Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Жиздра
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

В нашем мире, с постоянно меняющимися социальными, экономическими и политическими условиями, на первый план выступает роль активности, самостоятельности и инициативности человека в производственной, общественной и личной жизни. Формирование и развитие этих качеств личности в психологии всегда связывают с изучением мотивации, так как от характера, содержания и уровня мотивации напрямую зависит успешность выполнения любой деятельности человека.

Мотивация достижения - это один из видов мотивации, который привлёк внимание учёных всех стран своей значимостью на протяжении всей жизни человека и на каждом её этапе в отдельности.

В данной работе обращается особое внимание на мотивацию успеха старшеклассников, занимающихся и не занимающихся баскетболом.

Для исследования данной темы было выдвинуто предположение о том, что занятия баскетболом оказывают положительное влияние на мотивацию к успеху у старшеклассников.

Исходя из этого, целью исследования было изучение влияния занятий баскетболом на мотивацию к успеху старшеклассников.

Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ «Звезда», МКОУ «СОШ № 2» и МБОУ «СОШ № 1», г. Жиздра. В исследовании приняли участие старшеклассники, занимающиеся баскетболом (30 человек), и не занимающиеся баскетболом (30 человек).

В работе были применены следующие методы исследования: анализ и синтез научно-методической литературы; методика «Мотивации достижения» А. Мехрабиана; методика «Изучение потребности в достижении» Ю.М. Орлов; методика «Изучение мотивации к успеху» Т. Элерс; методика «Изучение мотивации к избеганию неудач» Т. Элерс.

На первом этапе эмпирического исследования мы изучили потребность в достижении с использованием методики «Изучение потребности в достижении» Ю.М. Орлова, результаты представлены в Табл.1.

 

   Таблица 1

Результаты изучения потребности в достижении (средние значения)


 

 

Группа выборки

 

 

Старшеклассники

не занимающиеся баскетболом

 

 

Старшеклассники занимающиеся баскетболом

 

Средний балл по методике

 

16,6

 

12,1

   

Из таблицы видно, что:

-        испытуемые, не занимающиеся баскетболом, имеют высокий показатель в потребности достижения (16,6);

 -        испытуемые, занимающиеся баскетболом, имеют средний показатель потребности в достижении (12,1); Из приведенных выше данных следует, что старшеклассники, не занимающиеся баскетболом, испытывают высокую потребность в достижении. Это может быть связано с их потребностью в самореализации в какой-либо деятельности. А у старшеклассников, занимающихся баскетболом, потребность в достижении имеет средний показатель. Так как у них, получается, реализовывать свои потребности и цели в спортивной деятельности.

Следующим шагом исследования будет изучение мотивации к успеху и избеганию неудач с помощью методик Т. Элерса «Изучение мотивации к успеху» (см. Рисунок 1) и «Изучение мотивации к избеганию неудач» (см. Табл.2). Результаты тестов следует анализировать вместе.


Изучив данные, приведенные на Рисунке 1, были обнаружены небольшие различия в показателях между 1 (15,8) и 2 группой испытуемых (17,4) (средний уровень). Что может свидетельствовать о том, что для старшеклассников, не занимающихся баскетболом, основной деятельностью является учебная, а для старшеклассников, занимающихся баскетболом, на первый план выходит спортивная деятельность. Но, не смотря на различия в ведущей деятельности, каждый из испытуемых будет стремиться к ее успешной реализации.

Старшеклассники, занимающиеся баскетболом, сильнее заряжены на успех. Так как им приходится работать не только на самого себя, но и на команду в целом.

Анализируя данные приведенные в таблице, мы видим, что все группы испытуемых обладают средним уровнем стремления к избеганию неудач.


Таблица 2

 Данные по изучению мотивации к избеганию неудач (средние значения)

 

 

Группа выборки

Старшеклассники,

не занимающиеся баскетболом

Старшеклассники, занимающиеся баскетболом 

 

Средний балл по методике

14,8

15,6

 

В данном случае, мотивация избегания неудач будет рассматриваться как защитный механизм испытуемых перед возможными трудностями в их ведущей деятельности. Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

В ходе изучения мотивации достижения с помощью методики «Мотивация достижения» А. Мехрабиана, по всей выборке испытуемых сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, что свидетельствует о доминировании у всех 2 групп испытуемых стремления избегать неудачи:

-        испытуемые, не занимающиеся баскетболом, имеет среднее значение по методике - 115,2;

-        старшеклассники, занимающиеся баскетболом - 117,3; (см. Табл.3).

Таблица 3

Результаты исследования мотивации достижения (средние значения)


 

 

Группа выборки

 

Старшеклассники,

не занимающиеся баскетболом

 

Старшеклассники, занимающиеся баскетболом

 

Средний балл по методике

115,2

117,3

 

Многие исследователи доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может со- четаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому скорее всего речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть, как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза исследования о том, что занятия баскетболом оказывают положительное влияние на мотивацию к успеху у старшеклассников, в данной работе подтвердилась.

В ходе нашей работы было выявлено, что преобладание мотива достижения успеха в большей мере свойственно старшеклассникам, занимающимся баскетболом, чем старшеклассникам, не занимающимся баскетболом.

У каждого спортсмена имеется определенный уровень мотивации, при котором он показывает наилучшие результаты.

Старшеклассникам, занимающихся баскетболом, с доминированием в структуре соревновательной мотивации стремления к достижению успеха отличают способность «бороться до конца», положительные эмоции, стремление к риску, нечувствительность к угрозе, низкая тревожность, высокая интенсивность напряжения сил и способность к наиболее полной реализации своих возможностей в экстремальных условиях соревновательной борьбы.

Во второй части работы были проведены соответствующие эмпирические исследования, согласно которым испытуемые, занимающиеся баскетболом, имеют высокий уровень мотивацией к успеху и мотивацией достижения.

В результате данной работы была подтверждена гипотеза, о том, что занятия баскетболом оказывают положительное влияние на мотивацию к успеху у старшеклассников.

 

Список литературы

1.     Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2005. - 375 с.

2.     Немова Н.В. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. - 2002. - №7.

3.     Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: 2009 - 109 с.