Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИПОВОГО И ЦЕЛОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Современный школьник каждый день сталкивается с тем, что на него обрушивается огромное количество информации: школа, интернет, наружная реклама, телевидение, общение с людьми. Мозг не в состоянии обработать такое большое количество информации, и чтобы приспособиться, он перестает ее анализировать. Информация воспринимается мозгом как отдельные образы (картинки, звуки, запахи, ощущения, слова – «клипы»), которые не подвергаются осмыслению и поэтому легко удаляются из памяти. Так, у школьника формируется клиповое мышление.

Клиповое мышление рассматривается как вид мышления, который выполняет функцию адаптации к современному миру. Психика приспособилась функционировать в условиях информационной перегрузки и дефицита времени, и перестала извлекать смысл из информации, поскольку этот процесс длительный и энергозатратный. В итоге возник новый вид мышления, который ученые назвали клиповым. У этого вида мышления есть как плюсы, так и минусы, знание которых необходимо учителям и родителям, для того чтобы знать, как учить и воспитывать современных школьников, обеспечить прочность усвоения знаний.

Термин «клиповое мышление» возник в конце 20 – начале 21 века. Этот термин ввел в широкое употребление американский социолог и футуролог Э. Тоффлер в своей книге «Шок будущего» [4], изданной в 2002 году. Он первым обратил внимание на то, что современный мир стал информационно перенасыщенным. На человека обрушивается огромный поток разрозненной информации, представленной в виде картинок, тезисов, схем и других очень коротких сообщений. Их краткость определяется тем, что во- первых, СМИ стараются сообщить наиболее важную информацию как можно быстрее, в «сжатом виде» и опускают ту информацию, которую они считают несущественной. Во-вторых, журналисты и маркетологи делают сообщения настолько яркими и короткими, чтобы они сами по себе привлекали внимание человека, вызывали его интерес и запечатлевались в памяти без волевых усилий. Это вызвано желанием поднять рейтинг, увеличить продажи, количество кликов в Интернете и пр. (т.е. объективной финансовой реальностью).

Термин «клиповое мышление» произошел от слова «клип» (англ. clip), которое в переводе с английского означает нарезка, отрывок, газетная вырезка.

Клиповое мышление формируется под влиянием следующих факторов современного мира: 1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает необходимость отбора и сокращения информации, выделения главного и отбрасывания лишнего;

1)      потребность получить «свежую» актуальную информацию как можно быстрее; 3) увеличение разнообразия поступающей информации; 4) увеличение количества дел, которыми один человек вынужден заниматься одновременно; 5) отсутствие цезуры и фильтра информации со стороны государства и общества в условиях демократии.

Развитию клипового мышления способствовали именно СМИ, которые начали подавать информацию (новости) в форме клипов, т.е. коротких наборов тезисов, преподносящихся без контекста (например, СМИ сообщает о том, что политик прибыл на международный форум и заключил договор о сотрудничестве. При этом не сообщается, в чем суть этого договора, какие у этого договора последствия и перспективы, как подписание этого договора отразится на жизни обывателей. Другими словами, новости «пустые», их содержание содержит минимум смысла, поскольку новость вырвана из контекста).

Ввиду фрагментарности подачи информации люди не могут осмыслить информацию и установить логические взаимосвязи между событиями. И, как результат, услышанная от СМИ новость превращается в информационный шум. Однако, декларируемая цель остается в восприятии людей, и человек, постоянно читающий новости, тешит себя иллюзией того, будто бы он имеет представление о процессах, происходящих в мире, в то время как в действительности он имеет в своей голове набор разрозненных фактов, которые практически невозможно объединить в общие цепочки событий и связать между собой. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления – считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую [2].

Базовая характеристика клипового мышления – это отсутствие контекста. Контекст (от лат.  «contextus» – тесная связь, соединение) – «обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов» [1].

Так, человек, который увлекается политикой и понимает, что на самом деле происходит в

политическом мире, совершенно спокойно может объединить новостные клипы в единую картину благодаря имеющемуся у него контексту. Для человека же незаинтересованного, информация, поданная в таком виде, скорее всего, будет набором разрозненных положений, он не способен понять причины и следствия явлений, потому что не видит между ними связей, т.е. не владеет контекстом.

