Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

Изучение английского языка в старшей школе направлено, в первую очередь, на дальнейшее развитие иноязычной языковой компетенции. Иноязычная языковая компетенция старшеклассников проявляется в умении в совершенстве владеть всеми четырьмя видами речевой деятельности – чтение, письмо, говорение, аудирование. Учащиеся старших классов также должны развиваться в умении планировать свою речь, подкреплять ее уместными невербальными средствами. Помимо этого на данном этапе обучения большее внимание уделяется самостоятельности учащихся, проявление их индивидуальных склонностей, на основе которых происходит выбор будущей профессии.

Обучение иностранному языку должно быть нацелено не только на изучение и закрепление иноязычного материала в соответствии с требованиями образовательной программы, но и реализовывать задачи по развитию творческого мышления, воображения, фантазии, эмоционально-мотивационной сферы личности ученика, а также реализации творческих интересов обучающихся. [2]

Личностно-ориентированный подход, которого мы придерживаемся, подразумевает внимательное отношение к способностям и склонностям каждого ученика, его индивидуальным особенностям и потребностям. Иностранный язык как дисциплина позволяет охватить многообразие интересов школьников, успешно интегрировать их в процесс обучения. Вовлекая всех обучающихся в творческую учебную деятельность на уроках английского языка, педагог стремится повысить мотивацию учащихся, сделать урок более интересным и рефлексивным.

В современной науке не существует единого подхода к определению понятия творческий потенциал личности и его составляющих. В своей работе мы придерживаемся позиции А. М. Матюшкина, который утверждает, что творческий  потенциал является интегративной характеристикой, выражающейся в отношении человека к творчеству. [4] Придерживаясь той же позиции, Г. М. Марданова определяет составляющие креативного потенциала личности как «синтез творческой активности и возможного уровня готовности человека к саморазвитию, где сочетаются возрастные и индивидуальные особенности». [3]

Для определения степени эффективности педагогического воздействия на развитие творческого потенциала обучающихся в нашем исследовании использовалась методика В. И. Андреева, тест «Оценка уровня творческого потенциала» для самостоятельного заполнения школьниками. [1]

Была определена следующая гипотеза исследования:  процесс развития творческого потенциала школьников при обучении иностранному языку будет более эффективным при условии, если определен диагностический инструментарий по выявлению творческого потенциала школьника в процессе изучения иностранного языка; определены технологии включения школьников в творческие виды деятельности с использованием метода проектов, ролевых игр и драматизации, метода рассказывания историй (storytelling).

Проектный метод представляет собой совместную креативную и продуктивную деятельность педагога и учащихся, которая направлена на создание нового продукта, решение конкретной задачи. Этот метод обладает определенными преимуществами для реализации нашего исследования. Во-первых, он способствует социализации учащихся, ставя их в условия, где им необходимо общаться и договариваться, принимать коллективные решения. Во-вторых, метод проектов способствует развитию самостоятельности учащихся, умения планировать свою деятельность, быть нацеленным на результат. В-третьих, проектный метод позволяет ученикам осознанное приобретать новые знания, это требует от них  гораздо больше усилий, нежели усвоение уже готовых знаний от учителя. В-четвертых, распределение обязанностей в проектной группе позволяет каждому реализовать себя, свои творческие способности. [5]

В нашем исследовании учащимся был предложен особый вид проектов – проекты по созданию учебных материалов. Помимо развития творческих способностей школьника, подобные учебные проекты также преследуют следующие цели: более глубокое усвоение и закрепление учащимися учебного материала; особая ценность разработанных материалов – результаты работ учащихся в дальнейшем используются учителем и приобретает общественную значимость.

Разработка учебных материалов была направлена на закрепление лексического материала. Старшеклассникам было предложено разработать кроссворды, тесты на правописание, флэшкарты, карты для речевых игр. В некоторой степени ученики имели возможность почувствовать себя в роли учителя, что для некоторых из них было важно, с точки зрения профессионального самоопределения.

