Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТАМ МОДУЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Учебная деятельность - открытая система, ее развитие происходит лишь при выходе за рамки, традиционно ограниченные целями усвоения знаний, умений, навыков. В соответствии с контекстным подходом знания превращаются из цели учебной деятельности студентов в средства их вхождения в будущую профессиональную деятельности, представленную в обучении в модельной форме. Иными словами, усвоение знаний становится промежуточной целью учебной деятельности студентов, а ее достижение означает обретение средств осуществления квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности [1].

Копьютеризация образования позволяет по-новому подойти к реализации контекстного обучения в рамках ФГОС ВО, применяя в качестве современного подхода использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на базе учебных заведений на постоянной основе.

С помощью ЭОР педагог должен мотивировать учащихся к овладению не только теоретической базой знаний в рамках учебного модуля, но и ориентировать на получение практических результатов своей деятельности через самостоятельную работу в рамках познавательной среды. Для реализации такой задачи и используются мультимедийные электронные образовательные ресурсы.

ЭОР - это учебные материалы и учебные среды, разработанные как открытые образовательные модули с элементами мультимедия. Они позволяют преподавателю создавать авторские учебные курсы, которые будут ориентированы на индивидуальный подход в обучении. Для реализации такого подхода преподавателю необходимо не только знать фундаментальные основы своего предмета, но и владеть общей культурой, гуманистическими педагогическими технологиями, основами проектирования и умениями необходимыми для организации эффективного образовательного процесса.

Электронные образовательные ресурсы удобно использовать в рамках освоения предметного модуля. В нашей работе под модулем мы будем понимать совокупность частей учебной дисциплины, курса.

Предметы, входящие в  модуль курса, направлены на формирование общих профессиональных компетенций в рамках дисциплин модуля. Освоение каждой дисциплины довершает формирование компетенций предыдущей,

поэтому выстраивание программы обучения в учебной среде должно происходить таким образом, чтобы студентам были доступны все материалы курса. Такой подход будет способствовать переходу учебной деятельности студента из плоскости усвоения знаний в плоскость применений в моделируемых профессиональных ситуациях. В этом и есть преимущество контекстного обучения, при котором теоретические знания являются средством для дальнейших практических действий и поступков будущих специалистов [2].

ЭОР позволяют внести элемент дистанционного обучения в традиционный вид аудиторных занятий. Для этих целей можно применить образовательные платформы например, такие как СДО Moodle, где использование дистанционных образовательных средств позволяет создать непрерывный процесс получения знаний в процессе овладения модулем.

СДО Moodle проектировано в соответствии с современными педагогическими требованиями: с опорой на принципы и методы деятельностного активного обучения перед традиционным пассивным.

Работа с СДО Moodle позволяет:

1.организовать все виды учебной деятельности в рамках одного поля; 2.организовать разнообразные формы учебной работы студентов;

3.иметь неограниченный доступ к материалам модуля для учащихся в любое время; 4.меняться педагогическими ролями;

5 .организовывать коллективную самостоятельную работу учащихся в режимах онлайн/оффлайн;

6 .организовать индивидуальную работу учащегося в рамках среды; 7.интегрировать знания в рамках одного модуля.

8.видеть, как устроен тематический план работы по освоению всего модуля; 9.понимать какие навыки будут сформированы в процессе работы с учебной средой;

10. знать с какими мультимедийными ресурсами придется работать;

11. оценить количество материала, вынесенного на самостоятельное изучение;

12. узнать какие навыки и умения нужно будет сформировать для освоения последующей дисциплины модуля.

Для полноценной работы с ЭОР в рамках обучения предметам модуля необходимо подготовить учащихся в работе с образовательными платформами типа СДО Moodle параллельно с процессом усвоение профессиональных теоретических знаний.

Процесс обучения с использованием СДО Moodle имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные условия эффективного обучения (мотивационный потенциал; конфиденциальность; ответственность; возможность многократных повторений изучаемого материала; модульность; динамичность доступа к информации; наличие постоянно активной справочной системы; возможность самоконтроля; индивидуализация; обеспечение наглядности и многовариативности в представлении информации).

В соответствии с программой обучения студентам необходимо приобрести ИКТ- компетентность, при изучении дисциплин ИКТ- модуля (ИКТ- информационные коммуникационные технологии), что поможет им лучше понять принцип работы с учебной средой, запомнить алгоритм выполнения последовательных действий, характер использования ресурсной базы и многое другое.

Реализация любого дисциплинарного модуля предполагает адаптацию его для тематической реализации в рамках дистанционной учебной среды.

Это требует создания по дисциплине, реализованной в рамках модуля, пакета учебно-методических материалов, способных активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность, творческий подход учащихся в процессе работы в среде.

