Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОСНОВНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

В настоящее время образование – это неотъемлемая часть как подготовки высококвалифицированного специалиста, так иформирования всесторонне развитой личности. Соответственно качество и эффективность системы образования страны способствуют становлению и поддержанию статуса страны в мировом пространстве, кроме того престиж многих стран заметно возрастает с увеличением потока иностранных студентов и учащихся, желающих продолжить свое образование в данной стране. Страны стремятся укрепить свои позиции в образовательном пространстве, совершенствуя свои образовательные технологии во многом благодаря использованию опыта наиболее успешных образовательных систем.

Такая ситуация складывалась с образованием США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, системы образования которых в целом имеют много общего с образовательной системой Великобритании. Это в большей степени связано с тем, что система образования Британии являлась и является в настоящее время одной из самых успешных в  мировом образовательном пространстве за счет  таких качеств, как преемственность традиций, системность, многоуровневость. Изучение системы образования Великобритании, которым в разное время занимались такие исследователи, как В.С. Аранский, Н.И. Давыдов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Томахин, С. Лоундс и другие, и ее влияние на образовательные системы других стран позволяет выявить наиболее важные элементы британского образования, усвоение и переработка которых в связи с традициями англоязычных стран дали возможность включить их в системы образования США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Процесс реформирования современного образования, подписание Болонской конвенции и  интеграция системы отечественного образования в мировое  образовательное  пространство выявили наличие проблем в высшем и среднем образовании. Изучение мирового опыта в вопросах организации и содержания образования имеет большое значение для совершенствования подготовки современного филолога. Усвоение позитивного опыта зарубежных образовательных систем и технологий в области иноязычной коммуникации позволит переработать и отобрать наиболее важные и эффективные элементы, что в дальнейшем будет способствовать их включению в образовательные системы других стран и повышению качества образования во всем мире. Исследование систем образования стран изучаемого языка дает возможность глубже и точнее познать страноведческие основы и выявить наиболее важные элементы образовательных систем данных стран.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на 3 подсистемы:

–       Англия и Уэльс;

–       Северная Ирландия;

–       Шотландия.

Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

Центральным органом образования является Департамент образования и науки (Англия) (Department for Educationand Skill), Управление по делам Уэльса, Шотландский департамент образования, Департамент образования Северной Ирландии.

Характерной особенностью системы образования Великобритании является преобладание государственного сектора.

Современная система образования Великобритании включает в себя:

–       дошкольное воспитание (pre-school education);

–       начальное образование (primary education);

–       общее среднее образование (secondary education);

–       систему дальнейшего образования (further education);

–       высшее образование (higher education).

В системе среднего образования Великобритании выделяют 2 основных вида средних школ:

–       грамматические (grammar school);

–       объединенные или единые средние (comprehensive school).

Кроме них функционируют также технические (technical school) и современные средние школы (secondary modern schools).

Наиболее массовым видом школ являются объединенные (90% учащихся средних школ, Англии и Уэльса), которые были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования, но в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников [29].

В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей.

Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11 или 12 до 16 лет, комбинированные с  так называемым «шестым классом» (Желающим поступить в университет предлагается специальный двухгодичный курс. В этом случае, успешно сдав экзамены первого уровня, ученики поступают в колледж для старшеклассников (sixthformcollege), где изучают определенный набор дисциплин, исходя из собственного выбора и требований того университета, в который намерены поступать и в котором идет специализация по трем-четырем основным предметам) [2].

Некоторые дети обучаются в грамматических школах, дающих общее полное среднее образование и осуществляющих подготовку учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Учебная работа в грамматических школах строится по принципу дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших Общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Большинство школ – смешанные, в них обучаются 87% учащихся государственных средних школ Англии и Уэльса и 65% в Северной Ирландии.

Обучение детей в государственных школах – бесплатное, учебные и школьные принадлежности выдаются бесплатно. Школы, финансируемые из государственных фондов в Англии и Уэльсе, подразделяются на 2 вида:

1.      Школы графств (создаются местными органами и финансируются полностью из бюджета) (countyschools).

2.      Добровольные школы (принадлежащие религиозным общинам и содержатся на добровольные взносы (пожертвования)) (voluntary schools) [9].

В Шотландии большинство школ финансируются из государственных источников. Управление осуществляется школьными советами (учителя, родители, представители церкви и обществ). Указом 1986 года были уточнены функции школьных органов (schoolgovernors), местных органов образования (local education authorities/ LEAs) и директоров школ (Head Teachers).

Помимо обычных средних школ, дневных (dayschools), в Великобритании получила широкое распространение система школ-пансионов (boardingschools). В таких школах дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы. Всего в школах-пансионах учатся около 100 тыс. ребят в возрасте от 7 до 18 лет. Британские пансионы – это система, главной целью  которой является всестороннее  гармоническое развитие детей. Школьные предметы, спорт и искусство органично объединены здесь в единую программу воспитания и образования детей.

В Великобритании сосуществуют два типа пансионов: независимые или частные (independent/ private boarding schools) и государственные (state boarding school). Воспитанием и образованием детей в возрасте 5-11 лет занимаются в основном частные школы-пансионы.

Такие школы, как правило, имеют свои библиотеки, компьютерные классы, спортивные залы и площадки для игр, мастерские и лаборатории, комнаты для самостоятельных занятий и отдыха. В свободное от школьных занятий время ученики объединяются в различные спортивные секции и клубы по интересам [32].

