Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования самореализации взрослых людей с разной степенью удовлетворенности профессиональными обязанностями.
Ключевые слова: роль, ролевой образ, самореализация.
В современной научной литературе отмечается высокий интерес к проблеме ролевого поведения личности, главными понятиями при этом являются термины: «роль», «статус», «ролевой набор», «ролевое поведение», «ролевой конфликт». Роль - совокупность прав и обязанностей индивида, предопределенных его включением в социальную группу, что становится звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями личности. Статус - положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. Ролевой набор (комплекс, система) - совокупность ролей характерных для человека определенного статуса. Ролевое поведение – это поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. Ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию. Ролевой образ - сложный динамичный психологический феномен, представления о ролевом наборе (комплексе) как совокупности прав и обязанностей индивида, предопределенных его статусом на конкретной стадии онтогенеза.
Возрастной период взрослости достаточно длительный по сравнению с предыдущими этапами, главными возрастными задачами которого является 1) достижение идентичности и 2) достижение близости, особенности эмоционального функционирования личности во многом зависит от специфики решения этих задач. Один из принципов психосоциальной концепции - дихотомия, или наличие двух вариантов развития личности: конструктивная линия предполагает достижение идентичности и близости, деструктивная линия - ролевое смешение, ролевой конфликт и изоляция.
Очень важным для этого периода процессом является достижение идентичности, на что влияет степень самореализации, в том числе профессиональной. Предположение о том, что степень самореализации личности будет различной в группах с разным уровнем удовлетворенности профессией, проверено при помощи исследования, в котором приняло участие 2 группы мужчин (11 и 9 испытуемых) и 3 группы женщин (10, 7 и 5 человек соответственно). Группы были сформированы на основе анкетирования (цель которого заключалась в определении удовлетворенности профессией и семейной жизнью): были сформированы 2 группы мужчин (№ 1 - испытуемые, удовлетворенные своей профессией и семьей, № 2 – испытуемые, не довольные своей профессией и семьей); 3 группы женщин (№ 1 – работающие женщины, удовлетворенные профессией и семьей, № 2 – испытуемые, не довольные своей профессией и семьей, № 3 – не работающие женщины). С целью диагностики различных видов самореализации (социальной, профессиональной и личностной) проведена методика «Тест суждений самореализации личности» С.И. Кудинова [3].
Для того, чтобы определить наличие статистически достоверных различий между показателями группы № 1 и № 2 в выборке мужчин, использован метод математической статистики Т-критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий средних величин групп испытуемых, для групп женской выборки - метод Н-критерий Крускала-Уоллиса, который направлен на оценку различий по степени выраженности анализируемого признака одновременно между тремя и более выборками [4].
Результаты применения Т-критерия Стьюдента к результатам испытуемых мужской выборки по методике «Теста суждений самореализации личности» С.И. Кудинова представлены в таблице 1.
«Тест суждений самореализации личности» (С.И. Кудинов) и «Тест на удовлетворенность браком» (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
|
Группа
Шкала |
X |
Y |
t-критерий |
Примечание |
|
Тест суждений самореализации личности |
||||
|
осмысленность целей-ценностей |
17,2 |
10,3 |
3,9** |
На уровне 0.01 |
|
осведомленность целей ценностей |
12,5 |
6,4 |
4,4** |
На уровне 0.01 |
|
энергичность |
12,9 |
8,5 |
1,8 |
Тенденция |
|
аэнергичность |
13,1 17,7 |
17,7 |
2,4* |
На уровне 0.05 |
|
оптимистичность |
10,0 |
9,1 |
0,4 |
Различий нет |
|
пессимистичность |
17,0 |
8,2 |
4,4** |
На уровне 0.01 |
|
интернальность |
14,2 |
12,5 |
0,8 |
Различий нет |
|
экстернальность |
15,0 |
14,7 |
0,1 |
Различий нет |
|
социоцентризм |
16,9 |
15,6 |
0,6 |
Различий нет |
|
эгоцентризм |
12,6 |
7,3 |
4,1** |
На уровне 0.01 |
|
креативность |
11,7 |
12,0 |
0,1 |
Различий нет |
|
консервативность |
12,1 |
19,0 |
3,6** |
На уровне 0.01 |
|
конструктивность |
11,1 |
14,8 |
1,6 |
Различий нет |
|
деструктивность |
18,5 |
17,0 |
0,9 |
Различий нет |
|
социальные барьеры самореализации |
13,9 |
7,3 |
3,9** |
На уровне 0.01 |
|
личностные барьеры самореализации |
14,6 |
8,4 |
2,7* |
На уровне 0.05 |
Примечание: Х - выборка испытуемых № 1; Y - выборка испытуемых № 2
Обнаружен целый ряд существенных различий по «Тесту суждений самореализации личности», что позволило установить следующее. В группе испытуемых, чей ролевой образ окрашен положительно, в большей степени выражено стремление проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, повышения производительности труда. Они стараются не просто к профессиональной реализации, но и к реализации своих личностных интересов. Скорее всего, именно поэтому проявляют и тратят на это больше энергии, проявляя упорство, целенаправленность, устремленность, инициативность, настойчивость. При этом их взгляды более пессимистичны, тревожны и агрессивны, чем у испытуемых группы с негативным ролевым образом, что можно оценить как полезный уровень, который мобилизует их силы на преодоление препятствий.