Лекционный материал модуля должен состоять из необходимых и достаточных сведений, позволяющих полностью раскрыть содержание изучаемого предмета в рамках изучаемого модуля. В лекционный материал, задается информация по основным вопросам курса, в которых отражаются понятия, навыки и умения, необходимые для усвоения в процессе обучениям предметам.

Практические и самостоятельные работы должны быть продуманы в комплексе с лекциями, дополняя и углубляя их содержание.

Тематический план должен представлять собой непрерывный структурный компонент, раскрывающий содержание всего модуля в целом.

При определении содержания модуля желательно установить:

-Границы предметной области, изучаемого модуля;

-Смежные модули, в которых раскрывается содержание наиболее близких в семантическом отношении к данному модулю предметов изучения;

-Модули, в которых в дальнейшем будут использоваться учебные материалы данного модуля [3]. Такой подход будет помогать в реализации интегрального обучения, которое подразумевает:

-Систематизацию имеющегося знания

-Получение нового знания и присоединения и присоединение его к имеющейся системе

-Планирование будущего процесса знаний [4].

Так как использование ЭОР в рамках дистанционной образовательной платформы значительно меняет роль преподавателя, то преподаватель из непосредственного и единственного источника знаний превращается в того, кто направляет деятельность учащихся в процессе работы в учебной среде. Поэтому использование ЭОР дает учащимся больше самостоятельности, а преподавателям больше возможностей для реализации полноценного творческого процесса передачи знаний студентам.

Работа с модулем имеет практико-ориентированную направленность, поэтому пояснения материала будут вестись как в процессе непосредственной аудиторной работы, так и в рамках дистанционной деятельности.

Для организации самостоятельной работы преподавателю необходимо серьезно подойти к подготовке информационно - телекоммуникационных ресурсов.

Они должны в себя включать:

-   электронные учебники по предметам модуля;

-электронные статьи на заданные темы в рамках последующего их использования для подготовки семинаров/вебинаров/публичных   выступлений;

-электронные образовательные журналы по предметам модуля;

-   рабочие ссылки на сетевые аудио/видео файлы;

-   электронные конференции;

-   базы данных;

-   методическую литературу.

Процесс обучения по предметам модуля можно разделить на четыре составные части:

-теоретическую;

-практико-семинарскую;

-самостоятельную;

-контроль.

Теоретическая часть представлена лекционными материалами. Лекции в рамках учебном среды на базе СДО Moodle представляют собой сжатый материал по основным понятиям темы с последующей серией тестовых вопросов. Переход по подтемам внутри лекционной темы совершается после удачного прохождения тестовой части.

В каждой тематической части преподаватель имеет право добавить необходимый для успешного усвоения темы материал (иллюстративный/ мультимедийный и др.).

Преподаватель в рамках реализации модуля имеет право:

-   делать активными все темы предмета;

-открывать темы в зависимости от усвоения учащимися материала;

Но преподаватель обязан оставлять в свободном доступе разделы предметного модуля уже пройденными студентами для того, чтобы они могли воспользоваться им при изучении последующих предметов, входящих в модуль.

Практическая и самостоятельная формы деятельности позволяют реализовать в ходе работы в учебной среде элементы проблемного обучения и элементы проектной деятельности студентов.

Для этого имеется широкий банк технических возможностей. Это:

-платформы для проведения вебинаров;

-использование функций: «форму/чат» в рамках дистанционной учебной среды;

-   платформы для видео – и презентационных материалов;

-функция «опрос»;

-создание и работа с Wiki в рамках самостоятельной деятельности;

-глоссарии.

Контроль осуществляется на всех этапах обучения и представлен в виде тестовых заданий, творческих проектов. После прохождения модуля сдается общий экзамен в форме тестирования, в который входят вопросы по всем темам модуля. Форма теста выбирается самим преподавателем в рамках подготовки тестовых заданий (определяется возможностью учебной среды).

Прохождение теста может осуществляться студентами несколько раз. То есть преподаватель дает возможность студенту осуществить пересдачу по модулю, но на более низкий от первоначальной попытки балл. К тому же пересдача экзамена может осуществляться дистанционно. Результат экзамена будет сразу известен и преподавателю и студенту. Учащиеся заранее будут проинформированы о порядке сдачи и пересдачи теста.

Итак, можно сделать вывод, что строя процесс обучения предметов модуля при помощи ЭОР, мы делаем процесс обучения мотивированным и предметно – ориентированным на будущую профессиональную деятельность студента.

 

Список литературы

1.     Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения //Современная высшая школа, 1982 №3

2.     Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А Психология мотивации студентов //Логос, М.-2006

3.     Ефремов В.С. Виртуальное обучение как зеркало новой информационной технологии //Менеджмент в России и за рубежом,1999 №6 Электронный ресурс URL: http://dis.ru/library/detail.php?ID=22708/.

4.     Кондаков А. Методология интеграции знаний//Интеллектуальный клуб, СПб. Электронный ресурс URL: http://www.holos.spb.ru/texts/know_int.htm