Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

Исследования по  использованию компьютерных технологий в образовательном процессе  убедительно доказывают возможность и целесообразность их применения в развитии речи, интеллекта и личности обучающегося (В. Г. Беспалько, И. Г. Захарова, С. Пейперт и др.). Широкое освещение получили психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе формирования картины мира и элементарных математических навыков, развития читательской деятельности, самостоятельной письменной речи и коммуникативных умений у детей с ОВЗ (Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, Ю. А. Филатова и др.). В частности, развивающие компьютерные программы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствуют развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей [1, c. 197].

Развивающие компьютерные программы – это мультимедийные продукты, которые включают в себя набор обучающих и развивающих мини-заданий с интерактивными элементами, оформленных в привлекательной игровой форме. Данные продукты могут являться эффективным средством развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствуя развитию их мышления и сенсомоторики. В процессе действий с изображенными на экране компьютера предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. В условиях развивающей компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс деятельности: дети должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Компьютерные игры способствуют формированию способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребенком, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности [2].

В настоящее время разработано значительное количество развивающих компьютерных программ, которые могут применяться в процессе коррекционно-развивающей работы, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Среди существующего многообразия подобного рода программных продуктов можно выделить цикл программ, разработанных А. С. Пономаренко, которые позволяют решать широкий спектр коррекционно-развивающих задач (развитие познавательных процессов, речи, подготовки к обучению в школе и т. д.), цикл программ, разработанных Н. С. Руслановой, направленный на развитие речи детей дошкольного возраста («Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5–7 лет» и др.), развивающие программы, разработанные учеными ИКП РАО [3].

Вместе  с  тем,  для  достижения  целей  коррекционно-развивающей  работы,  организованной  с использованием развивающих  компьютерных  программ,  необходимо  строить данную работу с учетом  ряда организационно-методических условий. Охарактеризуем данные условия.

Современные развивающие компьютерные программы в большинстве случаев содержат комплексы специально подобранных упражнений игрового и обучающего характера, сгруппированные определенным образом (по занятиям (урокам), по видам упражнений и т. д.). Упражнение чаще всего представляет собой предметную ситуацию на экране (изображения каких-либо объектов, примеров и прочее), поле с инструментами для выполнения упражнения (например, виртуальные краски и кисточка; однако это может быть и просто курсор, обозначающий место введения буквенно-цифровой информации). Также на экране может иметься инструкция. Для выполнения упражнения ребенку  нужно понять смысл  задания, принять верное решение и выполнить определенные действия с программой (ввести цифру, окунуть кисточку в краску и дотронуться до определенного объекта). По результатам выполнения упражнения программа выдает оценку: «молодец, задание выполнено!», «у меня по-другому, подумай еще», «правильно», «ошибка» и т. п.

Впервые приступив к работе с компьютерной программой, необходимо вместе с ребенком внимательно рассмотреть и назвать все, что изображено на экране. Если ребенок умеет читать, необходимо прочитать вместе с ним задание, написанное на экране (или инструкцию, предлагаемую до начала задания). Если не умеет – прочитать вслух или объяснить доступным для понимания языком. В ряде программ предусмотрены различные способы инструктирования, поэтому дефектолог определяет, как именно предъявлять на экране инструкцию: только устно, только письменно, либо использовать сочетание данных форм речи: «устно, затем письменно»; «письменно, затем устно». Выбирая формы речи, которые используются при инструктировании, следует учитывать как особенности речевого развития ребенка, так и принятую в системе обучения данной категории детей последовательность использования разных форм речи. По мере выполнения одного и того же типа упражнения дефектолог должен последовательно усложнять способ инструктирования, так как сама задача уже становится понятной для ребенка.

Работая с конкретным упражнением, необходимо проанализировать предметную ситуацию, представленную на экране (что изображено, где, каковы свойства изображенных объектов (акцент делается на особенностях объектов, имеющих значение для выполнения упражнения). Анализ осуществляется ребенком с помощью вопросов дефектолога, а также самостоятельно.

Далее необходимо объяснить смысл задания и правила (или условия) его выполнения. Если задания подобного типа встречаются впервые, дефектологу желательно выполнить на глазах ребенка упражнение от начала до конца, сопровождая свои действия комментариями. Также рекомендуется намеренно допустить ошибку – дать неверный ответ, выбрать неверный вариант и т. п., чтобы продемонстрировать ответ компьютера на неверное решение, объяснить суть ошибки, показать, как ее исправить. Затем ребенок выполняет упражнение самостоятельно, однако в случае затруднений ему оказывается помощь. В случае необходимости дефектолог должен оказывать ребенку помощь, обучая способам формулирования просьбы о помощи и описания возникшей проблемы. Уровень трудности лексико-грамматического оформления такой просьбы определяется педагогом в соответствии с уровнем речевого развития конкретного ребенка.

Если при выполнении упражнения ребенок испытывает затруднения при работе с компьютером (недостаточно хорошо владеет мышью, забывает подтвердить окончание работы нажатием Enter и др.), дефектологу необходимо оказать ему помощь в выполнении «технических» операций, после чего предложить выполнять задание самостоятельно, но оставаться при этом рядом с ребенком и быть готовым прийти ему на помощь в любой момент. При отсутствии у ребенка навыка работы с компьютером дефектолог берет на себя руководящую роль в выполнении действий на компьютере. Используются совместные действия: дефектолог кладет руку ребенка на мышь и управляет ей; ребенок кладет руку на руку дефектолога работающего с мышью; ребенок постепенно становиться более самостоятельным в управлении мышью, дефектолог находится рядом и приходит на помощь по мере необходимости.

При организации коррекционно-педагогической работы с использованием компьютерных средств необходимо учитвать требования СанПиНа. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.266–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», при планировании игровых сеансов для детей с использованием компьютера рекомендуется учитывать следующее: занятия с детьми 5–7 лет проводить не более одного в течении дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг; после занятия с детьми проводить гимнастику для глаз; непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих занятиях для детей, имеющих отклонения в развитии: для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 мин; для снижения утомляемости детей на занятиях с использованием компьютеров должна обеспечиваться гигиенически рациональная организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности; экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Применение развивающих компьютерных программ в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ должно носить разносторонний и комплексный характер. Очевидно, что компьютерные технологии не только позволяют развивать детей с ОВЗ, но и готовят их к самостоятельной и полноценной жизни в условиях информационного общества, становясь в процессах интеграции своеобразным звеном, соединяющим данную категорию детей с окружающим миром.

 

Список литературы

1.     Архипова С.В., Сергеева О.С. Информационно-коммуникационные технологии как средство педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях модернизации образования: монография ; под общ. ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. С. 192–211.

2.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М. : Академия, 2013. 192 с.

3.     Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. 1994. № 5. С. 3–9.