01 июня 2016г.
Проблема сохранения здоровья и психологического комфорта педагогов является социально значимой и актуальной, так как психологическое состояние педагогов имеет прямое влияние на психологическое здоровье и комфорт обучающихся и на эффективность учебного процесса.
Профессиональная деятельность, в основе которой лежат межличностные коммуникации и большое количество социальных контактов может приводить к нарушению психологического здоровья и снижению качества профессиональной деятельности. Одна из таких профессий – профессия педагога, она является стрессогенной и требует больших резервов самообладания и саморегуляции. В результате эмоционального напряжения, возникающего у педагога в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, следует снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности учителя.
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к личности учителя в связи со своей эмоциональной, когнитивной, коммуникативной загруженностью, ответственностью за результаты учебного процесса, большой рабочей нагрузкой.
Психологическое здоровье учителя можно рассматривать, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Психологическая помощь учителю в данном направлении - в выработке необходимых качеств и навыков по накоплению функциональных резервов в организме: учитель должен научиться понимать свое психологическое состояние и оказывать на него необходимое воздействие, владение техникой саморегуляции как неотъемлемым компонентом психологической культуры поведения.
Исследователи отмечают, что концепция «профессиональное здоровье» как процесс научного осмысления практики жизни и труда учителя, предусматривает разработку комплексной (межведомственной) программы по охране и управлению здоровьем учителей, подкрепленную во всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровительно-восстановительном, лечебном.
При этом модели, ориентированные на формирование и охрану здоровья учителя, должны внедряться на федеральном, региональном, городском, школьном и индивидуальном уровнях [37, 40].
Анализ психолого-педагогической, социологической литературы по проблеме и обобщение опыта работы в структуре психологической службы школы позволяют нам представить ряд возможных направлений «технологий здоровья», реализуемых на школьном и индивидуальном уровнях:
• информационно-мотивирующее (включает работу через средства массовой информации, выступления, лекции, семинары, встречи с администрацией отделов образования, и директорами школ с целью пропаганды здорового образа жизни);
• организационное (подразумевает решение необходимых административных, организационных, хозяйственных, финансовых вопросов);
• медико-диагностическое (медицинское обследование учителей, определение общего физического состояния и выявление заболеваний);
• психодиагностическое (психологическое обследование учителей, определение общего психического состояния, выявление индивидуально-психологических особенностей);
• общеоздоровительное (открытие специальных групп физического оздоровления);
• психологическое (проведение специальных психологических семинаров для учителей по проблемам психического здоровья, работа кабинетов психологической разгрузки; индивидуально-психологическое консультирование и т.д.);
• психотерапевтическое (систематическая организация психотерапевтических и коррекционных групп учителей, проведение тренинговых занятий различной тематики и т.д.).
Проведенное исследование для определения особенностей нарушений психологического благополучия педагогов, работающих в образовательных учреждениях позволило нам разработать практические рекомендации и тренинговую программу по профилактике развития эмоциональных и психосоматических нарушений педагогов.
Учитывая вышеобозначенные направления технологии сохранения здоровья учителя отделом психолого- педагогической поддержки ГБПОУ «Воробьевы горы» было принято решение развивать направление работы:
«Психологический комфорт и безопасность образовательного учреждения». В рамках работы этого направления было проведено диагностическое исследование социально-психологической дезадаптации педагогов, по результатам которого была разработана программа профилактических мероприятий, которая состоит из двух модулей:
Модуль 1: Психологическое просвещение;
Модуль 2: Практическая психология (психологическое консультирование и тренинговая работа).
Просветительский модуль содержит цикл лекций и практических семинаров для педагогов образовательного учреждения, которые проводятся в течение года и охватывают большой объем психологических знаний, необходимых современному учителю для успешной реализации профессиональной деятельности.
Целью данного модуля является повышение психологической компетентности педагогов образовательного учреждения:
Цикл семинаров: «Дети с особыми образовательными потребностями», «Дети, имеющие трудности в адаптации к переходным классам (1,5, 7)», «Особенности детей с СДВГ», «Особенности работы с детьми, имеющих поведенческие нарушения», «Первичные способы выявления и профилактика негативных проявлений».
