06 июня 2017г.
Известно, что системы образования США, Канады, Австралии и Новой Зеландии унаследовали многие черты, присущие системе просвещения Великобритании. Однако под влиянием особенностей географического положения, исторического развития и ряда других факторов в этих странах появились национально-специфические черты систем образования, что нашло отражение в лексике, в частности в разном употреблении общеанглийских лексических единиц (использование разных синонимов для обозначения одного и того же понятия, употребление единого термина, несовпадающего, однако, в разных вариантах английского языка по объему выражаемого понятия, стилю и частотности употребления и т. п.).
Дошкольное образование (pre-school education) в англоязычных странах можно разделить на дошкольные учреждения (nursery school) и подготовительные классы (kindergarten). В отличие от Великобритании, где не существует законодательства об образовании детей до 5 лет, и соответственно все дошкольное воспитании является частным, в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии существует спектр государственных и частных учреждений для детей до 5 лет. Но в США около половины детей в возрасте 3-5 лет воспитываются дома, так как дошкольные учреждения воспринимаются большинством населения как организация социальной помощи малоимущим [. В Канаде дошкольное образования в основном платное, а в Австралии оно принадлежит не только частным лицам, но и общественным организациям. Как и в Великобритании, в вышеуказанных странах существует широкий спектр дошкольных учреждений: ясли (day nursery), детские сады (nursery schools), малышовые центры (play school/ play group), где все занятия проходят в игровой форме. Но кроме этого в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии существуют специальные подготовительные классы, которые образованы при школах и осуществляют подготовку детей к дальнейшему обучению. В США такие учреждения называются «нулевыми классами» и их посещает около 60% всех детей в возрасте пяти лет [1].
Начальное обязательное обучение (primary education) в Британии и Новой Зеландии начинается с 5 лет, в то время как в Австралии, Канаде и США с 6 лет (или с 8 лет в США), и обучение в Великобритании продолжается шесть лет, аналогичная схема применяется в Австралии, где обучение детей на первом этапе идет до 12 лет. В США для сельских округов существует восьмилетняя начальная школа (до 13 лет), для крупных городов – шестилетнее начальное образование, которое становится доминирующим в настоящее время. В Новой Зеландии и Канаде начальное образование длится восемь лет (с первого по восьмой класс), после которых в Канаде школьники сдают экзамены для перехода на следующую образовательную ступень.
В Великобритании основными предметами на данном этапе являются чтение, основы грамоты, география, история, природоведение, музыка, танцы, пение, рисование и физкультура. В США в список обязательных предметов входят помимо вышеперечисленных предметов еще и литература, письмо, орфография, родной язык, изобразительное искусство, гигиена, ручной труд, а природоведение заменяется естествознанием, а в Австралии, Новой Зеландии и Канаде часть времени отводится религиозному и нравственному воспитанию. В канадских школах дети также изучают обществоведение, которое является предметом, соединяющим географию и историю (в отдельности эти предметы не преподаются), предметы художественного цикла и домоводство [2] .
В таблице 1, представленной ниже, приводятся данные о численности учащихся и учителей в начальных школах Великобритании и США на период 1970 и 2005-2007 годов [1, 2]. Из таблицы следует, что в то время как в США количество учащихся возросло, что может быть связано с притоком иммигрантов или демографическим взрывом, в Великобритании численность учащихся снизилась с 5,8 миллионов человек до 5,3. Следует отметить, что процентное соотношения мальчиков и девочек в начальных школах США и Великобритании осталось неизменным. Несмотря на рост числа учителей в школах Великобритании количество учащихся на учителя осталось практически неизменным: 19:1 в 2006 году при 20:1 по данным 1970 года, в то время как в США на одного учителя приходится лишь 16 учеников.
Таблица 1 Численность учащихся и учителей начальной школы
|
США
|
Великобритания
|
Годы
|
1970/1
|
2005/6
|
1970/1
|
2006/7
|
Учащиеся (млн.)
|
22
|
24
|
5,8
|
5,3
|
% девочек
|
49
|
49
|
49
|
49
|
Учителей (тыс.)
|
1400
|
1500
|
248,9
|
283,5
|
% женщин
|
-
|
-
|
77
|
81
|
Кол-во учащихся на
учителя
|
-
|
16
|
20
|
19
|
Из вышесказанного следует, что основным отличием дошкольного образования Великобритании является полное отсутствие государственных учреждений для детей до 5 лет (все дошкольное воспитание – частное), в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии данный образовательный сектор занимают в основном государственные учреждения. Начальное образование англоязычных стран в целом имеет много сходств, небольшую разницу составляет возрастные критерии (начальное образование начинается с 5 лет в Британии и Новой Зеландии и с 6 лет в Австралии, США и Канаде).
Список литературы
1. Бадарч, Дэндэвийн. Высшее образование США / Анализ структуры и организация учебного процесса / Под редакцией А.Я. Савельева. – М.: НИИВО, 2001. – С. 12-15.
2. Винокуров А.М. История и культура Великобритании. – Тверь, Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. – 301 с.
3. Семина В.В., Семина Л.В. Состояние образования в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии на современном этапе // Вопросы современной педагогики и психологии: Свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции: ИЦРОН, 2016.