Телевидение России в настоящее время как и в прежние годы – оставалось ведущим средством национальных массмедиа, ключевой коммуникационной инфраструктурой российского общества, основным рекламоносителем и важнейшим компонентом медиапотребления россиян. Подтверждая свое доминирующее место в общенациональной медиасистеме, отечественное телевидение – и как системообразующее средство массовой информации, и как центральный сегмент медиарынка, и как ключевой элемент индустрии развлечений – демонстрировало соотнесенность с тенденциями глобальных медиа.
Особенно важными оказываются достижения и завоевания цифровой революции в СМИ: именно они повышают доступность видео на разных, не только телевизионных, платформах. Телевизионные программы покидают телеканалы, перемещаясь в Интернет, а современные технологии доставки телеконтента предоставляют новые возможности уйти от жесткой сетки вещания, получать его тогда и в тех объемах, которые аудитория сочтет необходимыми.
В ситуации развития и проникновения средств массовой информации во все сферы жизни, возрастает роль эффективного финансового управления различными составляющими медиабизнеса, которые представлены на Рисунок 1 [1].
Телевидение остается ведущим средством массовой информации. Это связано, прежде всего, со спецификой функционирования этой области.
Визуализация, возможность наиболее эффективного воздействия рекламы на целевую аудиторию ставит телевидение на высшую ступень в иерархии средств массовой информации.
Цифровое телевидение является относительно новым средством передачи информации в сравнении с общей историей существования телевидения.
Цифровое телевидение (от англ. Digital Television, DTV) – технология передачи телевизионного изображения и звука при помощи кодирования видеосигнала и сигнала звука с использованием цифровых каналов и стандарта сжатия данных MPEG.
Благодаря таким современным цифровым технологиям появились качественно новые возможности по передаче и приему информации.
Специалисты в области цифровых технологий выделяют следующие преимущества цифрового телевидения в сравнении с аналоговым [4]:
· высокое качество транслируемых каналов и звукового сопровождения. У аналогового вещания имеется очень серьезный недостаток: воздействие всевозможных помех при передаче сигнала. Цифровое телевидение имеет очевидное преимущество;
· мобильность. В отличие от других видов вещания, цифровое телевидение доставляет сигнал до потребителя без дополнительных кабелей. Теперь пользователь не нуждается в покупке дорогостоящего оборудования, а также в помощи специалистов по прокладке кабеля. Все что необходимо – это телевизор, антенна, принимающая дециметровые волны, цифровой ресивер и розетка в 220В. Данная система полностью автономна и мобильна при этом без ущерба для качества услуги;
· уровень сигнала, который требуется для качественного просмотра телеканалов, у цифрового телевидения значительно ниже по сравнению с аналоговым. То есть, там, где аналоговый сигнал отображается на экране с помехами и шумами, цифровой сигнал будет воспроизводиться в таком же качестве, в котором его сформировали в телестудии;
· уверенный прием цифровых сигналов на первом этаже здания. В таком случае антенны улавливают только отраженные сигналы, поскольку в зоне прямой видимости нет передающей антенны;
· большее количество телеканалов. Увеличение числа транслируемых каналов произошло благодаря использованию современного формата MPEG-4, который обладает улучшенным алгоритмом сжатия изображения. Данный факт позволяет цифровому телевидению по численности каналов не уступать и кабельному телевещанию;
· простое и быстрое подключение. Подключение цифрового телевидения доступно каждому без помощи специалистов, установления телевизионных тарелок и прокладки проводов;
· дополнительные услуги. Помимо трансляций обычных программ, цифровое телевидение предоставляет доступ к Интернету и пр.
В ближайшей перспективе в связи с пере хо дом на цифровое вещание в формате DVB-T2, понятие федеральный телеканал изменится. Ему на смену придет понятие общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, которые войдут в первый мультиплекс согласно Указу Президента РФ № 715 (с изменениями), и телеканалы, выигравшие конкурс на участие во втором мультиплексе. В результате расстановка сил на рынке эфирного телевидения к 2015 году изменится. Только три холдинга – ВГТРК, ГМХ и НМГ – имеют юридическую привилегию на постоянное бесплатное присутствие ряда своих телеканало в в цифровом эфире. В лице телеканала « Общественное телевидение России» (ОТР) это право с 2013 года также закреплено за Правительством России, а в лице телеканала «ТВ Центр» – за Правительством Москвы [2].
Следует отметить, что в последнее время цифровое телевидение стало едва ли не основным СМИ в отдельных регионах. Примером может служить сложившаяся необ ходимость обеспечения цифрового вещания в период проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, где на 11 объектах связи был выполнен комплекс работ по размещению цифрового оборудования для осуществления цифрового наземного телевизионного вещания [2].
Еще одной новацией в телевизионном бизнесе является Smart TV, потенциал которого довольно велик, поскольку возможность вы хо да в Интернет с экрана телевизора и просмотра контента из Интернета в любое время на удобном и привычном экране телевизора открывает принципиально новые возможности для потребления видео-контента, в том числе и телевизионного. Предполагается, что в случае массового распространения и освоения эта те хно логия может изменить традиционный телепросмотр, увеличив долю так называемого нелинейного телепросмотра (отложенного, «вслед за эфиром», «по запросу»). Несмотря на привлекательные потребительские возможности, распространение и освоение Smart TV в России идет довольно медленно. Так, к концу 2012 года смарт-телевизор имелся в 2 млн (5 %) российских городских домо хозяйс тв. К концу 2013 года эта цифра выросла незначительно – до 8 % городских домохозяйств Причем доля подключенных к Интернету смарт-телевизоров также осталась неизменной (на уровне 50 %), и только три четверти от них (около 75 %) используются для просмотра видео из Интернета [3] .
Основные барьеры в освоении Smart TV связаны как с те хническими проблемами (сложности подключения, управления, недостаточная скорость Интернета, вследствие чего «зависает» изображение и т. п.), так и с пользовательскими барьерами (низкий уровень компьютерной грамотности населения, непонимание преимуществ и возможностей этой технологии). Кроме того, выбор контента в приложениях Smart TV гораздо беднее, чем в Интернете в целом, поскольку в смарт-приложениях предлагается только легальный контент. В результате, технология Smart TV, вопреки ожиданиям, пока остается нишевой и не оказывает существенного влияния на объемы и способы телепотребления.
Таким образом, усилия по развитию цифрового и Smart телевидения в Российской Федерации, очевидно, являются еще одним вызовом для существующих участников рынка. Вопросы стратегического развития в условиях цифровизации становятся связаны прежде всего со способами доставки контента до конечного потребителя.
Список литературы