Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2019г.

В современном российском обществе в условиях экономических и политических реформ существенно изменились требования к воспитанию молодого поколения. Социально-экономические инновации вызвали определенное расслоение общества, спровоцировали ценностную переориентацию в молодежной среде.

Процессы, связанные с переоценкой ценностей, выдвигают важные, качественно новые задачи по формированию независимого, экономически развитого, демократического государства, которое будет гарантировать конституционные свободы, права гражданину и полную правовую и социальную защищенность. Сегодня для процветания и развития государства, помимо профессионального образования, необходимым фактором является желание человека совершать поступки на благо Родине. На первое место в вопросах воспитания встает задача по формированию традиционных ценностей, гордости к героическому прошлому своей страны, уважения к национальным традициям народов России. На современном этапе, для благополучия России, приоритетным становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В толковом словаре С.И. Ожегова воспитание трактуется как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [5, с. 81].

Большая советская энциклопедия характеризует воспитание как целенаправленный, систематический процесс формирования личности, с целью подготовки её к активной общественной, производственной и культурной жизни. Процесс воспитания должен быть организован совместно семей, школой, молодёжными организациями и общественностью. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды – печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания [3].

Таким образом, можно отметить, что «воспитание» представляет собой целенаправленный и систематизированный процесс, обусловленный совместной работой семьи, школы, молодежных организаций и общественности.

Важную роль воспитания в развитии человека и общества отмечали с глубокой древности.

Так, Платон в своих трудах «Государство» и «Законы» представляет не только концепцию идеального государства, но и систему воспитания будущих граждан. Воспитание ему видится разносторонним: наряду с гимнастическим воспитанием, должно присутствовать и мусическое воспитание. Мусическое воспитание, по мнению философа, направлено на развитие внутреннего мира человека, его души, посредством таких предметов как риторика, геометрия, музыка, астрономия. Платон указывал на то, что мусическое воспитание содействует хорошему душевному состоянию у человека, а это способствует и наилучшему состоянию физическому. К мусическому искусству Платон отводил и словесность, которая основывалась на мифах. Последние в сочетании с играми формировали «правильных», законопослушных и порядочных граждан. «Если дети изначально будут играть правильно, то благодаря мусическому воспитанию они привыкнут к законности, и привычка жить в соответствии с требованиями общества будет в них постоянно укрепляться», – уточнял он [14].

В эпоху Средневековья основной мыслью в педагогике было спасение души. Идеалами и  носителями педагогических знаний и морали являлись служители церкви. Воспитание в этот период времени носило патриархальный, авторитарный характер, формирование личности согласовывалось с христианскими законами. Образцом воспитания было монашество, то есть полный отказ от земных благ, самоконтроль желаний, поступков и мыслей, аскетичный образ жизни и усердное чтение религиозной литературы – это те положительные человеческие качества, которые должен иметь идеально воспитанный человек.

Гуманисты эпохи Возрождения провозгласили человека главной ценностью на Земле и искали новые идеи в воспитании, способные раскрыть все самое лучшее в нем. Воспитание ориентировалось на индивида, его способности, потребности и мотивы поведения, оставаясь при этом в рамках христианской идеологии. Гуманистический идеал эпохи Возрождения – это культурный, умеющий хорошо говорить, убеждать собеседника человек. Переориентация идеалов воспитания в эпоху Возрождения во многом обусловлена тем, что гуманисты стремились исправить и улучшить человека, а, следовательно, и общество в целом. Они старались помочь воспитанникам осознать свое призвание, правильно оценить свои способности и занять свое место в обществе.

Ярким представителем эпохи Возрождения был Я.А Коменский, который считал, что целью воспитания является подготовка человека к вечной жизни. В познании внешнего мира, в умении владеть собой и вещами он видел путь становления личности человека, путь, который возводил к источнику всего сущего – Богу [11].

