Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВОВЛЕЧЁННОСТИ В СЕЛФИ-КУЛЬТУРУ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2019г.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема самоотношения студентов, с разным уровнем вовлечённости в селфи-культуру. Упоминаются исследователи, занимающиеся похожими проблемами в психологии. Описываются причины проблемы селфи и её истоки. Дано определение

«самоотношение» и понятие «селфи». Также описано, как могут проявлять себя люди, создающие себе новый, виртуальный образ «Я». Представлен анализ особенностей самоотношения студентов с разным уровнем вовлечённости в селфи-культуру, их личностные характеристики и чем они отличаются друг от друга. Приведена типология людей, которые в различной степени увлечены селфи и как они проявляют себя. Также прописаны рекомендации для людей с низким уровнем самоотношения и увлечёнными селфи- культурой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью данной статьи является представление проблемы об особенностях самоотношения студентов и их уровнем вовлечённости в селфи культуру, и анализ данной проблемы.

Ключевые слова: самоотношение, современное общество, селфи-культура, составляющие «Я» - концепции.

В последнее время инновационные технологии в сфере средств коммуникации выступают существенным фактором и важнейшим условием развития личности в современном обществе. Доступность компьютерных технологий обусловливает постоянный рост аудитории социальных сетей, самыми активными пользователями которых являются лица юношеского возраста. Высокая популярность социальных сетей способствует появлению и быстрому распространению внутри них целого ряда новых феноменов и явлений, таких как: 1) виртуальные беседы и форумы, созданные на основе различных интересов людей; 2) выкладывание своих повседневных достижений посредством фотографий различных достопримечательностей, ярких и значимых событий; 3) создание различных виртуальных библиотек художественных произведений, музыки, фильмов, и фотографий, которые заменяют аудиокассеты, CD и DVD - диски, фотоальбомы и т.д. [3, c. 37]

Кроме выше перечисленного, социальные сети позволяют пользователям создавать «идеальный образ» самого себя, тем самым стирая упоминания о реальной личности. Такие исследователи как Г.В. Градосельская, О.А. Герасимова и В.А. Лабунская уверены в том, что молодые люди, составляющие большую часть пользователей социальных сетей, после создания идеального образа самого себя начинают выстраивать свою личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала виртуальному образу. Выкладывание селфи в социальных сетях является неотъемлемой частью создания подобного образа. Статья посвящена изучению психологических особенностей самоотношения студентов, которые вовлечены в селфи-культуру.

Проблемой селфи-культуры занимаются многие исследователи, среди которых: О. Конфедерат (модификации «Я» в экранном образе), Р. Барт (влияние «технической природы фотографии на характер изображения от первого лица»), О. А. Герасимова и В. А. Лабунская (влияние внешнего образа человека на действительность) и др.

Проблемой самоотношения занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Р. Бернс (развитие «Я»-концепции и воспитание), С. Р. Пантелеев (эмоционально-оценочная система самоотношения) и В. В. Столин (строение самоотношения), Ч. Кули (теория зеркального «Я»), и др.

Понятие «самоотношение» имеет несколько определений в психологических словарях и встречается в разных интерпретациях «внутри» понятий «самооценка», «самосознание» и «Я - концепция». Точно так же происходит выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа в различных теоретических исследованиях - либо как одного из аспектов самосознания, либо как элемента самооценки, либо как составляющей «Я - концепции» [7].

Перед тем как перейти к самоотношению, следует обратиться к понятию «Я» - концепции. Р. Бернс говорит о том, что положительная Я-концепция формируется благодаря трем аспектам. К этим аспектам относится убежденность в принятии другими людьми, уверенность в собственных способностях и чувство значимости. В общем, выделяется три главных фактора определяющих аспектов самоотношения. Последняя характеристика (чувство значимости или ничтожности) является следствием общий оценки, которая формируется интуитивно под воздействием остальных двух факторов. В ходе теоретического анализа отечественной литературы мы изучили материал, связанный с основными представлениями и научными подходами о строении самоотношения личности.

