Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО И ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Аннотация к статье: в статье рассматриваются педагогические взгляды и идеи А.С. Макаренко и их актуальность в современной образовательной системе. Соотносятся положения дидактики Макаренко с требованиями, предъявляемыми к воспитательно-образовательному процессу сегодня.

Annotation to the article: the article considers the pedagogical views and ideas of A.S. Makarenko and their relevance in the modern educational system.  The  provisions of didactics Makarenko are  correlated with the requirements for the educational and educational process today.

Ключевые слова: дидактика, система Макаренко, воспитание, образование.

Key words: didactics, the Makarenko system, upbringing, education.

На современном этапе развития педагогической науки остро стоит проблема демократизации образовательного процесса и его гуманистической направленности. Ведущей идеей А.С. Макаренко, пронизывающей его педагогические взгляды и деятельность, является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу.

Педагогическая система А.С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.

В настоящее время, организуя воспитательно–образовательный процесс, важно полагаться на основной принцип деятельности А.С. Макаренко - предъявление требований к человеку в сочетании с уважением к его личности. В современных системах воспитания существует та же проблема, на решение которой направил свои силы А.С. Макаренко. Стоит серьезный выбор: либо авторитарность и, как следствие, подавление личности, либо чрезмерное ее уважение и излишняя индивидуализация, ведущие к отсутствию контроля в воспитательном процессе и нивелируемой проблеме общественного и социального развития.

Идея А.С. Макаренко о «социально зрелой личности» основана на том, что человек получает воспитание, развивается только в обществе. И именно общество ставить цели и задачи для воспитания личности, обладающей определенным набором качеств и характеристик, соответствующих общественному заказу, который интегрирует потребности личности в потребности самого социума. А.С. Макаренко справедливо утверждал, что процесс воспитания и образования должен проходить под контролем того общества, которое существует в определенную эпоху. Он говорил о том, что «требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования». И это утверждение справедливо. А.С. Макаренко видел, что общество не стоит на месте, что происходит постоянный процесс его развития, что наступит время, когда знания, присущие его эпохе, потеряют свою актуальность. Важно отметить, что сегодняшние требования к образовательному процессу и его оценки, сообразны системе, разработанной А.С. Макаренко. Эта система целиком направлена на повышение качества образования и механизма его оценивания.

Подчеркивая значимость контроля результатов в педагогической деятельности, Макаренко говорил, что «опыт воспитания должен проверяться в самом его протекании и в результатах, и должен в себе заключать постоянный анализ».

Важным моментов в системе А.С. Макаренко является концентрация педагога на личности обучающихся. Именно на это ориентируются и современные дидакты и теоретики педагогики. Фиксированное наблюдение за воспитанниками заключалось в составлении их индивидуальных характеристик, на основе наблюдений во время различных видов деятельности. Макаренко создал в колонии имени М. Горького кабинет психологического наблюдения. Образовательно- воспитательный процесс строился им, на основе полученных данных. Вся система А. С. Макаренко базировалась на определении педагогики, как «практически целесообразной науки»: соответствие друг другу целей, задач, форм, методов и результатов образовательного процесса. Не на этим ли строится вся современная педагогическая методология?

Сегодня организация воспитательного процесса по-прежнему в своей основе имеет необходимость формирования коллектива, считая  важным моментом трудовое  воспитание,  принцип гуманизма  и формирование социально-значимых ценностей - культурных и нравственных.

Важнейшим компонентом образования является процесс воспитания, которому А.С. Макаренко уделял огромное внимание. Воспитание является важнейшей целью современного образования, которое основано на интересах общества и государства.

В идеях А.С. Макаренко образовательный процесс в 20 – е годы связан с идеями советского социального воспитания, но он неумолимо был убежден, что этот процесс связан непосредственно с духом эпохи.

В его творчестве получили  закономерное воплощение и развитие новые педагогические идеи: единая трудовая политехническая школа, соединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика, общественное мнение и самоуправление в коллективе, гуманное отношение между педагогами и воспитанниками, реализация новой экономической политики в хозяйстве колонистов, связь с жизнью трудового народа и окружающей средой, организация жизнедеятельности воспитанников в атмосфере удовлетворения как общественных, так и личных интересов.

В своих трудах А.С. Макаренко показывает то, как формировалось экономическое осознание его воспитанников. Этот процесс напрямую связан с психологическим вызреванием, проходящим в процессе хозяйственной и трудовой деятельности. Этот сложный и длительный процесс развития личности, перевоплощения её в новом качестве является  результатом целенаправленной системы трудового воспитания А.С. Макаренко. Главенствующей его задачей было хозяйственное воспитание, в процессе которого проходило производственное, экономическое воспитание.

Организация современного образовательного процесса тесно связывается с грамотной трудовой подготовкой учащихся во всех сферах. Образование строится на практической реализации трудового воспитания, организованного на всех этапах и направлениях. При школах создаются учебные мастерские, химические, физические кабинеты и лаборатории, пришкольные сельскохозяйственные участки и теплицы, где школьники могут набираться опыта хозяйственной деятельности. Это раскрывает перед школой, учащимися огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Важный вывод, к которому пришел А.С. Макаренко связан с тем, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат.

Таким образом, идеи А.С. Макаренко, их реализация в практическую образовательно – воспитательную деятельность в современный период, говорит нам о развитии педагогической теории и практики, о внедрении законов педагогики в общественную жизнь и социум. Педагогическая система А. С. Макаренко концентрирует свою деятельность в ближайшей перспективе по разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса  и  информационно  аналитической  системы  «Воспитание  и  развитие  детей  в  России», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН. Внедрение идей А.С. Макаренко несомненно необходимо и актуально. Важно иметь ввиду, что при реализации идей и опыта А.С. Макаренко необходимо учитывать современные общественные тенденции и реализовывать не сам педагогический опыт, а его корневую идею. Также, в современном освоении и разработке макаренковских трудов и опыта необходимо избавиться от догматических подходов, сформировавшихся в советской педагогике по отношению к наследию в целом к проблеме производительного труда как материальной основы воспитания в частности.

Список литературы

 

1.                   Кузнецова А.Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 188-191.

2.                   Кузнецова А.Я. Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования //Фундаментальные исследования. –2009. –№ 2. – С. 77-78.

3.                   Кузнецова А.Я. Роль естественнонаучного образования в духовном становлении современного человека // Международный журнал экспериментального образования. – 2012.– № 10.– С. 65-66.

4.                   Макаренко А. С. О воспитании – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 415 с.

5.                   Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Электронный ресурс]: монография.  -    Электрон. дан.     -     СПб.     :     Лань,     2013.     -     24     с.     -     Режим     доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30557 - Загл. с экрана.