13 февраля 2016г.
На сегодняшний день, личность учителя, как субъекта образовательного процесса играет важнейшую социальную роль. Обновление нормативно-правовой базы в сфере образования (например, Федеральный Закон «Об образовании РФ» от 1.09.2013) отводит личность педагога, как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, на «пустую теорию, кабинетную педагогику». В документах мы не находим каких-либо чѐтких предписаний каким должен быть педагог, а лишь то, что он должен делать.
Целью нашего исследования являлось изучение степени соответствия представлений К.Д. Ушинского об учителе и требований, выдвигаемых в нормативно-правовых документах современного образования. Исходя из указанной цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить наследие К.Д. Ушинского и создать модель учителя как субъекта образовательного процесса;
2. Исследовать перечень требований к учителю выдвигаемых в современных документах сферы образования;
3. Сравнить модель учителя К.Д. Ушинского, с моделью требований нормативно-правовых документов. Основными методами исследования явились
1. Анализ справочной и психолого-педагогической литературы.
2. Анализ нормативно-правовых документов в сфере образования.
На первом этапе мы исследовали взгляды К.Д. Ушинского на личность педагога и составили перечень качеств, которые выделены им как наиболее значимые:
• Учитель – воспитатель, воспитывает в процессе преподавания и общения.
• Педагог – знаток души и воспитания, он «должен понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства».
• Учитель – психолог, он должен изучать и хорошо знать своего питомца жизнь и быт детей.
• Учитель должен обладать знаниями физиологии, психологии, педагогики и гигиены.
• Учитель должен быть представителем интересов воспитанников и наблюдать за тем, чтобы они получали всѐ должное;
Следующим этапом исследования была работа с нормативными документами.
Статья 48 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" трактует обязанности и ответственность педагогических работников, такие как:
• соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
• развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
• учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
• применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования, прописанным в Приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от « 26 » августа 2010 г. № 761н, преподаватель должен:
· Проводить обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
· Содействовать развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании;
· Соблюдать права и свободы обучающихся;
· Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;
· Знать педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
В обязанности педагога прописанных в должностной инструкции, которая разработана на основании «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от26.08.2010 г. № 761 н) входит следующее, должен знать:
· психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
· методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
· педагогическую этику;
· теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
· методы управления образовательными системами;
· современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
Обобщив, данные профессиональных обязанностей педагога мы получили пакет характеристик учителя, каким он должен быть, согласно источникам нормативно-правовой базы современного образования России.
При дальнейшем анализе нормативно-правовой базы мы определили, что идеи народности Константина Дмитриевича, находят отражение в требовании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» о соблюдении прав и свобод обучающихся, уважении чести и достоинства обучающихся. По мнению К. Д. Ушинского педагог должен обладать знаниями, быть педагогически образованным, комментарий из Приложения к приказу Минздрав и соц. развития РФ от « 26 » августа 2010 г. № 761н обязует педагога знать современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
Данные по сопоставлению представлений Константина Дмитриевича Ушинского, и требований к учителю в нормативно-правовых документах представлены в Табл.1.
Таблица 1 Сопоставление представлений учеников об учителе, с требованиями Константина Дмитриевича Ушинского.
Требования К.Д. Ушинского к учителю
|
Требования к учителю в нормативно-правовых
документах
|
Учитель проникнут духом народности, вышел
из среды народа.
|
Соблюдает права и свободы обучающихся, уважает
честь и достоинство обучающихся (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
|
Учитель – воспитатель, воспитывает в
процессе преподавания и общения.
«Педагог должен… понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства.»
|
Развивать у обучающихся познавательную
активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
|
Учителю необходимо иметь знания, быть
педагогически образованным
|
Применять педагогически обоснованные и
обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
Должен знать современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;(Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от « 26 » августа 2010 г. № 761н )
|
Творчески относится к своим обязанностям.
|
|
Учитель должен быть психологом, изучать и
хорошо знать своего питомца жизнь и быт детей.
|
Поддерживает различные виды деятельности
обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей,
|
|
организуем самостоятельную деятельность
учащихся; (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н)
|
Он должен обладать знаниями физиологии,
психологии, педагогики и гигиены.
|
Должен знать педагогику, физиологию, психологию
и методику обучения; (Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н)
|
Если народный учитель хочет иметь
моральное воздействие на детей и их родителей, его жизнь не должна противоречить школьным установкам.
|
Обязан выполнять правила внутреннего распорядка
учреждения.
Обязан поддерживать связь с родителями воспитанников; (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
|
Он должен иметь привычку к простой,
скромной, деятельной и честной жизни;
|
|
Он должен быть представителем интересов
воспитанников и наблюдать за тем, чтобы они получали всѐ должное;
|
Учитывать особенности психофизического развития
обучающихся и состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ; (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
|
Педагог должен быть постоянный в
стремлении к самосовершенствованию;
|
Участвует в работе предметных (цикловых)
комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического совета; (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н)
|
В нормативно-правовых документах мы можем узнать, что должен делать педагог, какими профессиональными компетенциями должен обладать. Но обязать его творчески подходить к своей работе, его не может обязать ни один нормативный документ. Также как и быть высоко нравственным идеалом для ученика. Личная жизнь учителя на сегодняшний день, отделена от его профессиональной.
Идеи Ушинского актуальны сегодня. Анализ документов подтверждает, что основные методические идеи Ушинского о личности педагога трансформировались в операционно-доказательные требования в Законе «Об образовании РФ» и профессиональном стандарте педагога.
Список литературы
1. Арканов А.К. Идеи К.Д. Ушинского. М.:Просввещение,2002.-312с.
2. Белозерцев Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М.:Роман-газета,1994.-191с.
3. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского (Текст)/ Н.К. Гончаров. –М.: Педагогика, 1974.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
5. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"