Представлением о человеке как активном субъекте, сумевшем вырваться из средневековых оков, способном развивать себя и проживать свою собственную жизнь, ознаменовалась эпоха Нового времени. Представители Просвещения активно боролись за политическую свободу, социальный прогресс, за новый порядок, установленный на равенстве людей, и за образование всего человечества. Основой для нового порядка они считали воспитание и просвещение.

Заметные успехи в эпоху Просвещения были достигнуты в русском образовании. Связаны они были с именем выдающегося русского ученого и просветителя М.В. Ломоносова. Основными педагогическими принципами М.В. Ломоносова были принципы гуманности, народности и природосообразности. Ученый рекомендовал в процессе воспитания руководствоваться факторами природного развития ребёнка. Целью же воспитания, по мнению академика, является формирование человека, главными качествами которого должны быть любовь к науке и знаниям, трудолюбие, высокая нравственность и бескорыстное служение Родине. Порядок и дисциплину он видел как условие воспитания [12].

На рубеже XIX-XX веков в России происходят реформы всех ступеней образования. Педагоги озабочены поиском национального идеала образования и модели русской национальной школы. После отмены крепостного права происходит демократизация образования, школа становится доступна всем. Идет активное становление системы педагогического образования и теории педагогики.

Целью воспитания, по мнению Н.А. Добролюбова, является формирование личности, способной противостоять общественному мнению, готовой отстаивать высшие человеческие убеждения в реальной жизни. Известный критик и публицист того времени определил новый тип воспитания, который отрицал официальную педагогику, сглаживающую неповторимость каждой личности, человек представлялся ему единой цельной личностью, потому нельзя разделять умственное, физическое и нравственное воспитание. В статье «О значении авторитета в воспитании» Н.А. Добролюбов говорит о недопустимости абсолютного подчинения воспитанника воле воспитателя, по его мнению, это убивает в человеке самостоятельность ума [8].

Н.Г. Чернышевский в своих трудах утверждал антропологический подход к воспитанию, он считал, что человек – наивысшее создание природы, формируемое под воздействием общественных факторов. Базой педагогического идеала у Н.Г. Чернышевского была идея о социальной обусловленности. Он был убежден, что человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, готовым на жертву ради общественного блага. Главной задачей воспитания, по мнению Н.Г. Чернышевского, было формирование борца, способного воплотить революционные идеи [20].

К.Д. Ушинский представлял воспитание как соединение религии и морали. Христианское воспитание у него тесно переплетается с народностью, которая в свою очередь является отражением национального характера, психологического склада, творческого потенциала русского народа. Кроме этого, он отмечал: «Духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершаются не одной школой, но несколькими великими воспитателями: природой, жизнью, наукой и религией» [19, с.251].

В послереволюционные годы система воспитания трактовалась и выстраивалась в согласии с коммунистической идеологией. Направлениями новой системы воспитания были «трудовое воспитание» и «воспитание свободной личности». С.Т. Шацкий считал, что огромную роль в становлении личности играет детство человека. В своих сочинения он указывал на то, что самая важная работа в процессе воспитания должна быть направлена на сохранение того, что есть в детях, хотя это выполнить невероятно трудно [21].

А.С. Макаренко, чья воспитательная работа была направлена на формирование детского коллектива, сочетал гуманистические принципы воспитания человека с идеей полноценной трудовой деятельности, в процессе которой развивается личность ребенка. Так, в своей работе «О системе воспитании» он говорил, что его методика воспитания основывается на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации здоровой перспективы, ясности, на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям [13].

В настоящее время проблема воспитания волнует многих ученых психологов, социологов, педагогов. Они считают, что при выборе методов и форм воздействия на личность ребенка необходимо учитывать индивидуальные черты характера ученика, его психологический потенциал, интересы. Не ребенок подстраивается под школу, а школа подстраивается под него, исходя из потребностей ребёнка (Е.А. Ямбург) [22]. Для этой цели сегодня реализуется разноуровневая система образования, создаются адаптированные образовательные программы, использование которых помогают реализоваться каждому ребенку.

