Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

С быстрым изменением запросов общества меняется и характер образования. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает деятельностный подход обучении, который главной своей целью ставит всестороннее развитие личности учащегося. Такая система образования направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной, саморазвивающейся, конкурентноспособной личности.

В современном мире происходит интеграция во всех областях человеческой жизни. Деление общей картины мира и обособленность областей и предметов изучения может не лучшим образом сказаться на формирование целостной картины, слабая связь между предметами способствует ограниченному восприятию культуры.

Современная система образования старается идти в ногу со временем, изменяться вместе с быстро развивающимся информационным обществом. Учитывая то, что за последние 10 лет рост развития технологий стремительно увеличился (ускорился), перед школой встает новая главная задача – подготовка выпускников к такой жизни, о которой никто еще не имеет представления. Выпускник должен суметь быть полезным новому обществу и быть востребованным в этом обществе. Поэтому главной задачей современного образования является не только вооружение готовыми знаниями ученика, сколько обеспечить его познавательным, общекультурным, личностным развитием. Таких результатов можно достичь с помощью формирования у обучающихся, вместе с предметными, метапредметных компетенций на всем протяжении учебного процесса, в том числе и на уроках математики. Одним из компонентов которых выступают метапредметные умения [1].

Метапредметные умения – это такие способы действия, применимые как в рамках  образовательного процесса, так и при решении различных жизненных ситуаций, освоенные обучающимися в течение образовательного процесса. Они выражаются в: образовательной самостоятельности, которая подразумевает, что обучающийся умеет находить средства для собственного продвижения, развития; образовательной инициативе, т.е. в умении выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательной ответственности - умении принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях [2; 4; 7 и др.].

Давно известно, что информация, воспринимаемая разными органами чувств имеет также разный процент усвоения. Так, например, при одном только прочтении запоминается всего 10% информации, при помощи слуха – 20%, при помощи зрения – 30%, при помощи слуха и зрения – 50%, при помощи слуха + зрения и обсуждения – 70% информации, а при помощи слуха + зрения + обсуждения и выполнения других действий – 90% информации. Несложно догадаться, что для получения наивысшего результата образования для современного общества нужно задумываться о новых методах обучения, использовать новые современные технологии преподавания, которые развивают мотивацию обучающихся к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень и раскрывают творческие способности [3].

Эффективным инструментом формирования метапредметных умений обучающихся средствами образовательной области «Математика» является системно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать изучаемые объекты, законы, процессы и явления системно в процессе активной познавательной деятельности обучающихся. Обеспечить активную познавательную позицию обучающихся в процессе  изучения ими математики возможно посредством вовлечения их в решение специально сконструированных на основе предметного материала ситуаций. Одним из средств моделирования таких ситуаций являются проектные задачи [4; 5; 6; 7].

Проектные задачи – это такие в задачи, в которых через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий обучающихся, направленных на получение новых результатов, которых еще никогда не было в практике обучающихся, в ходе решения которых происходят качественные изменения в сознании личности. Чаще всего, проектные задачи, помимо образовательных результатов, направлены на формирование коммуникативных навыков и сотрудничества, поскольку выполняются обучающимися совместно. И основным назначением проектной задачи является овладение новыми способами действий и умение применять их в нестандартных, приближенных к реальным, ситуациях.

Под проектной задачей понимают систему заданий или действий, которые направлены на поиск пути достижения результата в виде реального «продукта», удовлетворяющую следующим основным требованиям: 1) в задаче описывается ситуация, разрешение которой будет интересно и посильно учащимся; 2) выполнение заданий предполагает применение предметных знаний и метапредметных умений; 3) допускается неопределённость в отношении способа решения и конечного результата; 4) система заданий обеспечивает получение конкретного продукта деятельности и позволяет продвигаться в решении как последовательно, так и действуя избирательно [4; 5].

Вовлечение  обучающихся  в  процесс  решения  проектной  задачи,  будь  то  это  групповая  или индивидуальная работа, обеспечивает формирование таких метапредметных умений как:

·   целеполагание;

· планирование;

· моделирование;

· прогнозирование;

· умение работать с различными источниками информации;

·   выделять основную мысль, главные факты, нужную информацию, устанавливать логическую цепочку основных фактов, исследовать;

· определять границы знания и незнания;

· соотносить научные факты с повседневной жизнью;

· работать самостоятельно, в паре, группе;

· слышать других, адекватно критиковать и анализировать их ответы;

· аргументировать свою точку зрения;

· осуществлять самоконтроль, самонаблюдение, самоанализ в процессе деятельности;

· доводить начатое до конца;

· прилагать усилия для преодоления трудностей и др.

Проектная деятельность способствует формированию у обучающихся различных метапредметных умений и навыков, а также включению их в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам, или совместно с другими обучающимися, формирует учебную проблему, осуществляет отбор и сбор необходимой информации, просматривает варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и корректирует свою деятельность. Благодаря решению проектных задач приобретаются не только более качественные предметные знания, но и личный, и коллективный положительный творческий опыт.

 

Список литературы

1.     В.В. Боженко Реализация принципа метапредметности на уроке математики: средства, приемы, методы. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2015/65221.htm (дата обращения 15.04.2016).

2.     А.       Воронцов       Метапредметные      образовательные      умения.       [Электронный       ресурс].       URL: http://eurekanext.livejournal.com/188095.html (дата обращения 15.04.2016).

3.     В.В. Гузеев Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995г.

4.     Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева: Красноярск, 2016. – 280 с.

5.     Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 – 30.

6.     Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 31 – 34.

7.     Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений в процессе обучения математике: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35 – 38.