Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Аннотация. В статье рассматривается роль композиционных способностей в процессе творческого развития личности на занятиях изобразительным искусством, натюрморт как средство их формирования. Намечаются пути и обозначаются условия активизации процесса формирования композиционных способностей обучающихся.

Ключевые слова. Изобразительное искусство, композиция, композиционные способности, формирование композиционных способностей, композиционно-творческие способности, натюрморт, композиция натюрморта, художественное образование, средства гармонизации композиции.

Композиция является основополагающей категорией изобразительного искусства. Занятия композицией занимают ведущую роль в художественном образовании. В ходе занятий композицией у обучающихся (через решение ряда взаимосвязанных задач) совершенствуются мыслительные операции: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез и обобщение, формируются и развиваются композиционно-творческие способности, а также, умение планировать собственную деятельность.

Формирование композиционных способностей является актуальной проблемой в современном образовании, так как создание композиции предъявляет необходимые требования к личности в виде способностей, которые определяют ее пригодность к этой деятельности.

На основе анализа психологической литературы стало видно, что существуют различия в понимании природы способностей, но тем не менее все отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Теплов, В.Д. Шадриков и др.) сходятся на том, что формирование способностей происходит в деятельности. Выводы исследований художников-педагогов в области изобразительного искусства, позволяют утверждать, что при правильной организации учебной деятельности, можно планировать формирование и развитие композиционных способностей.

Для проведения экспериментального обучения по формированию композиционных способностей у обучающихся в качестве средства мы выбрали натюрморт, так как натюрморт понятен и доступен обучающимся с различным уровнем подготовки. Натюрморт как жанр изобразительного искусства обладает большими возможностями для создания разнообразных вариантов пластического решения одного и того же мотива, натюрморт позволяет организовать выполнение заданий разного уровня сложности: от натурных зарисовок до создания полноценного художественного произведения, осмысленная работа над натюрмортом способствует композиционным поискам.

Вышеизложенные положения создают благоприятные условия для целенаправленного формирования различных компонентов композиционно-творческих способностей.

Исследование методов преподавания изобразительного искусства показало, что в течение длительного времени различные художники-педагоги занимались поиском наиболее эффективной организации процесса обучения изобразительному искусству.

Ориентируясь на литературу методического характера по композиции (Дубровин В.М., Даглдиян К.Т., Голубева О.Л. и  др.), а также на исследования художников-педагогов (Корешков В.В., Данилушкина С.Н., Лобанов А.И., Никитенков С.А., Сизова И.Н., Ганова Т.В. и др.) мы выбрали и разработали ряд упражнений (заданий) и методов, которые могут составить отдельный курс, или могут быть включены в другие программы по изучению изобразительного искусства.

Задания из курса «композиция натюрморта» условно можно разделить на два раздела:

Первый раздел курса направлен на знакомство с базовыми основами композиции, вытекающими из закономерностей зрительного восприятия: ее законы, приемы и средства.

В этом разделе делается акцент на анализ (устный и практический) многочисленных примеров из истории живописи, в ходе которого происходит выявление принципов композиционной организации и исследование возможностей их непосредственного переноса на процесс создания собственной работы.

Задания направлены на изучение и освоение таких средств гармонизации композиции как ритм, пропорциональность, тождество, нюанс, контраст, симметрия и асимметрия, масштабность. Также выделяется время на изучение возможностей изобразительных (выразительных) средств и их свойств в композиции (точка, линия, форма, размер, светотень, фактура и текстура). Несколько занятий отводятся возможностям применения цвета в композиции (рассматриваются характеристики цвета: цветовой тон, светлота (яркость), чистота (хроматичность). В этом же разделе рассматривается такое понятие как «стилизация».

Упражнения направлены на достижение в композиции равновесия, соподчиненности и взаимной согласованности всех элементов, через организацию тональных и цветовых пятен, линий, силуэтов, простых геометрических фигур – чем характеризуется закон цельности композиции.

Второй раздел курса направлен на формирование навыков осознанного применения средств композиции в соответствии с замыслом композиции.

В этом разделе делается акцент на создание работ, в которых соблюдается закон подчиненности всех

средств композиции идейному замыслу. Задача педагога заключается в том, чтобы направить ученика на творческий поиск, а не давать готовых вариантов решения.

Все задания посвящены тематическому рисованию. Перед обучающимися ставятся задачи на раскрытие смыслового содержания натюрморта: целенаправленный выбор предметов (их значение или символика), характер формы (отражающий психологическое состояние), а также передача эмоциональной атмосферы через цветовую гамму.

При выполнении заданий в ходе курса применяются разные техники и изобразительные средства: аппликация, графика, живопись. Широкий спектр техник, художественных материалов и изобразительных средств, используемых по ходу обучения, позволяет разнообразить процесс обучения, создавая условия для вариаций и поиска выразительности композиции.

Разработка учебного курса «Композиция натюрморта», цель, задачи и содержание которого направлены в первую очередь на развитие творческого потенциала личности, способствуют формированию и развитию композиционно-творческих способностей через:

-   изучение композиции на примерах классических произведений изобразительного искусства;

-   приобретение собственного творческого опыта;

-   овладение теоретическими знаниями;

-   овладение наиболее характерными приемами композиционной деятельности;

-   овладение широким спектром технических приемов.

Данные условия позволяют создать осознанную мотивацию у обучающихся на занятиях композицией и являться стимулом для дальнейшей самостоятельной творческой работы. Таким образом, мы полагаем, что построение методической системы, направленной на формирование сознательного отношения обучающихся к построению композиции натюрморта, применение различных техник и приемов позволит оптимизировать процесс формирования композиционных способностей.



Список литературы

1.     Ганова, Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ганова Татьяна Валерьевна. – М., 1996.- 16 с.

2.     Голубева, О.Л. Основы композиции: учебное пособие / О.Л. Голубева О.Л.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 с.

3.     Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие / К.Т. Даглдиян. – 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 312 с.

4.     Данилушкина, С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02/ Данилушкина Светлана Николаевна. – Алматы, 1999 – 216 с.

5.     Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция: монография. – Ч.1: Вопросы теории и практики/ Дубровин Виктор Михайлович. – М.: МГПУ, 2015. – 208с.

6.     Корешков, В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Корешков Валерий Викторович. – М., 1994 – 367 с.

7.     Лобанов, А.И. Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Лобанов Артем Иванович. - М., 2007 – 19 с.

8.     Никитенков, С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно- графического факультета: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Никитенков Сергей Алексеевич. - Липецк, 2000 - 239 с.

9.     Сизова, И.Н. Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов: профильных факультетов педвузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Сизова Ирина Николаевна.– М., 2011. -19 с.