Большинство школьников обучаются бесплатно, но небольшая доля учеников (7%) посещают частные школы (independent – fee-paying – private schools), которые имеют несколько ступеней : частные школы для малышей от 5 до 8 лет (pre-preparatory schools). В 8-9 лет ребенка на основе результатов общего вступительного экзамена (Common Entrance Exam) переводят в школу, аналогичную средней, только в секторе платного образования, подготовительную школу (preparatoryschool), где ребенок учится до 13 лет. Третья ступень – так называемые «паблик скулз» (public schools) – это школы-пансионы (boarding schools), выпускники которых поступают в наиболее престижные университеты [20].

Учебный год в Великобритании начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Его продолжительность – 40 недель. Учебный год начинается в сентябре и делится на три семестра, каждый продолжительностью приблизительно в 13 недель, учебная неделя – пятидневка.. Зимний семестр длится с сентября до рождественских каникул, которые начинаются около 15 декабря. Весенний - с первой или второй недели января до марта, а летний начинается в апреле и заканчивается в июне-июле. В некоторых школах во время весенних и летних каникул проводятся дополнительные занятия. В Шотландии учебный год длится с середины августа до конца июня. Учебный день в большинстве школ, как правило, начинается в 9 часов утра и продолжается до 4 часов дня с перерывом на обед и утреннюю молитву. По субботам в некоторых частных школах проводятся спортивные мероприятия [22].

До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школы. Но в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования.

Учителя в государственных школах назначаются местными органами образования или школьными органами управления.

Государственный учебный план (National Curriculum/ NC) устанавливает перечень и объем предметов, которые должен изучить каждый школьник. Общенациональная школьная программа Великобритании подразделяется на четыре основных этапа: для учащихся в возрасте 5-7 лет, для учащихся 7-11 лет, для учащихся в возрасте 11-14 лет и для учащихся 14-16 лет. Общегосударственный учебный план содержит концепцию школьного образования и предусматривает следующие предметы для средней школы: родной язык (English), математику (Mathematics/ Maths), естествознание (Science) (предметы естествознания объединены в Британии в единый предмет, включающий в себя биологию, химию, физику), современный иностранный язык (a Modern Foreign Language), историю (History), географию (Geography), занятия техникой, включая конструирование (Technological Activities/ Technology and Design), искусство (Art), музыку или драматическое искусство (Musicor Drama), религию и нравственность (Religious and Moral Education), физическую культуру (Physical Education). Данный набор предметов, объединенных названием «базисные предметы» (Foundation Subjects) предлагается учащимся в возрасте от 11 до 16 лет. При этом дети от 11 до 14 лет, обучающиеся на начальной ступени средней школы, пробуют себя во всех базисных предметах, в том числе и в иностранном языке, а ученики от 14 до 16 лет, находящиеся на средней ступени, выбирают четыре-пять из указанных предметов дополнительно к трем обязательным: родному языку, математике, естествознанию, которые называются «ядерными» предметами (coresubjects) [4]. Так в 10-11 классах (14-16 лет) изучение истории, географии, изобразительного искусства и музыки становится свободным. В рамках этих дисциплин учащийся может выбрать некую специализацию: например, он может отказаться изучать драматическое искусство и выбрать искусство танца. Точно так же ученики выбирают, какой иностранный язык будут изучать. То есть на второй ступени средней школы количество предметов сужается до семи-восьми.

Выпускные экзамены в средней школе Великобритании проводятся в два этапа: по достижении обязательного школьного возрастного минимума – 16 лет и в 18 лет (17 лет в Шотландии).

Cреднюю школу учащиеся заканчивают в 16 лет, сдав экзамены первого уровня. Если ученик выбрал "академический" (теоретический) курс, то он получает Общее свидетельство о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education, GCSE (в Шотландии – Scottish Certificate of Education - SCE). Если же выбран курс профессиональной подготовки, выдается (Общее) Национальное свидетельство о профессиональной квалификации - (General) National Vocational Qualification, GNVQ или NVQ (в Шотландии -SNVQ, SVQ). Существуют и другие виды квалификационных свидетельств.

Общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education – GCE), получаемое выпускниками школ, рассчитано в основном на учеников, предполагающих продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Экзаменационная система в Великобритании довольно сложная. Существует три основных вида подготовки: строго академическая - "academic" (знание теории), профессиональная - "vocational" (с упором на практические навыки) и профессиональная продвинутого уровня "semi-vocational" (теория+практика). Большинство выпускников получают свидетельство о среднем образовании (Certificate of Secondary Education – CSE). Общее свидетельство об образовании имеет два уровня – обычный (О-level) и повышенный (А-level). Но с 1988 года после реформы в образовании появилось единое свидетельство для выпускников всех типов школ в возрасте 16 лет – General Certificate of Secondary Education (GSCE). Учащиеся в возрасте 18 лет по-прежнему сдают экзамены на свидетельство повышенного уровня – Certificate of Secondary Education, А-level [6].

 

Список литературы

1.      Архипов и др. О принципах индивидуализации обучения в гуманитарных вузах США // ИЯШ, 1994. – №2.– С. 39-44.

2.      Биболетова М.З. Реформа в преподавании иностранных языков в школах Великобритании // ИЯШ, 1992. –№5. – С. 71-75.

3.      Винокуров А.М. История и культура Великобритании. – Тверь, Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. – 301 с.

4.      Давыдов Н.И. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Изд-во МГОПИ, 1996. – 280 с.

5.      О Британии кратко / Сост. В.В Ощепкова и И.И. Шустилова. – М., Иностранный язык, 2000. – 224 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – С. 11-12, 130-135, 351-355, 413-415,

7.      Bogoroditskaya V.N. School education in Britain // ИЯШ, 1992. – №2. – С.75-81.

8.      Farrell M. British Life and Institutions. – London, Chancerel, 2000. – 144 p.