На протяжении столетий проблема выявления и развития детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Данная проблема не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Это объясняется в первую очередь наличием способностей, которые влияют на развитие личности, а во - вторую большой потребностью общества в людях творческих с нестандартным мышлением, обладающих способностями к созиданию нового в различных областях общественной жизни. Работа с одарѐнными детьми в образовательных учреждениях выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Именно в период начального образования учитель должен трепетно подходить к одарѐнности своих учеников, видеть в каждом из них индивидуальность, раскрывать еѐ. Но сама одарѐнность, хотя и зависит от природных задатков, всегда является результатом развития, прежде всего, в процессе обучения и воспитания. При создании в образовательном учреждении благоприятных условий за период учебы ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета своих способностей и одаренности.
Однако мировая практика работы с одаренными и способными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности и способностей эта работа может привести к негативным последствиям.
Одаренность школьников рассматривается в трудах Ландау Э., Лейтеса Н.С., Мясищева В.Н., Петровского А.В., Савенкова А.И., Хуторского А.В., Теплова Б.М.
Таблица 1
Понятие «одаренность» в трактовке различных авторов
|
Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития |
Лейтес Н.С.(2-3) |
|
Одаренность – системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми |
Савенков А.И. (4-33) |
|
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большого или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности |
Хуторской А.В.(5-27) |
|
Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей |
Петровский А.В. (3- 129) |
|
Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов. |
Теплов Б.М. (6- 16) |
Таким образом, в своей деятельности мы опираемся на теоретические положения о психологических предпосылках детской одарѐнности Б.М. Теплова и концептуальные положения Н.С. Лейтеса о возрастных особенностях развития одарѐнности.
Профессиональную позицию современного учителя можно сформулировать следующим образом:
«Детство – неповторимая пора расцвета психологических сил человека. Все дети одарены; у каждого есть потенциальные возможности, «скрытая одарѐнность» в различных сферах деятельности (познавательной, интеллектуальной, художественной, математической, лингвистической и др.). Одарѐнные дети – особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного; где происходит переход возрастных проявлений в более устойчивые индивидуальные способности ребѐнка. Одарѐнность – склонность к творческому познанию реального мира».
При подготовке статьи использовались программные, аналитические и статистические материалы: программа деятельности гимназии № 144; аналитические материалы по результатам обучения в рамках учебных предметов; материалы психолого-педагогической диагностики школьников;
аналитические материалы по оценке качества образования школьников; материалы заседаний методического объединения учителей начальных классов; семинаров; круглых столов; научно-методических советов; педагогических советов гимназии.
Для поддержки одаренных младших школьников нами была разработана программа и определены педагогические условия, которые бы обеспечивали рост личностного потенциала, развитие различных видов одарѐнности младших школьников.
Основными педагогическими условиями, позволяющими получить качественный результат, являются: своевременная психолого-педагогическая диагностика способностей разных видов и организация дидактических условий развития различных видов одарѐнности в учебном процессе посредством различных учебных предметов. Программа предусматривает использование в учебном процессе нетрадиционных методов и приѐмов работы (ситуационно-ролевые игры, опережающие задания и т.д.), направленных на развитие аналитических, проектировочных, креативных и организационных умений; обеспечивает ученику возможность выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объѐма, партнѐров и проч.; проведение свободных уроков.
Результатом продуктивности профессиональной деятельности стало повышение качества результатов образования, которое выразилось в образовательных достижениях школьников. О положительной динамике развития способностей младших школьников свидетельствуют:
· призовые места на международных, городских и районных интеллектуальных и творческих конкурсах в 2012 – 2014 учебных годах;
· высокое качество и оригинальность творческих работ, самоанализ их учащимися;
· отзывы родителей и педагогов начальной школы и гимназии;
· аналитические материалы по результатам проведения психолого-педагогической диагностики.
При проведении психолого-педагогической диагностики мы рассматривали следующие элементы творческих способностей учащихся:
· мотивационно-творческую активность и направленность личности;
· интеллектуально-логические способности;
· интеллектуально-эвристические, интуитивные способности;
· способности к самоуправлению в творческой деятельности;
· коммуникативно-творческие способности.
Всего в исследовании участвовало 29 младших школьников гимназии. Анализ диагностических материалов показал значительную динамику развития различных элементов творческих способностей, как компонента одарѐнности. Для учащихся данной группы характерно: необычно развитое восприятие; постоянно проявляющееся любопытство и стремление к познанию окружающего мира и себя; большая сосредоточенность внимания; быстрое и прочное запоминание, интенсивное языковое развитие; высокая обучаемость; появление продуктивного и творческого мышления; разнообразие интересов и большая настойчивость в их реализации.
Список литературы
1. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка: Пер.с нем./ Э.Ландау. М.: Академия, 2002.
2. Лейтес Н.С. Одаренность величина переменная // Первое сентября – 1993. – 8 мая. – С.2.
3. Петровский А.В. Психологический словарь /под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М.: Политическая литература,1990г.
4. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А.И. Савенков – М.: Педагогическое общество России,1999.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. –М.: Педагогика,1985г.