Важным компонентом системы воспитания является патриотическое воспитание.

Патриотизм – (от греч. patris – Родина, Отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей [6].

Толковый словарь В. И. Даля толкует слово «патриот», как любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм – любовь к отчизне [4].

В глобальном смысле патриотизм понимается как часть сознания общества, которое выражается в коллективном настроении общественных масс, в отношении к своему народу, к истории, культуре страны.

Патриотизм – это главная социальная основа жизнеспособности государства и нации, выступающая ресурсом для развития гражданского общества, готовности для самоотверженного служения своему Отечеству.

Патриотизм проявляется в системе основных ценностей нации, воспитания в том числе.

Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная деятельность, формирующая у молодого поколения патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность защищать интересы Родины и выполнять гражданский долг. Таким образом, патриотическое воспитание – это комплексная работа, направленная на формирование личности гражданина – патриота.

Тема патриотизма волновала человечество с древнейших времен.

В первобытном обществе оно основывалось на кровной связи между всеми членами рода или племени. Как пишет И.А. Ильин, религиозная основа патриотизма культивировалась уже у древних языческих народов: «Для них гражданственный патриотизм был, прежде всего, делом поклонения богам родного города» [9, с. 182]. В понятие «патриотизм» входила также ответственность за семью, род, племя, землю и служение им. «В древности начало религиозного единения и начало патриотического единения просто совпадали: единый народ творил единую духовную культуру и имел единую веру», – писал И.А. Ильин [9, с. 182].

В период Античности впервые были заложена основа патриотизма как ответственности и долга перед государством. О необходимости воспитания подрастающего поколения в русле патриотизма как необходимой составляющей высокоразвитой и гармоничной личности говорили Демокрит, Перикл, Цицерон. Так, Демокрит считал, что результатом воспитания должен стать человек, отличающийся умеренностью и во всем действующий в соответствии с общественным долгом.

Французский литератор и философ-материалист XVIII века К.А. Гельвеций утверждал, что целью воспитания является формирование глубокого понимания личного и общественного блага: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости и к Отечеству» [7, с. 259].

Огромное значение патриотическому воспитанию придавали в России.

А. Н. Радищев писал, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «…ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» [15, с.205-206]

Н. М. Карамзин считал, что «Патриотизм – любовь ко благу и славе Отечества, желание способствовать им во всех отношениях, Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма» [10]. При этом историк указывал на то, что любовь к Отечеству должна быть деятельной, созидательной.

К.Д. Ушинский указывал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родословными наклонностями» [18].

В то же время в России пропагандировались и другие взгляды на патриотическое воспитание, патриотизм и христианство. Революционеры и представители интеллигенции либеральных взглядов очень критически смотрели на эти понятия. Например, Л.Н. Толстой так писал в своей статье «Правительство и патриотизм»: «…не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, – не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), – а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств» [17, с. 426].

После Октябрьской революции в России произошли большие изменения в идеологической концепции патриотического воспитания. Вопросы воспитания патриотов стали соотносить с идеями интернациональных отношений и подчинять целям коммунистического воспитания. Термин «патриотизм» в этот период времени приобрел милитаристический окрас, он был связан, прежде всего, с готовностью защищать свое Отечество, и обозначал усиленную военную подготовку.

Ярким представителем системы обучения и воспитания в этот период был А.С. Макаренко, который считал, что воспитать настоящего патриота может только школа, это её основная функция – воспитание преданных Родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных [13].

После Великой Отечественной войны патриотическое воспитание приобретает особую актуальность. Ученые связывают это с тем, что в трудные минуты для государства, патриотические чувства проявляются особенно сильно. В данный период времени проводятся исследования и определяются проблемы патриотического воспитания, разрабатываются практические рекомендации по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения.