Таким образом, мы можем подвести итоги и выделить самое основное: во-первых, «я» это совокупность самооценок личности, которые построены исходя из Я-концепции. Во-вторых, самоотношение представляет собой одну систематичную самооценку в частности, которая регулируется в зависимости от ощущения собственной значимости. Самоотношение является таким родовым и общим понятием для многих, входящих в него других элементов, в своем строении самоотношение представляет другие самооценки, которые определяются в зависимости от сферы явлений личности. Самоотношение как комплекс чувств со стороны своего «Я» подразумевает эмоциональную окраску некоторых переживаний по поводу самоуверенности, своего принятия, аутосимпатии и прочих [2].

Самоотношение является неотъемлимой частью личности человека и выполняет ряд функций:

1)                   Функция «зеркала» (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это «зеркало» переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Также выделяют «стадию зеркала» в психическом развитии ребенка. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых, с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков, применяются различные видеотехнические средства.

2)                   Функция самовыражения и самореализации. По-видимому, было бы излишним отдельно и детально указывать на ту роль, которую система самоотношения выполняет в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

3)                   Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я». Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности и конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.

4)                   Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.

5)                   Функция психологической зашиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственным «Я», и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа «фальшивого Я» и т. д.

6)                   Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Если принять во внимание идею Э. Бернса о трех порциях общающихся сторон, то во внутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъекта относительно самого себя могут быть позиции родителя, взрослого и ребенка. Перед тем, как обратиться к понятию «селфи», следует напомнить, что личность – это первый субъект, взаимодействующий с обществом. Через позиционирование своей личности в общество, индивид отвечает на запросы общества. Рассматривая теорию «Зеркального Я» Чарльза Кули, в которой личность понимают, как совокупность отражений реакций других людей, мы получаем возможность понять процесс взаимодействия внутреннего и внешнего «Я» [2].

Рассмотрим понимание проблем «Я» в других подходах. Теория Чарльза Кули «Зеркальное Я» основывается на следующих трех постулатах:

1)                   В процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим.

2)                   Люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других.

3)                   Люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.

Ч. Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы [4].

Перейдем к рассмотрению понятия «селфи». Селфи (от англ. self – сам, себя, лично) –

разновидность автопортрета, который подразумевает фотографирование себя на телефон с расстояния вытянутой руки. Для кого-то селфи выступает в качестве дополнительного хобби, но также есть те, для кого создание селфи приобретает смысл личного существования, либо компенсации каких- либо недостатков [7].

Селфи в современном обществе встречается у молодёжи очень часто. Размещаются фотографии в социальных сетях, на аватарах, или же просто для демонстрации обществу.

Рассматривая автопортрет как культурное явление и его психологический смысл, можно отметить, что автопортрет – это прежде всего «форма, представляющая собой выработанный сознанием образ, в основе которого лежит собственный опыт прошлого, настоящего и будущего» [6, с. 68.]. В работе О. Конфедерат проблема автопортрета рассматривается с позиции Р. Барта, отраженного в работе Camera Lucida, автор приходит к выводу о том, что «в силу технической природы фотографии и самого акта фотографирования, экранный образ содержит необъективируемый элемент, придающий изображению характер речи от первого лица» [1, с. 271.].

Другой аспект, имеющий отношение к автопортретам в целом и феноменом selfie связан именно с презентацией себя для других людей. Это запечатленный невербальный образ, связанный с рассказом другим (друзьям, знакомым, не знакомым людям) о себе и о событиях своей жизни. Как отмечают О. А. Герасимова и В. А. Лабунская «конструирование внешнего облика, трактуемое как конструирование образа для других или переконструирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанным с определенными жизненными событиями» [5, с 105].

Исследователи, при интерпретации феномена селфи, связывают его с различными составляющими самосознания личности. Как известно, самоотношение является важнейшей частью самосознания. Условия виртуального сообщества оказывают значительное влияние на формирование и развитие самоотношения молодёжи, способствуя возникновению и развитию различных субкультур.

Таким образом, с помощью социальных сетей и появляется некий идеальный образ самого себя. Социальные сети потакают человеческому желанию выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно. Новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, может очень скоро начать влиять на реального человека. Этот феномен объясняется тем, что в социальных сетях пользователи могут видеть только «виртуальную» сторону личности, и начинают реагировать именно на нее, а на естественную (реальную) личность не обращают внимания или же стараются игнорировать её.

Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей самоотношения у подростков, с разным уровнем вовлеченности в селфи-культуру.

В результате пилотного исследования, которое прошли 43 человека, в числе которых были 41 девушка и 2 юноши, выяснилось следующее: 11 человек из этой выборки проявляют социальную желательность и, соответственно, их дальнейшие результаты могут искажать исследование в целом и дать недостоверные результаты. Таким образом они были исключены из выборки.

По опроснику «Зависимы ли вы от селфи? (РИАМО)» были получены следующие результаты: 23 человека (72%) увлечены селфи, 7 человек (22%) зависимы от селфи и 2 человека (6%) не увлекаются селфи.

Ориентируясь на эти данные, обратимся к опроснику Р. Бернса «Автопортрет». В данной методике респонденты рисовали образ, через который видят себя со стороны.

Респонденты, не увлечённые селфи, - независимы, открыты миру и адекватно воспринимают критику в свой адрес.

Респонденты, которые увлечены селфи, проявляют тенденцию к интроверсии и самопоглощённости. Они вовлечены в события внешнего мира и проявляют амбициозность. Также присутствует затруднённость с речью, что может быть связано с самопоглощённостью респондентов и проявлении тенденций к интроверсии. Кроме того, студенты, увлечённые селфи, нуждаются в независимости. И посредством самопрезентации показывают её.

Респонденты, зависимые от селфи, проявляют агрессию по отношению к окружающим, зависимы от общественного мнения и чувствительны к критике. Кроме того, они не проявляют активности в своих действиях и замкнуты в себе.

По опроснику самоотношения С. Р. Пантилеева и В. В. Столина, респонденты с разным уровнем вовлечённости в селфи-культуру тоже различаются между собой.

Респонденты, не увлечённые селфи имеют высокие показатели по фактору S – глобальное самоотношение, фактору I – самоуважение, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, адекватную оценку своих возможностей, самостоятельность, контроль собственной жизни и понимание самого себя.

У респондентов, увлечённых селфи, высокие показатели по фактору III - ожидаемое отношение от других. Данный показатель отражает позитивное отношение окружающих к респондентам. И высокие показатели по внутренним установкам относительно своего «Я», таким как: самопринятие, самоуверенность, саморуководство и самопоследовательность.

У респондентов, зависимых от селфи, высокий показатель по фактору III – ожидаемое отношение от других, но по внутренним установкам, относительно своего «Я», у них высокие показатели шкале 5 – самообвинение.

Таким образом, увлечённость селфи-культурой не влияет на самоотношение в целом, а только на отдельные аспекты различных представлений и внутренних установок студентов о себе.

На основе данного исследования можно сформулировать список рекомендаций для студентов, увлечённых селфи-культурой:

1.                   Правильно формировать своё окружение, т.к. оно является отражением самого человека.

2.                   Не обращать внимания на общественное мнение и руководствоваться только собственными мыслями и желаниями.

3.                   Если закралась мысль сделать селфи, - старайтесь фотографировать только место, на фоне которого хотели сделать селфи. Но без вашей собственной персоны на снимке. Воспоминания о событиях у вас всё равно останутся. И сама фотография получится такой же красивой.

4.                   Если человек пытается компенсировать свои недостатки посредством селфи, то есть и другие способы. Например, хобби, соответствующее вашим интересам и увлечениям. Кроме селфи на свете есть много других занятий, с помощью которых можно не только компенсировать собственные недостатки, но и в полной мере реализовать себя.

 

Список литературы

 

1.        Апасова      И.      М.      Первобытие       автопортрета       как       интенция       к самопознанию // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 268-273

2.        Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986.

3.        Губанов      Д.А.,      Новиков      Д.А.,      Чхартишвили       А.Г.       Социальные       сети: модели информационного   влияния,   управления   и   противоборства.   –   М.: Издательство физико-математической литературы, 2010.

4.        Кули Ч., Человеческая природа и социальный порядок. – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.        Лабунская     В.     А.,      Наровская      Я.      Б.:      Типы      преобразования      внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006, №4. С. 98

6.        Погонцева Д. В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 68.

7.        Тард Г., Законы подражания: Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2011. —304 с

8.        Теоретическая и экспериментальная психология. 2015, Т. 8. № 1.