Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ О РАБОТЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ (ВОЛОНТЕРСКИХ) ТРУДОВЫХ БРИГАДАХ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

Необходимость формирования гражданственности подростков в современной России обусловлена рядом причин: социально-политическим строем государства (строительство гражданского общества и правового государства), крушением прежнего режима и, как следствие этого, ценностной катастрофой подростков [1, с. 33].

Национальная доктрина образования как основополагающий государственный документ, формирующий стратегию, основные направления развития, цели воспитания и обучения в России до 2025 г. определяет, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [2]. Из этого следует, что сегодня школа должна подготовить и воспитать социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьей, обществом, страной гражданина и патриота.

Проведенное исследование о выявлении уровня компетентности педагогов по формированию гражданственности у подростков в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) показало, что опрашиваемые педагоги имеют представления о патриотизме и гражданственности лишь на среднем уровне. Следовательно, возникает потребность в поиске и внедрении новых форм и методов работы с подростками, направленных на воспитания в них гражданско-патриотических качеств. В последнее время особую актуальность приобрела такая форма, как волонтерское движение (добровольчество).

В процессе проведения эксперимента, подтверждающего эффективность разработанной модели по формированию гражданских качеств у подростков путем их участия в добровольческих (волонтерских) трудовых бригадах, подросткам (респондентам) предлагалось ответить на несколько вопросов, одним из которых был вопрос: «Что ты знаешь о добровольческих (волонтёрских) трудовых бригадах?».

Общее количество респондентов составило 500 человек. Из них 354 респондента (70,8% от общего числа опрошенных подростков) ответили, что не осведомлены о добровольческих трудовых бригадах, 95 респондентов (19% от общего числа опрошенных подростков) имеют общие представления о деятельности добровольческих трудовых бригад, но не могут объяснить основные цели и задачи членов бригады; и только 51 респондент (10,2% от общего числа опрошенных подростков) имеют конкретное понимание деятельности добровольческой трудовой бригады и осведомлены о непосредственных функциях и обязанностях члена такой бригады.

Полагаем, что незнание подростками сущности добровольческих (волонтерских) трудовых бригад связано, в первую очередь, с отсутствием информированности о них в обществе. Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, уровень формирования самосознания подростка напрямую зависит от окружающего его социума (микросоциума).

Процесс формирования самосознания подростка начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Основой первичного гражданского воспитания является семья. Вторичным звеном выступает детский сад, социум по месту жительства, различные секции, кружки, группы, посещаемые ребенком, и способствующие его развитию как личности. Личность родителей, воспитателя для детей данного возраста является авторитетной, и вся получаемая от них информация воспринимается буквально и откладывается в сознании и подсознании ребенка.

В четырехлетнем возрасте дети любознательны и делают первые самостоятельные выводы, они учатся сопереживать, общаться и выражать свои мысли. Поэтому о Родине, городе, семье, труде, помощи родным и близким, должен рассказывать тот, кто сам искренне любит все это и искренне желает поделиться своими знаниями с детьми [5, с. 157].

Но здесь мы сталкиваемся с проблемой неосведомленности либо недостоверной осведомленности взрослых о добровольческих трудовых бригадах. Существует несколько причин, которые спровоцировали появление данной проблемы. Во-первых, из-за многих социальных стереотипов волонтерская деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. Во-вторых, в России добровольчество начало развиваться с середины 1980-х гг., однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности еще не завершен. В-третьих, с распадом СССР в стране образовался временный социальный вакуум. Низкий уровень жизни, сопряженный со всесторонней переоценкой ценностей, обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтерских организаций в России.

К середине 2000-х годов в России стали появляться первые волонтерские ассоциации и только с 2010 г. о поддержке волонтерских проектов официально объявило правительство. Всплески волонтерского движения в России ассоциируются с крупными мероприятиями международного либо федерального уровней (Евровидение, Универсиады, Олимпиады).

В 2015 г. в России количество волонтеров выросло, составив 19% (23 млн. россиян), что позволило стране третий раз занять 8-е место в мире по этому показателю [3]. Сегодня в России намечается положительная тенденция в развитии добровольчества и снятия всех барьеров, препятствующих его развитию [4].

Полагаем, именно периодичность падения актуальности волонтерского движения в России привело к тому, что знания взрослых (родителей, воспитателей, учителей) о добровольческих трудовых бригадах находятся на среднем уровне, т.е. имеются общие представления о них.

Для полного понимания сущности добровольческих (волонтерских) трудовых бригад с детьми необходимо проводить беседы, игры, ассоциирующиеся с приобщение их к труду, оказанию помощи друг другу и обществу с самого раннего возраста в семье, детском саду, школе. Считаем, что немало важным фактором в повышении уровня знаний о добровольческих трудовых бригадах окажет развитие положительной тенденции, способствующей развитию волонтерства в России.



Список литературы

 

1.        Вагайцева, Е.С. Факторы формирования гражданственности школьников в условиях информационного общества / Е.С. Вагайцева, Т.Б. Игонина // Проблемы и перспективы современной науки. – Издательство: Центр научного знания «Логос» (Ставрополь). – 2015. – №7. –  С. 33-42.

2.      Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]   // http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 27.03.2017).

3.     Опять минус три. CAF представляет Рейтинг мировой благотворительности за 2015 год // Агентство социальной информации. Информационная поддержка гражданских инициатив. – 2015. – [Электронный ресурс] // http://www.asi.org.ru/news/opyat-minus-tri-caf-predstavlyaet-rejting-mirovoj- blagotvoritelnosti-za-2015-god/.

4.      Путин призвал снять все барьеры для развития волонтёрства. [Электронный ресурс] // https://regnum.ru/news/2212264.html. (дата обращения: 28.03.2017 г.).

5.    Федченко, А.С. Проблема поэтапного формирования гражданственности у детей дошкольного возраста / А.С. Шангин / Челябинский гуманитарий. – № 2(31). – 2015. – С. 157-162.