Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

В СТРЕМЛЕНИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ИДЕАЛУ

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

С момента появления высшей школы определение принципов поведения университетского педагога остается тесно связанным с описанием его личностных качеств.

Ответ на вопрос о том, каким должен быть человек, предстающий перед студентами, можно поискать в первых статьях школьных уставов России, он  имеется и в первом  европейском  педагогическом  трактате – трактате Марка Фабия Квинтилиана. В риторике облик педагога-ритора описывается в разделе «ораторские нравы». Столетия педагогического труда накопили неисчислимое количество определений и описаний, но, тем не менее, существуют некоторые фундаментальные требования, по которым продолжает оцениваться педагог. Среди них на первом месте культура нравственности и этики педагога, что предполагает любовь к учащимся, желание им блага и чувство своего долга перед ними. Конечно, педагог должен отличаться интеллектом, образованностью, иметь широкие знания. Определяющим для формирования стиля личности педагога является его речевая культура, обнаруживающая себя в коммуникативной деятельности, богатство словаря и культура телодвижений.

В угоду современным запросам педагоги должны быть «хорошо образованными, нравственными, предприимчивыми людьми, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя  их возможные последствия, способными  к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1, с. 2].

Современному педагогу, где бы он ни преподавал, требуется размышлять над вечными вопросами своего бытия, формируя собственный взгляд при твердой опоре на культурную классику и ясном осознании современной реальности.

Естественно, что основанием профессионализма педагога является его знание предмета, учебной дисциплины. Интеллект педагога – основа его деятельности. И все-таки воспитание педагога предполагает едва ли не более всего научение его некоторой совокупности педагогических приемов, которые уместно расположить в последовательности порождения и исполнения речевого акта: мысль – слово – соединение слов – произношение –   телодвижение.

Принимая во внимание то, что основными видами педагогической речевой деятельности являются монолог и диалог, обратимся к практическим советам, которые помогут педагогу, размышляющему над созданием своего профессионального стиля, найти способы его формирования или усовершенствования.

Строя свой объясняющий монолог, помните, что:

Нужно представить материал системно, полно, ясно и просто.

Системность предполагает точное разграничение понятий, выстраивание ясных противопоставлений, связей в описании объекта.

Полнота означает исчерпывающее представление материала.

Простота заключается в выборе оптимального, доступного способа изложения. Умейте давать ясные, немногословные определения обсуждаемому предмету.

Готовьте и будьте готовы изобретать сиюминутные примеры. Подчас иллюстрация и пример способны

заменить определение с целью прояснения сложного понятия.

Не теряйте контакта с аудиторией, следите за ее реакцией и настроением, будьте внимательны и корректны.

Не забывайте о том, что энергия, идущая от преподавателя, воодушевляет, но и не подменяйте также доказательство энергичной эмоцией.

Доказательства  должны  быть  строгими  и  точными,  нельзя  подменять  доказательство  в  споре «авторитетным» давлением. Старайтесь убеждать материалом, яркими примерами. Не стесняйтесь признаться в своем незнании, помня о том, что «наука вечна».

В аудитории должно поддерживаться настроение напряженной работы. Нельзя материал упрощать, делать его «легким» или говорить банальные истины – то, что аудитория уже знает. В таком случае расслабляются внимание и воля студентов. Они должны быть напряжены.

Учитесь самостоятельно рождать мысли – аудитории нравится видеть сиюминутно творящего, думающего, внимательного к ней преподавателя.

Выбирайте уместный способ ориентации на ваши записи: если вы только «читаете», это грозит потерей контакта со слушателями. Аудитория должна видеть, что это ваши новые, а не вытащенные из сундука мысли. Можете «читать», но чувствуйте, как вас слушают и понимают.

Думайте о предмете вашей мысли и о том, что вам нужно передать этот предмет. Сосредоточьтесь!

Будьте готовы к вопросам, но и не уходите от них, при подготовке старайтесь вопросы предугадать, в полемике – предвидеть. Ответы должны изобретаться на глазах аудитории – ей интересен процесс рождения мысли.

О трудных проблемах скажите простым и ясным языком. Темп речи зависит от восприятия и понимания аудитории – обычно его надо сдерживать, делать паузы, следя за восприятием материала.

Разнообразьте движение и жесты, но и будьте собранны, не «бегайте» по аудитории. Будьте просты и естественны, уместны и целесообразны.

Располагайте материал в логической последовательности, для закрепления повторяйте основные положения.

Строя учебный диалог, постарайтесь:

Подготовить точные вопросы и продумать возможные ответы.

«Проиграйте» возможные варианты развития событий, но в «боевой обстановке» не бойтесь изобретать новые вопросы, действуя по ситуации в зависимости от хода занятий и конкретных ответов студентов.

В аудитории ведите диалог в зависимости от сегодняшней ситуации и состояния аудитории, учитесь «читать по глазам», прогнозируйте (угадывайте) реакцию слушателей.

Старайтесь соблюдать свой план, но не бойтесь изобретать новые вопросы, действуйте гибко и импровизационно.

Ставьте вопросы четко, ясно, спокойно, просто, стремитесь, чтобы вопрос был понят с первого раза, помните, что эмоция и взволнованность преподавателя передаются слушателям.

Проявляйте требовательность и благожелательность – не допускайте поблажек ни к себе, ни к ученикам, добивайтесь выполнения задания.

Диалог не должен быть легким и развлекательным. Он должен быть в меру трудным. Аудитории должна быть интересна рациональная эмоция, испытывая которую она мысленно напрягается, получая радость от постижения знаний.

Не стремитесь говорить быстро, сдерживайте темп речи, цените слово.

Давайте высказаться учащимся, побуждайте их вопросами к речи, но не упускайте инициативы, оставайтесь лидером общения, с этой целью будьте готовы дать изобретательный комментарий.

Не уходите от ответов на возникающие вопросы, если не знаете, честно в этом признайтесь, совместно ищите ответ в будущем.

Очевидно, что эти рекомендации (своеобразные «заповеди» преподавательского труда) могут быть продолжены. Они представляют собой некоторый возможный идеал, о котором приходится размышлять, чтобы наметить эффективные результаты своей работы.

Во всех этих советах растворено и множество других качеств, которые при строгой опоре на традиционные знания и ценности являют каждого педагога как личность, имеющего, по словам Владимира Мономаха, «свой лик –    образ» [2, с. 46]. Формирование такого образа педагога-ритора и его речевого поведения потребует усилий, вдохновения, размышления, тренировки, опыта, практики и долготерпения.

 

Список литературы

1.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

2.      Православный молитвослов. 2-е изд., испр. – Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни. – 2000.