Немало подростков, считающихся девиантными и состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, при более внимательном психологическом подходе оказываются носителями негативных эмоциональных переживаний невротического плана, прежде всего –депрессивных [1,2,3,4 и др.]. Существующие различно теоретически ориентированные концептуальные представления относительно механизмов формирования невротических расстройств позволяют достаточно определенно предполагать у детей и подростков с невротическими реакциями и невротическими состояниями поведенческие нарушения, при этом выраженные настолько, что ребенок попадает в категорию девиантных и асоциальных со всеми вытекающими последствиями, от негативного отношения учителей и одноклассников до «проработок» на уровне школы и КДН. В ставших классическими работах К. Хорни проанализированы причинно-следственные связи между внутренними конфликтами, с одной стороны, и нарушениями поведения и искажением межличностных отношений – с другой [5]. В.И. Гарбузов отмечает контрастность поведения как наиболее яркую характеристику ребенка – невротика [1]. Проблему психопатологической обусловленности поведенческих девиаций как важнейшую для клинической психологии обсуждает В.Д. Менделевич [4]. Соответственно, девиантное поведение может быть изначально клиническим проявлением психического заболевания или быть следствием неадекватного реагирования ребенка или подростка в силу развивающегося психического расстройства, в частности, невротического, в трудной жизненной ситуации. В последнем случае возникает необходимость в своевременной психологической диагностике и психологической и психопатологической квалификации причин поведенческих нарушений как в младшем школьном, так и подростковом возрасте.
Мы предприняли исследование ряда психологических особенностей подростков 13-14 лет, считающихся в школе признанными нарушителями дисциплины (грубость, конфликтность в отношениях с взрослыми и одноклассниками, прогулы, сквернословие), вызывающих осуждение как учителей, так и, нередко, сверстников (далее – ЭГ). В качестве контрольной группы выступили подростки того же возраста, отличающиеся адекватным поведением как в школе, так и вне ее (далее КГ). В качестве диагностических средств были использованы опросник «Уровень невротизации – психопатизации», шкала враждебности Кука – Медлея, позволяющая диагностировать такие показатели, как агрессивность, цинизм и враждебность, а также опросник ДМО Лири в модификации Л.Н. Собчик, нацеленный на выявление стратегий (стилей) в межличностном взаимодействии (МО).
Напомним, что в методике УНП чем ниже показатель по шкале невротизации или психопатизации, тем более выражено соответствующее нарушение. Для невротизации диагностически информативными считаются показатели от –10 и ниже, для психопатизации – от –5 и ниже. Диапазоны от 10 до –10 по шкале невротизации и от 5 до –5 по шкале психопатизации дают результат, требующий дополнительного анализа. Третьей шкалой в опроснике УНП является шкала искренности, превышение показателя по которой делает результаты тестирования недостоверными. Первоначально в группе девиантных подростков было 19 человек, однако у четверых из них значения шкалы лжи оказались выше критического, в результате в ЭГ осталось 15 подростков, 12 мальчиков и 3 девочки. В КГ мы включили так же 15 подростков, 3 девочек и 12 мальчиков, протоколы тестирования которых были выбраны случайным образом. Результаты первых двух методик представлены в Табл.1.
Таблица 1 Показатели методик УНП и шкалы Кука – Медлея (проранжированные по показателю невротизации)
|
невротизация |
психопатизация |
враждебность |
|
цинизм |
агрессивность |
||||||
|
№ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
|
1 |
-20 |
-8 |
-8 |
-1 |
25 |
|
23 |
|
48 |
45 |
34 |
|
2 |
-18 |
-7 |
-1 |
2 |
26 |
24 |
60 |
|
46 |
32 |
36 |
|
3 |
-18 |
-7 |
-6 |
-1 |
24 |
20 |
37 |
|
55 |
44 |
37 |
|
4 |
-16 |
-5 |
-2 |
5 |
21 |
22 |
54 |
|
52 |
45 |
34 |
|
5 |
-14 |
-4 |
-7 |
4 |
23 |
21 |
58 |
|
56 |
45 |
40 |
|
6 |
-14 |
-2 |
-6 |
6 |
23 |
23 |
60 |
|
54 |
42 |
38 |
|
7 |
-12 |
1 |
-8 |
7 |
23 |
18 |
58 |
|
60 |
42 |
42 |
|
8 |
-6 |
2 |
5 |
8 |
24 |
23 |
60 |
|
50 |
37 |
43 |
|
9 |
-4 |
20 |
6 |
8 |
24 |
15 |
61 |
|
50 |
37 |
26 |
|
10 |
-4 |
20 |
6 |
6 |
18 |
16 |
48 |
|
42 |
36 |
32 |
|
11 |
-2 |
21 |
-1 |
-1 |
18 |
18 |
40 |
|
35 |
40 |
38 |
|
12 |
14 |
21 |
-2 |
4 |
17 |
16 |
58 |
|
61 |
42 |
30 |
|
13 |
16 |
22 |
6 |
-1 |
22 |
15 |
61 |
|
58 |
34 |
28 |
|
14 |
18 |
24 |
4 |
-3 |
18 |
20 |
44 |
|
62 |
36 |
36 |
|
15 |
20 |
24 |
2 |
-4 |
20 |
20 |
46 |
|
60 |
45 |
44 |
Значения непараметрического U-критерия Манна – Уитни (Табл.2) фиксируют значимые различия по всем анализируемым показателям, за исключением показателей цинизма. Обращает на себя внимание высокий уровень последнего в обеих группах: в подавляющем большинстве случаев его значения находятся на среднем уровне с тенденцией к высокому (40 и более баллов). Невротизация – единственный показатель, различия по которому в исследуемых группах выявлены на высоком уровне значимости. Одновременно в ЭГ существенно выше процент испытуемых с высоким уровнем невротизации: 53,3% в ЭГ и 20% в КГ, ῳэмп.Фишера равен 1,94 (p≤0,05). При этом в 5 случаях из 8 (62,5%) в ЭГ высокий показатель невротизации сочетается с высоким показателем психопатизации (ниже -10 для показателя невротизации и ниже -5 для показателя психопатизации).