Таким образом, клиповое мышление противопоставлено целостному мышлению. При целостном мышлении человек владеет контекстом, а при клиповом – нет. В табл.1 представлена сравнительная характеристика клипового и целостного мышления.


   Таблица 1

Сравнительная характеристика клипового и целостного мышления [5]


Целостное (понятийное) мышление

Клиповое мышление

Сформирована целостная картина мира, в которой

все элементы логически связаны

Картина мира состоит из разрозненных логически

не связанных фрагментов

Новую информацию человек анализирует, чтобы

встроить ее в целостную внутреннюю картину мира

Новую информацию человек не анализирует, не

стремится извлечь смысл

Человек самостоятельно выделяет главное, может

выделить суть проблемы

Человек не может самостоятельно отличить

главное от второстепенного, не может выделить суть проблемы

Информация воспринимается и осознается на

уровне понятий

Информация воспринимается и осознается на

уровне эмоционального отклика

Мышление тесно связано с языком, с внутренней

речью

Мышление мало связано с языком, с внутренней

речью

Человек медленно принимает решения, обдумывает

варианты

Человек быстро принимает решения

В экстремальной опасной ситуации трудно принять

решение

В экстремальной опасной ситуации легко принять

решение

Возможность дивергентного мышления

Мышление стереотипно, шаблонно

Велик риск информационных перегрузок,

поскольку на когнитивную обработку информации затрачивается много времени и энергии

Риск информационных перегрузок минимален,

поскольку на когнитивную обработку информации тратится минимум времени и сил

Человек способен к анализу линейной информации

большого объема

Человек не способен к анализу линейной

информации большого объема, не может прочитать и воспринять книгу целиком

Человеку трудно делать быстро несколько дел

одновременно

Человеку легко делать быстро несколько дел

одновременно

В процессе мышления активируются зоны мозга,

отвечающие за чтение

В процессе мышления зоны головного мозга,

отвечающие за чтение «спят», а активируются те зоны, которые отвечают за быстрое и интуитивное принятие решения

Хорошая концентрация внимания, хорошая память

Плохая концентрация внимания, плохая память

 

Клиповое и целостное мышление не являются взаимоисключающими. Социально успешные люди владеют навыками как понятийного, так и клипового мышления [5].

Клиповое мышление нельзя рассматривать как исключительно негативное явление, у него есть как положительные, так и отрицательные стороны [3].

Плюсы клипового мышления: способность принимать эффективные решения в экстремальной ситуации; защита мозга от информационных перегрузок; способность воспринять большой поток информации за единицу времени; высокая скорость переключения с одной информации на другую; способность человека выполнять несколько дел одновременно на высокой скорости.

Минусы клипового мышления: низкая способность к анализу информации, выделению главного и второстепенного; плохая концентрация внимания, плохая память; интеллектуальная и эмоциональная «леность» (нежелание думать, ослабление чувства сопереживания); неспособность к анализу и осмыслению линейной однородной информации большого объема, к чтению книг; мышление шаблонно, стереотипно; ослабляется воображение; трудно воспринимать информацию на слух, текст без картинок и схем; людьми с клиповым мышлением легче манипулировать.

В целом, клиповое мышление можно определить как приобретенный вид мышления, при котором человек оперирует только короткими разрозненными смысловыми фрагментами (клипами) и неспособен к осмыслению объемной однородной и последовательной информации. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

При клиповом мышлении информация не анализируется, а отражается в сознании человека фрагментарно, мозаично, без учета логических связей между информационными блоками (клипами), в результате чего у человека не формируется целостная картина окружающего мира.

Клиповое мышление можно рассматривать как индивидуальный стиль мышления, т.е. типичный для человека набор приемов, навыков и операций, которые он использует в процессе мышления.

 

Список литературы

 

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – С. 201.

2.     Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 28.03.2018).

3.   Смирнова А.А. Клиповое мышление учащихся: за и против // Новшества в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Тюмень, 2016. – С. 76-77.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2002. – С. 12.

5. Документальный фильм «Клиповое мышление» (2014).