Цикл занятий, посвящённый обучению бесконфликтному общению с родителями обучающихся.
Семинар-практикум «Применение песочной игровой терапии в группе продлённого дня», который включал 6 занятий, в результате которого воспитатели группы продлённого дня освоили игровые технологии с песком для внеурочных занятий с обучающимися младшей школы.
Во втором модуле реализовывалась непосредственная психологическая работа с педагогами образовательного учреждения. Первым этапом было проведение личностно ориентированной психодиагностики. На последующем этапе по результатам диагностического материала проводилось психологическое консультирование, которое было направлено на уточнение психологического состояния, создание личностной мотивации к психологической работе.
Если результаты психодиагностики и психологического консультирования подтверждали наличие дезадаптивных стратегий реагирования, депрессивных проявлений, повышенный уровень агрессивности и нарушенной саморегуляции (высокая степень соматизации, аффективные реакции, разрушение социальных связей) педагогам предлагалось пройти курс «Тренинга навыков личностной эффективности».
Цель «Тренинга навыков личностной эффективности»:
Освоить и усовершенствовать навыки для изменения поведенческих и эмоциональных паттернов, а также паттернов мышления, которые связаны с травмирующими ситуациями в профессиональной и социальной жизни.
Основными задачами тренинга являлись:
Расширить возможности психоэнергетического потенциала учителей через обучение техникам психической саморегуляции, приемам снижения эмоциональной и физической усталости, оптимизации психического состояния.
Обучение навыкам эмоциональной саморегуляции и развитие у учителей навыков рефлексии неблагоприятных психических состояний и своих индивидуальных особенностей, препятствующих конструктивному способу преодоления кризисной ситуации.
Повысить межличностную эффективность, коммуникативную компетентность в социальном взаимодействии. Научиться решать межличностные конфликты и переносить стресс и одиночество.
Обучение конструктивным технологиям преодолевающего поведения в кризисных ситуациях. Пресечение импульсивного поведения, необдуманных действий, преодоление трудностей в принятии реальности такой, какая она есть.
«Тренинга навыков личностной эффективности» состоит из четырех разделов, которые соответствуют четырем основным стадиям психологической технологии конструктивного изменения поведения - подготовке, осознанию, переоценке, действию и затрагивают мотивационную, когнитивную, аффективную и поведенческую сферы личности:
Осознанность или психическая вовлеченность. Эмоциональная саморегуляция. Межличностная эффективность.
Навыки перенесения кризисных ситуаций.
Первый раздел тренинга посвящен навыкам психической вовлеченности или осознанности (Mindfulness) и предназначен для того, чтобы сформировать такой стиль жизни, когда участие в различных видах деятельности происходит осознанно, не на «автомате» и не зависит от эмоций. Это способ погрузиться в свой мир для обретения своего «Я» и наблюдать за собой.
Второй раздел направлен на развитие навыков контроля за своими эмоциями, которые позволяют стать более уравновешенными и не действовать импульсивно под воздействием сильных эмоций.
В третьем разделе будут тренироваться навыки, которые помогут разрешать конфликтные ситуации, удовлетворять потребности и желания, отвечать отказом на нежелательные просьбы и предложения. Упражнения в этом разделе сосредоточены на таком стиле поведения, который позволяет не только выполнить упомянутые выше задачи, но также сохранить самоуважение и уважение и/или расположение других людей.
Четвертый раздел состоит из упражнений, которые направлены научить переносить эмоциональную боль и/или дискомфорт и не совершать импульсивных действий, которые приводят к дистрессу.
Стадия подготовки включала в себя предварительную беседу с потенциальными участниками с целью разъяснения им целей, задач и содержательной направленности предстоящей работы.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения тренинга педагоги ознакомятся с навыками психической вовлеченности (осознанности), овладеют навыками эмоциональной саморегуляции и техниками межличностной эффективности, а также узнают какие приемы можно применять при переживании сильного стресса.
Сконструированная модель направлений профилактической работы для создания условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на трудности педагогического взаимодействия, личностному и профессиональному росту учителя, активизации его способности к саморазвитию, формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции успешно применяется в образовательном учреждении ГБПОУ «Воробьевы горы».