Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СКЛОННОСТИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ У ДЕТЕЙ 11-12 –ТИ ЛЕТ

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

На современном этапе развития российского общества приоритетным направлением является решение проблемы нравственного «оздоровления» детей, подростков, то есть будущего нации. Сложная политическая и экономическая ситуация в стране, связанные с этим безработица, ухудшение жизненных условий населения, падение престижа образования и культуры, неуверенность в завтрашнем дне, приводят к усилению агрессивности, жестокости, национальному экстремизму не только взрослых людей, но и, что наиболее опасно, детей и подростков. Именно несовершеннолетние являются наиболее чувствительной частью населения по отношению, происходящих в обществе изменений. Как отмечают социологи (В.И. Кравченко, В.Ф. Анурин, М.А. Галагузова и др.), «знаком» кризисного периода общества являются увеличивающееся количество роста детей и подростков, вовлеченных в криминальную среду. Чтобы оградить подростков от неблагоприятного влияния окружающего, предупредить будущие правонарушения и устранить причины, порождающие их, необходима слаженная работа многих институтов: семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, государственных органов и т.д.

В настоящее время нет четкого определения «склонность детей к правонарушениям», поскольку данное понятие является лишь социально-личностной характеристикой, не прописанной в российском законодательстве. Для того чтобы раскрыть данное понятие и его влияние на предупреждение и искоренение правонарушений, необходимо обратиться к исследованиям отечественных ученых в области психологии, педагогики, социологии, правоведения.

Вопросы психологической характеристики личности детей-подростков, ставших на путь правонарушений, рассматривались в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей: Б.П. Буунка, А. Бандуры, Р. Уолтерса, Ш. Тейлор, Т. Шибутани, Л.С. Выготского, М.А. Алемаскина, Б.М. Алмазова, Е.В. Змановской, Д.И. Фельдштейна, Л.М. Зюбина и др.

Социально-педагогические причины возникновения отклонений в поведении детей подросткового возраста были предметом исследования в работах С.В. Агулиной, В.В. Бермана, А.С. Белкина, А.Ф. Никитина, А.В. Мудрика, Г.С. Тагировой и др.

Проблемы социологических аспектов совершения правонарушений в подростковой и молодежной среде были раскрыты в трудах Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанского, А.Е. Тарас и др.

Общие вопросы предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних были рассмотрены в юридических исследованиях А.И. Алексеевым, Е.А. Белкановым, Н.Г. Акбаровы, С.И. Герасимовым, В.В. Луневым, Л.М. Корниенко и др.

Однако, несмотря на достаточную разработанность данной темы, проблема выявления склонности к правонарушениям у детей 11-ти, 12-ти лет (что влияет на ее предупреждение и профилактику) не была предметом специального изучения специалистов вышеперечисленных научных областей. Это обстоятельство определяет значимость выбранной темы, в рамках которой мы попытаемся охватить наиболее важные вопросы, связанные с научным пониманием и объяснением понятия «склонность к правонарушениям у детей-подростков» (11-ти,12-ти лет).

Словарь по педагогике под редакцией Рапацевич Е.С. трактует склонность как избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью [10].

В Большом психологическом словаре под ред. Мещерякова, Б Зинченко понятие «склонность» (англ. disposition) определяется как внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности [3].

А.Г. Маклаков рассматривает склонность как одну из форм проявления направленности личности, в основе которой лежат мотивы деятельности [6,с. 511]. Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [6, с.513]. Исходя из этого, мы можем объяснить причины поступков человека внутренними и внешними мотивами его деятельности. Внутренние мотивы включают психологические свойства субъекта поведения, а внешние – условия и обстоятельства его деятельности. Таким образом, склонность является формой стимулирования и поддерживания поведенческой активности личности.

Следующим компонентом определения, требующим уточнения, является термин «правонарушения подростков».

В  педагогических исследованиях правонарушения детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста,

рассматриваются как поступки, отклоняющиеся от принятых в данном обществе социально-нравственных норм и ценностей; нарушение процесса усвоения и производства социальных норм и культурных ценностей, а также нарушение саморазвития и самореализации в обществе, к которому человек принадлежит [7, с.9].

В психологической литературе поведение, связанное с правонарушениями определяется как отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, выступающее как антиобщественный образец решения конфликта, что проявляется в нарушении общественно-принятых норм, в ущербе, нанесенном обществу и себе [1].

Резюмируя вышесказанное, мы можем дать следующее определение: «Склонность к правонарушению – устойчивая потребность личности отступать от принятой в обществе нормы социального поведения».

Следующим важным вопросом для нашего исследования является выявление причин склонности к правонарушениям детей 11-ти, 12-ти лет. Для того чтобы раскрыть его, необходимо проанализировать особенности данного возрастного периода.

Возрастной период 11-12 лет относится к подростковому возрасту (охватывающий период от 11-ти до 14- 15 лет). Данный возраст относится к предподростковому периоду, который характеризуется «сложностями» перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, выражающемуся в особенностях физического, психического и социального развития. Ведущая деятельность раннего подросткового периода – интимно- личностное общение в процессе общественно-полезной деятельности и обучения. Поскольку данное время является «кризисным» в плане перехода от детства к взрослой жизни, для него характерны новые психические новообразования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и т.д.): стремление к самостоятельности, появление чувства взрослости; критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; становление нового уровня самосознания Я-концепции [4], [8].