Реализация данной проектной технологии требует подчинения определенным принципам. Проектные задания должны даваться  по принципу от простого к сложному. Формат разрабатываемых заданий должен быть понятен и хорошо знаком учащимся, поэтому прежде чем приступать к проекту, учитель показывает примеры материалов и их назначение, использует их на уроках. Также важно давать четкие инструкции по разработке материалов, чтобы учащиеся понимали, какого результата требуется достичь.

Помимо проектных заданий, обучающиеся участвовали в различных ролевых играх. Использование технологии ролевой игры позволяет развивать речевые навыки учащихся в значимых коммуникативных ситуациях, способствует преодолению социально-психологические барьеров личности, помогает снять усталость. Участие в ролевой  игре требует творческого подхода к  созданию персонажа, отношения к обыгрываемой ситуации, умения действовать и мыслить нестандартно. Во время игры учащиеся находятся в постоянной “речевой готовности”, внимательно слушают учителя и друг друга. Многократное повторение речевых образцов в ходе игровой деятельности способствует запоминанию и хорошему усвоению языкового материала. [6]

В ходе нашего эксперимента было использовано несколько видов ролевых игр с применением приема драматизации: acting out a word – обыгрывание отдельных слов, выражений, идиом с угадыванием на английском; synchronized storytelling – парная игра, в которой один ученик рассказывает историю, а другой ее показывает; improvisation – парная ролевая игра в заданных условиях; acting out a story of learner’s choice – групповая драматизация истории на выбор.

Короткие ролевые игры могут стать любимым занятием ваших учеников и хорошим приемом для разогрева перед занятием или заполнением оставшегося времени в конце урока. Организация ролевых игр с драматизацией требует от педагога определенной тактичности и усилий по мотивации учащихся. Очень важно поддерживать веру учеников в себя, вдохновлять их, своим примером в том числе.

Метод рассказывания историй был выбран нами для проведения педагогического эксперимента, поскольку он позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся и при этом способствует развитию воображения и творческого мышления. Учащимся были предложены различные типы заданий на сочинение историй, среди которых: vocabulary stories – сочинение коротких рассказов для запоминания лексики; creating an end of the story – придумывание оригинальной концовки рассказа; 5 word stories with a twist– сочинение историй с использованием 5 случайно отобранных слов (3 существительных, 1 прилагательного, 1 глагола).

Стоит отметить, что сочинение историй может оказаться довольно затруднительной задачей для учащихся, особенно на первых этапах. Чтобы избежать этого, мы организовали парную и групповую работу учащихся. Разработка историй происходила в большинстве случаев в ходе урока, учащимся позволялось делать записи и использовать их при рассказе историй. Работа над историями также заключалась в их доработке, самостоятельной проверке грамматических ошибок и уместности употребления лексических единиц.

В проведенном нами исследовании участвовало 48 учеников средней общеобразовательной школы №15 города Казани. В экспериментальной группе – 22 человека, в контрольной группе – 26 человек. Данное педагогическое исследование проводилось в период с марта 2016 года по март 2017 года.

По результатам исследования в экспериментальной группе была обнаружена положительная динамика в развитии исследуемой характеристики, в среднем, уровень творческого потенциала в группе вырос и достиг уровня «выше среднего». Диагностика контрольной группы не выявила существенного изменения в показателях, определенный учениками уровень творческого потенциала, в среднем по группе, остался прежним. Таким образом, можно предположить, что определенная нами гипотеза оказалась верна.

Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка – трудоемкая задача для педагога. Она включает в себя умение вдохновить учеников на саморазвитие, на раскрытие своего творческого потенциала; мотивировать их на участие в разнообразной творческой деятельности, что потенциально может пугать некоторых учеников; необходимость разрабатывать задания, которые были бы по силам обучающимся, внимательно следить за процессом их выполнения и оказывать всестороннее содействие и поддержку. Но при соблюдении всех этих условий развитие творческого потенциала обучающихся, можно сказать, гарантировано.

Список литературы

 

1.        Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань, 2000 – 608 с.

2.        Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - Москва,2003 – 192 с.

3.        Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ижевск, 2005. – 23 с.

4.        Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. - № 6. - С. 29-33.

5.        Рогова Г.В.,  Рабинович Ф.М., Сахарова  Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 2010.

6.        Семенова Т.В., Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – Иностранные языки в школе. - 2005. - №1 – С. 16-18