Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе [3].

Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу практических методов можно отнести организацию труда детей в природе [1].

В детском саду, как начальной ступени обучения, труду в природе уделяется много внимания, так как это единственный вид производительного труда доступного детям. В этом труде даже маленькие дети получают определенные результаты, нужные и полезные для всех детей. Своеобразием труда в природе является то, что, этот труд направлен на создание материальных ценностей. Это дает возможность воспитывать уважение к труду в природе.

Очень большое значение имеет труд в природе, для умственного воспитания детей. И.П. Павлов указал, что одним из видов деятельности, максимально способствующей развитию детского познания, является труд. В нем участвуют наибольшее число анализаторов, он способен изменять окружающую действительность.

Процесс труда в природе связан чисто мыслительными операциями: это – получение необходимых знаний, осознание цели труда, обдумывание трудовых действий, оценки результатов труда. Труд в природе требует от детей сообразительности, внимания, наблюдательности, формирует умения и навыки, на основе которых возникает сознательное отношение к труду.

Труд в природе – это способ формирования различных умений и навыков. В процессе роста растений изменяются обязанности детей по уходу, что обеспечивает разнообразие трудовых операций и воспитывает у детей трудолюбие [1].

Для формирования трудолюбия необходимо:

1.   Привлекать внимание детей к наблюдению труда взрослых, показывать значение этого труда, подражать труду взрослых.

2.   Создавать определенную трудовую атмосферу для обучения детей необходимым навыкам и умениям, без которых не может быть реализовано, стремление трудиться.

3.   Воспитывать осознанный интерес к цели и содержанию своего труда в природе.

В труде у детей воспитывается такие положительные черты характера, как целеустремленность, настойчивость воля, добросовестность, ответственность [3].

В труде по уходу и выращиванию растений и животных дети становятся более организованными, более аккуратными, а иногда преодолевают свой страх перед животными во время ухода за ними. В коллективном труде на огороде, в цветнике рождаются общие радостные переживания, дети проявляют взаимопомощь, возникает дружба детей. Дружеские взаимоотношения детей в труде помогают им активно получать знания и умения, направляют развитие познавательных интересов к жизни растений.

Организованный труд в природе воспитывает эстетические чувства ребёнка. Выращивая с детьми красивые цветы на клумбах, комнатные растения в групповой комнате, делая красивые и ровные грядки, ухаживая за яркими аквариумными рыбками и птицами, мы воспитываем у детей действенное чувство красоты, художественный вкус, умение замечать в окружающей среде красивое, наслаждаться этой красотой и создавать прекрасное собственным трудом.

Очень полезен труд в природе для физического развития ребёнка. Труд проходит в большинстве случаев на свежем воздухе и очень разнообразен по характеру движений. Это копка земли, посев семян, высадка рассады, поливка, прополка и т.д. В процессе работы у ребенка развиваются различные мышцы тела, спины, живота, груди, рук и ног. Физическая работа способствует усилению деятельности сердца, легких и других органов, укрепляет нервную систему, поднимает аппетит. Труд в природе доставляет детям радость, удовольствие, воспитывает положительное отношение к труду, но труд в природе будет полезен только в том, случае, если он правильно организован.

Таким образом, правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах.

При формировании самостоятельности, инициативы, осознанного отношения к труду в природе эффективными являются приемы, которые позволяют детям занимать активную позицию от начала до конца трудового процесса. Это совместное обсуждение предстоящей работы, поддержание детской инициативы, высказывание сомнения взрослого в успехе деятельности, положительная оценка действий ребенка, своевременная помощь и совет взрослого партнера, обсуждение итогов работы и ее оценка, сравнение результатов и т.д.

 

Список литературы

1.     Виноградова,  Н.Ф.  Умственное  воспитание  детей  в  процессе  ознакомления  с  природой  [Текст]/Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 2008. – 103с.

2.     Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия  у дошкольников: Кн. для воспитателя  дет. сада [Текст]  /Т.А. Маркова - М.: Просвещение, 1991.

3.     Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.В. Русскова; Под. Ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1984. с.51-55