Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Проектная деятельность является оптимальным условием для реализации основной образовательной программы в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие», приобретения дошкольниками новых знаний и проявления исследовательского поведения.

Особенности проектной деятельности, которая организуется в д/с №122, в следующем:

·   в проектной деятельности активно используется технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения);

·   проект проводится на основе тризовского алгоритма: после выделения проблемы, цели и задач; выдвижения гипотезы; характеристики с точки зрения состава и длительности деятельности, выделяются этапы:

1этап «Копилка», 2 этап «Картотека», 3 этап: «Разработка модели», 4 этап: «Продукт», 5 этап:

«Презентация», 6 этап: «Дальнейшее использование».

«Копилка» – этап работы, в ходе которого проводится сбор информации в виде литературы, иллюстраций, стихов, значков, игрушек, открыток и т.д. Желательно, чтобы работа с «копилкой» проводилась бы ребенком самостоятельно или при активном его участии.

Организация работы с «копилкой» проводится, как с целью формирования готовности к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, так и с целью привития интереса к собирательству, коллекционированию.

«Картотека» – следующий этап работы, призванный классифицировать собранные в «копилку» объекты по определённым признакам. При этом дети упражняются в работе с морфтаблицей, с систематизацией по схемам структурного и функционального подхода. В процессе работы с картотекой происходит также развитие произвольного запоминания.

«Модель» – это этап работы, представляющий обобщенный образ объекта, который будет создан, (придуман, разработан, собран). Она может быть предъявлена в виде чертежа, схемы, жизненного правила, символа, эмблемы, макета и т.д. Работа с моделью способствует формированию умений находить способы действий и новые пути решения проблемы, понимать инструкцию и алгоритм деятельности; умение использовать способы преобразования. Модель показывает ребенку последовательность исследовательского действия.

«Продукт» - это часть проекта, подводящая итог всей практической деятельности. «Продукт» – это видимый результат работы в ходе проекта. Он должен совпадать с мотивами, целями и задачами проекта и может быть представлен в виде рисунков, стихов, книжек-малышек, генеалогического дерева, макета, подарка, выращенного цветка, законченного эксперимента и т.д. «Продукт» требует презентации по алгоритму: что делали, как делали, зачем делали.

«Презентация» – это возможность ребенка самостоятельно предъявить миру степень освоенности познавательных действий, знаний, навыков.

В соответствии с задачами ООП детского сада №122 в группах старшего дошкольного возраста реализуются проекты трех типов: исследовательские, творческие и нормативные. Все темы для исследовательской работы воспитанников нашего детского сада можно условно объединить в три основные группы: фантастические, теоретические, эмпирические.

Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений, а также необычных функций знакомых предметов. Здесь годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи».

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что содержится в фильмах, написано в книгах и др.

Обычно теоретические темы могут и любят разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей.

Например, отправной точкой начала проекта «Транспорт» в подготовительной группе послужил интерес

одаренного ребенка. Педагогом был разработан индивидуальный маршрут развития воспитанника, в котором обозначено направление расширения его образовательного интереса транспортными средствами с помощью методов ТРИЗ-РТВ. В рамках исследовательской деятельности ребенок собрал в разных справочниках и энциклопедиях информацию о различных видах транспорта, происхождении названий многих видов транспорта; принял участие в организации мини - библиотеки по теме «Транспортные средства»; подготовил рисунки для выставки на тему «Мои любимые машины». Свои знания воспитанник систематизировал с помощью морфтаблицы и отразил в альбоме «Что я знаю о транспорте». Была оформлена книжка - малышка

«Правила безопасного поведения на дорогах». Подготовлена коллекция автомобилей и других видов транспорта. Кульминацией ИМР и проекта в целом стала презентация творческого продукта, созданного ребенком.

Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Пример: проект

«Чудо-плод картошка» организованный в подготовительной к школе группе.

В    рамках  проектной    деятельности  решались  задачи,  нацеленные    на  реализацию  содержания образовательной области «Познавательное развитие»:

1.   Вызвать интерес детей к содержанию познавательной деятельности.

2.     Расширять представления детей о происхождении, приемах возделывания, пользе картофеля как продукте питания, средстве лечения некоторых заболеваний.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности:

•   Умение ставить задачу исследования, исходя из главного вопроса, планировать этапы своих действий, выдвигать простейшие гипотезы;

•   Продумывать способы получения информации;

•   Умение наблюдать, замечать изменения, выявлять проблемные или неизвестные факты;

•   Умение строить простейшие модели (например, применение картофеля);

•   Находить ресурсы для разрешения проблемной ситуации, делать некоторые выводы.

4.    Упражнять детей в систематизации полученной информации о картофеле на основе таких методов ТРИЗ-РТВ, как системный подход, морфологическая таблица, базовая модель описания объекта.

5.   Воспитывать любознательность, настойчивость, способность переживать за общий результат, гуманное отношение ко всему живому, интерес и уважение к народным традициям.

6. Закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.

7.    Повышать познавательную активность в рамках экологической деятельности в союзе с педагогами и родителями.

8.   Активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. Результат – продукт:

а) Групповая библиотека пополнилась книгами о картофеле, сборниками семейных рецептов: «Лечимся

картофелем», «Картофель на нашем столе», книжками-малышками на тему: «Картофельная страна» б) Оформлены: альбомы «Мы изучаем картофель», «Факты о картофеле».

в) Организована фотовыставка «Как мы помогали собирать урожай картошки». г) Сформирована копилка проблемных ситуаций, связанных с картофелем.

д) Сделана подборка сказок, рассказов, стихов, частушек, пословиц и поговорок про картофель.

е) Изготовлена кукла-картошка для театра.

Несомненно, положительным в проектной деятельности д/с является то, что у детей закрепляются навыки исследовательского поведения и познавательные функции. Педагоги повышают свой профессиональный уровень. Взаимодействие с семьями выходит на новый уровень: происходит сплочение детско-родительского коллектива. Развивающая среда наполняется новым содержанием в соответствии с темой проекта.

Таким образом, проект является оптимальной формой реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».

 

 

Список литературы

1.     Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера.2010 г.

2.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

3.     Сидорчук Т.А. Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических материалов ДОУ № 178 «Облачко» Выпуск № 3. Ульяновск, 2005.

4.     Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

5.     Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4. 2004 г.