Таблица 2
Значения U – критерия Манна – Уитни для показателей ЭГ и КГ
|
Сравниваемые показатели |
невротизация |
психопатизация |
враждебность |
цинизм |
агрессивность |
|
Uэмп. |
53.5, p≤0.01 |
69, p≤0.05 |
67.5, p≤0.05 |
107 |
62, p≤0.05 |
Корреляционный анализ показателей ЭГ выявляет значимые связи невротизации и враждебности (–0,704, p≤0,01), психопатизации и агрессивности (–0,666, p≤0,01), а также невротизации и психопатизации (0,611, p≤0,05) (Табл.3). (Заметим, что отрицательные значения коэффициентов корреляции означают положительную связь показателей, так как и невротизация, и психопатизация тем выше, чем ниже соответствующий показатель).
Таблица 3
Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена для анализируемых показателей в ЭГ.
|
|
невротизация |
психопатизация |
враждебность |
цинизм |
агрессивность |
|
невротизация |
1 |
0,611* |
-0,704** |
-0,1 |
-0,282 |
|
психопатизация |
0,611* |
1 |
-0,216 |
-0,274 |
-0,666** |
* p≤0.05; **p≤0,01
В КГ выявлена только одна значимая связь – между показателями невротизации и враждебности: коэффициент корреляции Спирмена равен –0,603 (p≤0,05). Однако в этой группе показатель невротизации достигает уровня диагностически определенного только у 3 подростков (мальчиков).
Связь показателей невротизации и психопатизации в ЭГ позволяют понять «вклад» каждого из этих показателей в девиантность: невротизация создает негативный враждебно–депрессивный эмоциональный фон, психопатизация канализирует внутреннюю напряженность во внешне агрессивные формы поведения. В связи с этим несомненный интерес представляют результаты методики ДМО.
Один из наиболее ярких результатов методики ДМО состоит в том, что подростки ЭГ в самооценке стиля МО в сравнении с подростками КГ набирают более высокие баллы по доминирующим тенденциям в межличностных отношениях (выше 8), что может быть расценено как свидетельство их социальной дезадаптированности. В целом в ЭГ только у трех подростков встречается гармоничный вариант стиля межличностных отношений с умеренной выраженностью различных установок в поведении. Корреляционная связь между степенью выраженности невротизации, с одной стороны, и степенью выраженности доминирующих неадаптивных характеристик в самооценке – с другой, оказалась высокозначимой: значение коэффициента корреляции Спирмена для соответствующих показателей в ЭГ равно 0.677 (p≤00.01). В КГ встречаются те же октанты, но степень их выраженности превышает 8 баллов только у 6 испытуемых из 15.
Другой важный результат состоит в сочетании у части испытуемых ЭГ контрастных поведенческих характеристик. Так, отмечено одновременное проявление I (нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей) и V (повышенное чувство вины, самоуничижение) октантов, свойственное внутренне конфликтным личностям с болезненным самолюбием. Отмечается сочетание и таких полярных по содержанию поведенческих характеристик, как независимость, доминирование (IIоктант) и конформность, зависимость от окружающих (VIоктант), что может быть понято как проявление протеста в ситуации вынужденного подчинения недостаточно уверенной в себе личностью.
Наши результаты, таким образом, подтверждают необходимость тщательной психологической диагностики в анализе причин девиантного поведения подростков, в том числе – с применением использованных нами методик.
Список литературы
1. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. 176с.
2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2007. 288с.
3. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция. Минск: Аверсов, 2004. 365с.
4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 445с.
5. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. М.: Академия, 2007. 224с.