В возрасте от 11-ти до 14-ти,15-ти лет происходит интенсивное развитие познавательных способностей: осуществляется переход к теоретическому мышлению; совершенствуется избирательное,  целенаправленное восприятие; развивается логическая, смысловая память, образная, выразительная и доказательная речь. На фоне качественных изменений в интеллектуальном развитии подростка происходит рост его сознания и самосознания, что в свою очередь, порождает стремление к самостоятельности, независимости и повышенной критичности к другим людям. Именно поэтому очень часто дети подросткового возраста стремятся высказывать свое критическое суждение, проявляют свое позитивное или негативное отношение к происходящему. Данный период сенситивен для усвоения индивидом социального опыта, социальных связей и отношений, в процессе которых он приобретает убеждения, вырабатывает нравственные ориентиры, принципы поведения, влияющие на его поведение и поступки. Важной особенностью периода «от детства к взрослости» является адаптация, характерная для перехода индивида из начального в среднее звено школьного образования. Одиннадцатилетний ребенок только начинает «ощущать» физиологические и психологические изменения, связанные с кризисом подросткового возраста, как к ним добавляются проблемы, связанные с периодом адаптации: новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности; новая личностная позиция по отношению к школе и учителям; новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Подростку важна положительная оценка со стороны сверстников, которая влияет на статус ребенка в коллективе (классе). Если появляются расхождения между возможностями человека и его притязаниями, повышается конфликтность, ведущая к эмоциональным срывам. Становление личности подростка зависит от многих факторов, в том числе и от адаптационного перехода из младшего школьного возраста в среднее школьное звено.

Поскольку для подросткового возраста является характерным стремление самоутвердиться, обратить внимание любой ценой, то часто они попадают под влияние лидеров-правонарушителей (местных хулиганов), которые «ничего не боятся», «все могут», т.е. в глазах подростка выглядят смелыми и сильными. Именно поэтому подростки втягиваются в различные криминальные или «полукриминальные» группировки, осваивая приемы аморального поведения.

Анализ научной и специальной литературы показал, что причинами склонности к правонарушениям детей 11-ти,12-ти лет могут быть следующие [1], [2], [7]:

-    причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

-   причины социального и психологического характера;

-   причины, связанные с возрастными и педагогическими кризисами.

Ученые, занимающиеся проблемой развития личности в период подросткового возраста, единодушно отмечают, что на формирование склонности детей к правонарушениям влияют семья и семейные отношения. В семье формируются качества личности, оценочные критерии, способы социализации в обществе. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, отчуждение между детьми и родителями, выражающееся  в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей – все это  является пусковым механизмом к асоциальному поведению [9].

Именно поэтому одна из главных задач взрослых в этот период наладить доброжелательно-доверительные отношения с подростком, побуждать его правильно, с нравственных позиций принимать решения. Как советовал А.С. Макаренко, в этот период важно сочетать требовательность с уважением к личности ребенка, не допуская грубого вмешательства взрослых в его интимный мир.

В современном обществе должна быть налажена комплексная работа для профилактики склонности к правонарушениям у детей 11-ти, 12-ти лет в системе образования, включающая:

-   выявление детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях жизни и оказание им помощи;

-        выявление социально неблагополучных семей, семей с нарушениями детско-родительского взаимодействия: диагностика семейного неблагополучия, осуществление профилактических  мероприятий по нормализации микроклимата в семье, принятие административных и уголовно-правовых воздействий на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей;

-     оказание консультационной помощи благополучным семьям, не допуская негативного влияния на законопослушных подростков;

-    внедрение в учебный процесс школы «педагогики ненасилия»: пропаганда и позитивного отношения детей друг к другу, построение взаимодействия на принципе диалога, отвержение насилия как способа решения конфликтных ситуаций.

Таким образом, приведенный выше анализ теоретических источников свидетельствует о необходимости изучения проблемы склонности к правонарушениям детей 11-ти, 12-ти лет, чтобы предупредить и предотвратить в будущем детскую преступность.

 

Список литературы

1.     Алемаскин М.А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. — М., 1987. 85 с.

2.     Балцевич  В.А.  и  др.  Семья  и  молодежь:  профилактика  отклоняющегося  поведения.  —  Мн.: Университетское, 1989. -143 с.

3.     Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

4.     Выготский JL С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1999.

5.     Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.

6.     Маклаков, А.Г. Общая психология. – М.СПб.: Питер, 2003.

7.     Муртазилиева, М.М. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей. Автореферат дис. на соискание степени кандидата пед. наук. Махачкала, 2005.

8.     Немов, Р.С. Психология. – М.: Владос, 1998.

9.     Серединин, А.Е. Теоретико-правовые основы профилактики правонарушений в семье. Автореферат дис. на соискание степени кандидата юрид. наук. Санкт-Петербург, 2003.

10. Современный словарь по педагогике /Автор-составитель Е.С. Рапацевич. – Минск.: Современное слово, 2001.