Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПУТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации к 2020 году перед системой высшего профессионального образования  стоит  цель подготовить специалистов  по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития России. В ч. 1 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям  общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства.

Можно отметить, что в контексте сложившейся в настоящее время ситуации, которая существует на рынке труда, только самоорганизованные, инициативные, компетентные специалисты, а также специалисты, которые способны развиваться и самосовершенствоваться в профессиональном и личностном плане, будут являться наиболее востребованными и конкурентоспособными.

Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принципов образования, поиском нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки [1, с.16].

Проведенное в рамках диссертационной работы Т.А. Гончар исследование показало, что большинство студентов педагогических специальностей не готовы к профессиональной деятельности в полном объеме. Основными причинами создавшегося положения по результатам опросов, проведенных в высших учебных заведениях являются: низкая мотивация студентов к самостоятельной деятельности (27%), недостаточная готовность к проведению психологического эксперимента (20%); отсутствие ценностных ориентации и гуманистических идеалов (13%); отсутствие способности анализировать психологические явления (18%); неэффективное применение полученных психологических знаний в процессе прохождения практики на различных предприятиях и в организациях (22%) [2, с.3].

Рассмотрим несколько трактовок понятия «компетентность»:

1.    Компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

2.   Компетентность (лат. competens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Структуру профессиональных компетенций будущих педагогов можно представить через формирование педагогических умений, которые можно разделить на несколько групп:

1.     Способность «переводить» содержание воспитательного процесса в поставленные задачи, умение определить главную задачу.

2.   Способность простроить собственную педагогическую работу: планировать, ставить задачи, выбирать методы и формы работы, средства организации.

3.     Способность создать необходимые условия для реализации будущей педагогической деятельности (организационные, материальные и др.).

4.     Анализ результатов собственной педагогической работы: самоанализ результатов деятельности и процесса образования.

Современные требования, которые предъявляются к будущему педагогу в системе непрерывного образования, могут определить основные направления развития профессиональной компетенции студентов:

1. Изучение и знание психолого-педагогической литературы по различной тематике.

2. Работа в творческих и методических объединениях и группах.

3. Участие в инновационных программах, проходящих в ВУЗе, на факультете, кафедрах.

4. Участие в работе различных семинаров, круглых столов, конференций

5. Активная практика, волонтёрство, сотрудничество с педагогами образовательных учреждений.

В процессе развития профессиональных компетенций будущих педагогов перед преподавательским составом ВУЗа можно поставить следующие цели:

-       сформировать у студентов познавательные навыки, необходимость своевременного овладения информационными источниками, способность перерабатывать и анализировать эту информацию,

-   реализовывать и поощрять профессиональные стремления студентов (активная практика, волонтёрство, сотрудничество с педагогами образовательных учреждений, участие в работе различных конференций и так далее),

-     поощрять критичность и креативность мышления в решении профессиональных задач (разработка различных проектов, конспектов непосредственно образовательной деятельности и тому подобное)

-   формировать навык анализа результатов своей профессиональной деятельности.

Эти цели необходимо реализовать и тогда в полной мере выпускники, завершая образования и получая диплом, будут готовы к профессиональной работе в специально организованных условиях по специально разработанным программам и учебниками для учащихся [3, с 90].

Содержание профессионального стандарта педагога предусматривает:

-   Знание программ обучения,

-   Умение анализировать и планировать профессиональную работу,

-   Владение методами и формами обучения – инновационными и стандартными,

-   Использование специальных подходов в обучении,

-   Умение с большой долей объективности оценить результаты педагогической оценки, при этом пользуясь разными формами и методами контроля,

-   Владение ИКТ-компетенциями.

Проанализировав учебно-методическую документацию и опыт педагогической деятельности можно отметить, что производственная практика может стать главным условием для формирования профессиональных компетенций будущего педагога в системе непрерывного образования. Педагогическая практика должна проходить через весь процесс обучения и являться связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их дальнейшей профессиональной деятельностью в образовательных учреждениях.

В процессе организации педагогической практики возможно решить задачи по закреплению навыков, знаний и умений в профессиональной деятельности, развить педагогическое мышление, познавательную творческую активность студента, необходимых профессионально-педагогических качеств личности. В профессиональном становлении будущих педагогов в  контексте компетентностного подхода, ведущую роль играет практико-ориентированная подготовка. Практическая подготовка, понимаемая как форма учебной деятельности, во взаимосвязи с теоретической подготовкой и практикой, позволяет развивать у студентов профессиональные умения и навыки целесообразно действовать на основе полученных знаний, самостоятельно решать профессиональные задачи и оценивать результаты своей практической деятельности.

Формирование профессиональных умений и навыков у студентов в процессе практики наиболее эффективно происходит при реализации следующих педагогических условий:

-   содержание практики разрабатывается в тесной взаимосвязи с теоретическим и практическим обучением студентов, в соответствии с основными направлениями будущей профессиональной деятельности;

-   в практике используются активные формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию субъектной позиции студента;

-   использование интерактивных форм и методов практического обучения,

-   педагогическая практика студентов развивает их мотивацию к профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность студентов представляет собой сложную системную характеристику личности и деятельности будущего педагога, формирующуюся в процессе профессиональной подготовки и реализующуюся на практике через систему профессиональных компетенций. Специально разработанные программы, проекты, целенаправленная организация позитивного опыта использования профессиональных умений и навыков в практике, их методическое обеспечение, структурированное по системному признаку во взаимосвязи теоретического и практического обучения, может повлиять на динамику формирования профессиональных умений и навыков в процессе практики.

 

Список литературы

1.     Большанина, Л.В. К вопросу о коммуникативной компетентности педагога в процессе профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-10. С. 16-17.

2.     Гончар, Т. А. Формирование ключевых компетенций у студентов психологических специальностей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук :13.00.08 / Гончар Татьяна Александровна; [Место защиты: Воен. ун-т МО РФ]. – Москва, 2013. – 24 с.

3.     Ковригина Л.В. Современные подходы к подготовке специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 3. С. 90-92.