Особая роль в патриотическом воспитании 50-80-ых годов XX века отдавалась общественно полезному труду.

Так, В.А. Сухомлинский писал, что школа должна воспитать в молодом поколении стремление беззаветного служения Родине, потребность в трудовой деятельности на благо страны, так как именно труд представляет движущую силу развития личности молодого гражданина. Советский патриотизм определялся им как благородная любовь к социалистическому государству [16].

В 90-е годы прошлого века патриотические настроения общества утратили свои позиции. Результатом политической и социально-экономической политики того времени стало ослабление у современной молодёжи патриотических чувств.

Текущее столетие называют «веком глобализации», «веком скоростей». При такой скорости жизни человечество стало утрачивать традиционные, вечные ценности. Миграционные процессы, усиливающиеся с каждым годом, могут привести к потере национальной идентичности, угасанию патриотического сознания.

На современном этапе развития Российского общества государственная политика в сфере патриотического воспитания становится приоритетной. За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: разработана и внедрена в жизнь «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт [2], создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016- 2020 годы» [1], главная цель которой формирование у молодого российского поколения важнейших характеристик гражданина – любовь к Отечеству, гражданская зрелость, стремление к сохранению и преумножению культурных и исторических ценностей, верность традициям», активно развивается волонтерское движение.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы.

Патриотическое воспитание является важной задачей образования любого периода развития общества.

Под воспитанием ученые понимают целенаправленный, систематический процесс формирования личности, с целью подготовки её к активной общественной, производственной и культурной жизни.

Патриотизм – это главная социальная основа жизнеспособности государства и нации, выступающая ресурсом для развития гражданского общества, готовности для самоотверженного служения своему Отечеству.

Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная деятельность, формирующая у молодого поколения патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность защищать интересы Родины и выполнять гражданский долг.

 

Список литературы

 

1.        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации N 1493от 30 декабря 2015. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

3.        Большая советская энциклопедия 3-е издание, 5 том. URL: http://bse.uaio.ru/BSE/0502.htm

4.        Толковый словарь Даля онлайн URL:http://slovardalja.net/word.php?wordid=24470

5.        Ожегов С.И. Словарь русского языка./ под ред. Шведовой Н.Ю. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. 750с.

6.        Этнопсихологический словарь  /         Под   ред  Крысько  В.Г. М., 1999URL :https://ethnopsychology.academic.ru/277/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0 %BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

7.        Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики /сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. 560 с.

8.        Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. Статьи, рецензии и заметки (1853- 1858). Статья Собеседник любителей российского слова. Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина Примечания Е. Ю. Буртиной. М., «Художественная литература», 1986

9.        Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с.

10.     Карамзин Н. М. Собрание сочинений Электронная публикация — РВБ, 2004—2019. Версия 2.0 от 11 октября 2018 г. URL: https://rvb.ru/18vek/karamzin/

11.     Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Педагогическое наследие. М.: Педагогика,  1987. 205–295 с.

12.     Ломоносов М. В. О воспитании и образовании : [Сборник] / сост. Т. С. Буторина; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. 339 с.

13.     Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика. 1983. 365 с. Т 1.

14.     Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998. 798 с.

15.     Радищев А.Н. Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1952. 711с.

16.     Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. М.: Учпедгиз, 1959. 148 с.

17.     Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 т. Гос. изд. «Художественная литература». М., 1958. 475 с. Т 90.

18.     Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное. М.: Карапуз, 2000. 296 с.

19.     Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин, Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский. М.; Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1861. 655 с. Т 2.

20.     Чернышевский Н. Г. «Собрание сочинений в пяти томах» М.: Огонек. 1974.

21.     Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР. Автобиографические работы. Труды дореволюционного периода / сост. Г. Ф. Морозова. М.: Просвещение 1962. 503 с. Т 1.

22.     Ямбург Е. А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы / Е. Ямбург // Народное образование. 2002. №1. С.79-85; №2. С.91-102.