29 мая 2016г.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем, а значит, что в дошкольном возрасте должны быть заложены основы экологической культуры личности.
Составляющими экологической культуры являются - элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту. Одним из залогов успешного формирования экологической культуры дошкольников является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Оптимальным средством для этого является игра [3].
Игра – это ведущая деятельность дошкольного периода, и под её влиянием формируется личность ребёнка. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность природы, осознать невозможность нарушения её целостности, и понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы. В ходе игры дошкольники легче усваивают правила поведения в природе и нравственные нормы. В процессе игровой деятельности у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.
В процессе формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать задачи экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Поэтому в игре должна быть заложена возможность применения ребенком на практике уже полученных экологических знаний и стимулировать детей к усвоению новых. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Необходимо прослеживать внутреннюю связь игры с предыдущей и последующими играми, что позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Расширяя и углубляя экологические представления у детей старшего дошкольного возраста, следует помнить, что само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Именно оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Исходя из этого, приемлемыми являются игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе. Такими являются игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней) и игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе [1].
Игры, направленные на развитие эстетического восприятия природы, обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний детей, придают осмысленность полученным ранее знаниям. У детей рождается эмоциональное побуждение, что исключает равнодушие и безразличие, возникает страстное желание узнать больше нового, интересного и необычного для себя, уверенность в своих силах и способностях относительно изучения окружающей природы.
В ходе игр по формированию нравственно-оценочного опыта поведения в природе обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения. Положительной особенностью таких игр, является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствие с которыми дети должны действовать [2].
Таким образом, процесс игровой деятельности, в котором старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней, сформировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. А значит, сформировать основы экологической культуры дошкольника.
Список литературы
1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] /Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 2008. – 103с.
2. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] /Л.П. Молодова –Минск: Асар, 2005. – 230с.
3. Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. – С. 50.