Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПОНЯТИИ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Понятие «экономика» - емкое и многогранное. Оно появилось в V веке до нашей эры, когда древнегреческий ученый Ксенофонт написал книгу под названием «Ойкономия» (от слов- «ойкос»-дом, хозяйство и «номос» -правило, закон). В ней он изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании, которую Аристотель назвал хрематикой (от слова «хрема» - имущество, владение). Книга, сходная по содержанию, появилась в России при Иване Грозном и называлась «Домострой» [3]. Первоначально слово «экономика» (от греческого oikonomikca - управление хозяйством) означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Постепенно это понятие стало расширяться и утрачивать свой прежний смысл. В настоящее время в разных источниках понятие «экономика» рассматривается по-разному. В Кратком экономическом словаре Ю.А. Белик рассматривает это понятие как «совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающая общественно необходимыми материальными благами и услугами, главное поле деятельности людей» [1]. Р.С. Белоусов, Д.С. Докучаев связывают этот термин со взаимоотношениями людей: экономика - это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества. Е.Ю. Фрейкман считает, что экономика – это наука о том, как люди и общество в целом, имея ограниченные ресурсы, делают выбор способа удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах в настоящем и будущем.
Итак, экономика - это наука. Экономика относится к общественным наукам, которые изучают взаимоотношения людей друг с другом и со «средой», в которой они живут. В И. Даль в толковом словаре живого великорусского языка определяет, что «экономить» - значит «блюсти, сберегать, сокращать рачительно издержки, уменьшать, сколько можно расходы, не давая ничему пропадать даром, быть бережливым хозяином». Кроме этого раскрывает содержание некоторых понятий, связанных со ловом «экономика»: «экономка» - хороший хозяин, домострой, скопидом, расчетливый, сберегающий, что можно; «экономный» - хозяйственный, бережливый, расчетливый, сбереженный; «экономность» - свойство, качеств человека (сбереженный, скопленный бережливостью, скопидомством); «экономия» - бережливость, домоводство, скромная жизнь, сберегающая, что можно из доходов [10]. В большинстве случаев «экономность», рассматривается как нравственное качество. Эти определения перекликаются с другими, которые даются С.И. Ожеговым в словаре русского языка: «экономить- расходовать, экономно, бережно. Экономия - бережливость при расходовании чего ни будь, выгода, получающая при бережном расходовании чего-нибудь» [11]. Одним из основных категориальных понятий, тесно связанных с понятием «экономика» является понятие «экономическое воспитание». В научно – педагогической литературе даются различные определения сущности и содержания экономического воспитания. По мнению А.С. Прутченкова экономическое воспитание широкая категория, включающая в себя как систематическое и целенаправленное воздействие общества на человека, так и процесс становления каждого члена общества как хозяина [8]. Исследуя проблему, Л.П. Кураков отмечет, что научный подход требует рассмотрения понятий «экономическое образование» и «экономическое воспитание» в качестве двух разных, хотя и органически переплетающихся сторон единого процесса -экономической подготовки. Под экономической подготовкой Л.П. Кураков понимает процесс и результат усвоения суммы экономических знаний, овладения экономическими умениями и навыками, процесс и результат формирования качеств личности, свойственных хозяину, осуществление которой происходит путем экономического образования. По мнению экономистов А.Ю. Архипова, Ю.П. Ольсевич, одним из основных средств формирования современного рыночного мышления является ориентированное на все население экономическое образование, которое представляет собой систему институтов, форм и методов получения гражданами экономических знаний и навыков, необходимых для эффективной экономической деятельности. К таким элементам, по утверждению исследователей, относятся средства массовой информации, различные образовательные учреждения, учреждения сети повышения квалификации и переподготовки кадров. Авторы отмечают, что система экономического образования в прежние годы существовала только для взрослых, и, прежде всего, для тех, кто работал в промышленном секторе. Современный этап развития общества напрямую связан с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством, пониманием экономических вопросов. Каждый человек независимо от выбранной им профессии должен иметь экономические знания, которые позволяют уверенно чувствовать себя в жизни. Успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от предприимчивости, инициативности, экономической грамотности [6]. Проблема экономического воспитания не нова. Первые идеи об экономическом воспитании были сформулированы Конфуцием, Демокритом, Антисфеном, Аристотелем, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, и другими выдающимися мыслителями прошлого. Я.А. Коменский в свою книгу «Материнская школа» включает «экономические познания», т.е. доступное детям понимание управления домашним хозяйством. Начинать необходимо тогда, когда дети узнают своих близких, детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми в больших» [5]. Сколько житейской мудрости в его экономической программе для маленьких детей. Огромную роль Я.А. Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга» [2, 3, 4]. Вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест и в педагогической системе А.С. Макаренко. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». Для этого ребенок должен приобщаться к хозяйственным делам. А.С. Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность [2, 3, 4]. На необходимость экономического воспитания и образования указывал С.Т. Шацкий, который предлагал использование различных предметов для освоения учащимися экономических знаний; изучение специальных курсов по началам экономики, как в учебное, так и во внеучебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров»): профессиональное обучение [2, 3, 4]. В дальнейшем вопросы экономического воспитания поднимали Л.Н. Пономарев, Л.Е. Эпштейн и др. Экономическое воспитание они рассматривали как существенный фактор развития народного хозяйства, как необходимое условие научной организации производства, как важное средство формирования правильного отношения к труду и общественной собственности у подрастающего поколения. Важность и необходимость экономического воспитания и образования в организации детского коллектива подчеркивал Б.Т. Лихачев [7]. Ф.Ф. Королев, С.М. Шабалов экономическое воспитание тесно увязывали с политическим образованием, включающим экономические знания: общие научные принципы, на которых строится современное производство; научные основы труда, предполагающие знание основ экономики.
В настоящее время большинством исследователей экономическое воспитание понимается, как часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на воспитание есть результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [9]. Сегодня подрастающее поколение очень рано вступает в мир экономических отношений и все чаще звучат мнения о необходимости экономического воспитания детей на ранних этапах становления личности, в частности, уже на ступени дошкольного детства. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно - образовательная работа в условиях дошкольной образовательной организации формирует тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Понятно, что работа в данном направлении с детьми данного возраста имеет свою специфику. Сущность и содержание категории «экономическое воспитание» применительно к детям дошкольного возраста рассматривались в работах А.Д. Шатовой, Ю.К. Васильева и др. Экономическое воспитание - это одна из граней воспитательного процесса дошкольников, приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Итак, на основе исследований авторов, занимающихся проблемами экономического воспитания на ранних ступенях развития категорию «экономическое воспитание», применительно к детям дошкольного возраста можно определить как целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и качеств личности.

Список литературы
1. Белик Ю. А. «Краткий экономический словарь»./ Под ред. Ю.А. Белика и др. - М.: Экономика,1990.-399 с.
2. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева,Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
3. История дошкольной педагогики /Под ред. Л.Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989.- 352 с.
4. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988.-447 с.
5. Коменский,Я.А. Материнская школа/Под ред. А.Л. Красновского. М: Учпедгиз, 1947.-256 с.
6. Курак,Е.А. Эконмическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2002. – 80 с.
7. Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание// Воспитание школьников. – 1991.- №5.-С.56.
8. Прусенкова Н. Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как хочет заказчик//Новая газета.-09.03.2006.
9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономика, или Как мы играем в экономику.- СПб.: Детство-пресс, 2008.-170 с.
10. Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль . – М.: Издательство: «Цитадель», 1998.
11. http://www.slova.ru.