лет.

Сопоставив образы учителя иностранного языка, в представлениях учеников, их родителей и педагогов, мы получаем совпадающие характеристики. Именно они и являются имиджевыми преимуществами современного учителя иностранного языка. Мнения учащихся, родителей и учителей совпадают по многим параметрам. Безусловно, требования к современному учителю возросли, по сравнению с предыдущим веком, но неизменным остается только одно – высокий профессиональный уровень в области своего предмета. Итак, современный учитель иностранного языка – это женщина среднего возраста, коммуникабельная, социально- информированная, творческая и вдохновляющая, организованная и активная, модно и красиво одетая, уважающая чужое мнение, обычаи, традиции; внимательная и справедливая.

Следует отметить, что по сравнению с XX веком, мнение учителей о внешнем виде радикально поменялось. Современные учителя уделяют большое внимание своему облику и осознают важность данного элемента в составлении положительного образа учителя.

Список литературы

 

 

1.     Калюжный, А.А. - Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – с.221.

2.     Сергеева С.В., Назаренко А.В., Козлова Е.В. - К вопросу о понимании сущности категории «Имидж» и «Имидж педагога» в отечественной и зарубежной литературе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6., с-5.

3.     Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 472 с.

4.     Щербакова Т.Н. Профессиональный имидж современного учителя иностранного языка [Текст] / Т.Н. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 200-203.

5.     Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для СТУД, сред.проф.учеб.заведений / С.Д.Якушева. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

6.     Jon Saphier, Mary Ann Haley-Speca, Robert Gower.- The Skillful Teacher: Building Your Teaching Skills 6th Edition0 - Aug 16, 2014

7.     http://elib.bspu.by/bitstream/doc/862/1/ИМИДЖ%20ПЕДАГОГА.%20СТАТЬЯ .%20С.М.%20К ОБАЧЕВСК АЯ .pdf

 8.     http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/13606