Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАРОДНАЯ КУКЛА, КАК КОМПОНЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

«Детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы - хранительницы семейного очага и отца -       защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом - большое благо.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена.  Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Реализацию Программы по патриотическому воспитанию детей, в нашей группе, мы решили осуществлять через то, что хорошо понятно каждому ребёнку – через народное творчество – народную игрушку. Кукла – воплощение современного мира детства, когда все вокруг представляется волшебным, живым и обещающим чудо.

В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками: пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками. Они впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательности.

Но так как мы живем в многонациональном государстве, в первую очередь, мы познакомили детей с народами, проживающими в нашем регионе - Поволжье. Большое внимание уделили особенностям национальных костюмов, их особому колориту и разнообразию. Интересно знакомить детей с народными игрушками: русскими, татарскими, чувашскими, мордовскими.

Народная игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Вначале детям было рассказано о том, как возникли первые игрушки, и знакомство начали с куклы. Ведь изначально куклы не были игрушками и дети узнали, что первобытные люди создали изображения богов-кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее. Это и были самые первые куклы.

Сначала они облегчали жизнь первым людям, потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами

–   игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы – обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли, передавали по наследству. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. Куклу сворачивали из тряпочек, наряжали в одежду из разноцветных лоскутков, украшали бусами и лентами. Многие куклы – самокрутки тесно связаны с календарными и обрядовыми праздниками. Сделать такую куклу не сложно, поэтому она была доступна как богатым, так и бедным. Вся разница была лишь в материале – простая холстина или расшитый шёлк. И только к началу 19 века кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Обратив внимание на особенности внешнего вида кукол, материалов из которых они изготовлены, оформление костюмов. Просили определить, то эмоциональное состояние, которое эти куклы создают, какие чувства вызывают. Дети говорили: радуют, веселят, классные игрушки, занимают, чтобы не было скучно; хочется поиграть ними и т. д. Далее мы подводили детей к пониманию назначения игрушек. Отмечали, что каждый народ хотел, чтобы дети росли веселыми, здоровыми, ловкими, умелыми, поэтому мастера делали такие интересные игрушки для детей.

Для решения поставленной задачи в работе с детьми использовался целый комплекс методов ТРИЗ-РТВ:

-   классификация, с помощью структурного подхода, разных национальностей населяющих Поволжье, а также видов народных кукол;

-   систематизация знаний об истории народов с помощью морфтаблицы;

-   решение проблемных ситуаций нравственно - патриотической направленности;

Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Самую первую игрушку – оберег мы изготовили с детьми ещё в средней группе. Это были «Мартенички» - простые куколки из цветных ниток. Затем были куклы «Куватки» и кукла «Птица счастья». Детям очень нравится сам процесс изготовления игрушки, так как они видят результаты своего труда.

К реализации проекта мы привлекли и родителей. Поиск материала, совместное творчество детей и родителей способствует укреплению внутрисемейных связей. Завершающим этапом нашей работы был показ открытого занятия для родителей на тему: « Куклы народов Поволжья», где родители увидели процесс изготовления игрушки детьми, и полученные ими знания по данной теме.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

 

 

Список литературы

1.     Максимова М. «Мастерская кукольницы», «Ребёнок в детском саду», № 6 – 2001г.

2.     Москин Д., Яшкова Т. «Загадки народной куклы», «Периодика», Петрозаводск, 2010 г.

3.     Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской», «Ника», Тольятти , 2012 г.

4.     Сухомлинский В.А. «О воспитании», Политиздат, Москва, 1975г.