Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Под «зеленой» экономикой подразумевается производство различного рода очистного оборудования, утилизацию вторичных ресурсов и отходов, оказания экологических услуг и пр. [1]. В этом случае «зеленая» экономика оказывается лишь частью «большой» экономики.

Зеленая экономика - это отрасли, которые создают и увеличивают природный капитал земли или уменьшают экологические угрозы и риски (программа UNEP - United Nations Environment Programme) [2]. UNEP (ЮНЕП) - программа ООН по окружающей среде, созданная в рамках системы ООН, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне.

Обеспечение экономического роста сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, с исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития [3]. Поэтому экологическое образование в развитии системы образования, с учетом «зеленой» экономики является приоритетным направлением.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, они любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный, грамотный наставник, способный развить в нем истоки экологической культуры [4].

В связи с резким ухудшением экологической обстановки возникла необходимость в целенаправленном формировании нового менталитета экологически безопасного и устойчивого развития. Однако население России, в большинстве своем, не осознает приближение экологической катастрофы, стало безучастно к сохранению природы и защите окружающей среды. Эта неосознанность, по мнению большинства исследователей [5-7], возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования.

Всестороннее осмысление экологических проблем имеет большое педагогическое значение, так как позволяет понять законы устойчивости жизни, оценить сущность и степень антропогенного воздействия на природу, выяснить характер противоречий в развитии отношений между обществом и природой [8]. Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие организм. К ним можно отнести рациональное питание, обоснованный режим, некоторые медикаментозные средства, физическую тренировку, закаливание.

В условиях современного экологического кризиса, преодоление которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится разработка принципов рационального взаимоотношения человека и природы [9]. В этой связи экологическое образование студентов и воспитание школьников приобретают важное значение. Важность экологического образования в подготовке специалистов по физической культуре обусловлена тем, что его деятельность непосредственно связана со здоровьем человека, а состояние окружающей среды оказывает значительное влияние на процесс его формирования.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность подготовки специалистов по физической культуре, обладающего экологической компетентностью. Особое значение приобретает этот вопрос при организации занятий физическими упражнениями в условиях мегаполиса. Важность экологического образования в подготовке специалистов по физической культуре обусловлена тем, что его деятельность непосредственно связана со здоровьем человека, а состояние окружающей среды оказывает значительное влияние на процесс его формирования[10].

Ряд авторов [11-13] отмечают, что адаптация лиц, занимающихся физической культурой и спортом, к местным климатическим и социальным условиям и к различным режимам двигательной активности лежит в плоскости нового направления экологической науки о человеке - экологической физической культуры и спорта. В этой связи экологический подход в теории и практике физической культуры дает возможность по-новому посмотреть на уже известные положения.

Физическая культура направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека посредством использования физических упражнений, гигиенических факторов, естественных сил природы, которые влияют на организм человека комплексно. Экология физической культуры должна изучать взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях мышечных тренировок в процессе изменяющихся условий среды обитания человека. Это понятие включает комплекс морфологических, физиологических преобразований в организме, обеспечивающий возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Известно, что многие природные и особенно адаптогенные факторы наряду с позитивным влиянием оказывают и негативное влияние на организм человека. В [11] указывается, что знание закономерностей и физиологических механизмов приспособления человека к различным климатогеографическим, производственным условиям, к физическим нагрузкам в зависимости от экологических закономерностей, позволит обосновать принципы их взаимоотношений, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

Авторы работы [12] считают, что особенно актуально решение этой задачи в процессе его роста и развития организма человека в процессе занятий физическими упражнениями. Это объясняется тем, что двигательная деятельность является специфической формой человеческой деятельности, посредством которой осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой и происходит приспособление его к изменяющимся условиям среды. Тренированный к физическим нагрузкам организм становится более устойчивым к изменяющимся условиям среды, а также характеризуется специфическими особенностями функционирования отдельных физиологических систем, как в покое, так и во время нагрузки.

Сказанное выше обуславливает выделение в экологическом образовании специалистов по физической культуре двух блоков: собственно экологии, как науки о взаимодействии человека и природы и экологии физической культуры, рассматривающей процесс занятий физическими упражнениями с позиции экологии.

 

Список литературы

1.     Никулина Е.Ю., Плаксина И.А., Абдрахимов В.З., Кайракбаев А.К., Абдрахимова Е.С., Лобачев Д.А. Использование отходов топливно- энергетического комплекса - перспективное направление для «зеленой» экономики и оценка экономической эффективности производства керамических теплоизоляционных материалов // Экологические системы и приборы. 2015. №10. -С. 30-38.

2.     Лобачев Д.А., Абдрахимов В.З., Абдрахимова Е.С. Экологическое образование по вопросам зеленой экономики и экологии человека // Международная научная конференция «Resonances science» Proceedings of articles the intemational scientific Czech republic, Karlovy Vary-Russia, Moscow, 11-12 February 2016, р. 224- 230

3.     Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экология и экономика: «Зеленая» экономика и экосистемные услуги // Вестник Самарского государственного экономического университета. Специальный выпуск. 2014. -С. 15- 24.

4.     Аликулова, М.К. Экологическое образование и воспитание студенческой молодежи // Педагогические науки. –М., ООО "Издательство "Спутник+", 2012. -№ 3. -С. 8-10.

5.     Папуткова Г. А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе: дис. ... д-ра пед. наук - Нижний Новгород, 2008. - 367 с.

6.     Перфилова О. Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: дис. . канд. пед. наук - М., 2007. - 186 с.

7.     Соломин В.П., Митин А.Е. Экологическое образование будущих специалистов по физической культуре // Вестник Международной академии наук (русская секция). Спец. выпуск: Материалы междунар. конф. «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы и решения». - М., 2010. - С. 251-252.

8.     http://sportfiction.ru/articles/podgotovka-spetsialistov-po-fizicheskoy-kulture-k-rabote-v-ekologicheskikh- usloviyakh-megapolisa/

9.     Соловьѐва, Е. А. Экологическое образование в школе, вузе // Альманах современной науки и образования.Тамбов: Грамота, 2007. - № 6 (6).- C. 133-135.

10. Волосникова Т.В. Подготовка специалистов по физической культуре к работе в экологических условиях мегаполіса. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. Вып. 3. С. 23 - 27.

11. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека В.И. Трошин. - М. : КРУК, 1994. - 256 с.

12. Абзалов Р. А., Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 53-54.

13. Болховских Р.Н., Карпенко В.Б., Логинов А.В. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 8. - С. 51-52.