Эта группа демонстрирует также аффективность и эгоцентризм, но при этом проявляют гибкость в отношениях, что заставляет окружающих считаться с их мнением, а также реально оценивают социальные барьеры на пути к цели. В сочетании с высоким жизненным тонусом, активностью, уверенность в себе, своих силах увеличивает их возможности, помогает реализовать себя.
В женской выборке проведенный анализ результатов респондентов трех групп (работающие женщины с положительным ролевым образом, работающие женщины с негативным ролевым образом, неработающие женщины) также получены значимые различия (таблица 2). Неработающие женщины имеют более противоречивые показатели: одновременно демонстрирую высокие показатели энергичности и аэнергичности, что говорит о нестабильности их состояния. Скорее всего, для домохозяек характерна некая цикличность энергетики: они то стремятся к самореализации, к достижению во что бы то ни стало определенных целей, то отсутствие социального признания их достижений словно «опустошает» их, снижает жизненный тонус. Для них, как и для работающие женщин с положительным ролевым образом характерно стремление реализовать себя в социальной сфере, основной побудительной силой при этом выступает желание изменить мир вокруг себя и в целом в лучшую сторону, помочь бедным, слабым, немощным, больным, неуспешным и т.д. То есть женщина, как и прежде, может реализовать себя как в профессии, так и в семье.
«Тест суждений самореализации личности» (С.И. Кудинов) и «Тест на удовлетворенность браком» (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
|
Группа
Шкала |
|
X |
Y |
Z |
Н-критерий |
Примечание |
|
|
Тест суждений самореализации личности |
|||||||
|
1 |
осмысленность целей-ценностей |
11,7 |
10,9 |
14,8 |
3,2 |
Различий нет |
|
|
2 |
Осведомленность ценностей |
целей |
10,1 |
10,1 |
12,2 |
1,8 |
Различий нет |
|
3 |
энергичность |
14,6 |
12,6 |
17,6 |
7,8** |
На уровне 0.01 |
|
|
4 |
аэнергичность |
13,1 |
16,6 |
18,4 |
6,2** |
На уровне 0.01 |
|
|
5 |
оптимистичность |
18,5 |
19,3 |
16,4 |
0,5 |
Различий нет |
|
|
6 |
пессимистичность |
17,3 |
14,4 |
18,6 |
1,8 |
Различий нет |
|
|
7 |
интернальность |
13,8 |
13,7 |
13,8 |
0,9 |
Различий нет |
|
|
8 |
экстернальность |
15,9 |
14,7 |
14,0 |
0,9 |
Различий нет |
|
|
9 |
социоцентризм |
18,0 |
14,8 |
20,4 |
5,4* |
На уровне 0.05 |
|
|
10 |
эгоцентризм |
19,5 |
13,1 |
18,0 |
8,6*** |
На уровне 0.001 |
|
|
11 |
креативность |
14,6 |
10,4 |
10,8 |
8,7*** |
На уровне 0.001 |
|
|
12 |
консервативность |
10,6 |
16,8 |
9,2 |
6,5** |
На уровне 0.01 |
|
|
13 |
конструктивность |
17,8 |
18,7 |
13,4 |
3,1 |
Различий нет |
|
|
14 |
деструктивность |
17,0 |
20,7 |
16,4 |
9,5*** |
На уровне 0.001 |
|
|
15 |
социальные самореализации |
барьеры |
19,5 |
16,0 |
21,4 |
5,1* |
На уровне 0.05 |
|
16 |
личностные барьеры самореализации |
17,5 |
12,0 |
17,0 |
5,8** |
На уровне 0.01 |
Примечание: Х - выборка испытуемых № 1; Y - выборка испытуемых № 2; Z - выборка испытуемых № 3
Но при этом большую креативность проявляют работающие женщины с положительным ролевым образом, используя разнообразнее схемы самореализации, яснее понимая свои цели в жизни, быстрее переключаясь с одного вида работы на другую.
Удовлетворенные своей работой женщины характеризуются эгоцентричностью, креативностью, не довольные своей работой – консервативностью, деструктивностью самореализации. Женщины домохозяйки показали высокий уровень социальных барьеров самореализации.
Таким образом, между группами испытуемых существуют статистически достоверные различия по показателям профессиональной самореализации.
1. Ерина С.И. Психология работы с населением в кризисных ситуациях: учебное пособие. Ярославль:изд-во ЯрГУ. 2005. 238с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/96c2c7cface40704/ (Дата обращения: 18.02.2018 г)
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 320 с.
3. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности : учебн. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. 270 с.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2007. 376 с.