Туризм одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей в мировой экономике. За быстрые темпы роста он призван экономическим феноменом XX и XXI веков.
На развитие туризма влияет туристический спрос на рынке.
Спрос – это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем выше спрос и наоборот [1].
Туристический спрос – это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства [1].
Туристический спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:
1. Рост народонаселения и увеличение средней продолжительности жизни населения (Рисунок 1, Рисунок 2).
Туристический спрос на прямую зависит от численности населения, чем больше численность, тем выше спрос на туристическом рынке. С увеличением средней продолжительности жизни, увеличилось число людей пенсионного возраста. Сегмент старшего возраста располагает большими возможностями тратить деньги по сравнению с сегментом молодых путешественников. Для сегмента старшего возраста характерна большая продолжительность путешествия, более дальние поездки и большая частота совершения выездов. Туристы старшего возраста тянутся к общению, организованному досугу и физическим упражнениям под наблюдением специалистов.
2. Урбанизация – это рост городов, численности городского населения, повышения роли города в жизни общества и распространение городского образа жизни на сельскую местность (население) (Рисунок 3) [2].
Урбанизация как социальный процесс ведет к повышению культурного, образовательного уровня, изменению социальной структуры населения на селе.
В результате урбанизации сокращается численность населения, проживающего в мелких населенных пунктах и занимающихся сельским хозяйством. Именно эта социальная группа, которая составляла часть «непутеществующего» населения, добавляется на туристский рынок как новый сегмент.
Фактор урбанизации приводит к увеличению нагрузки на ежедневную жизнь людей. Для этого фактора характерна прямая зависимость величины агломерации и туристской активности населения, т.е. чем больше население агломерации, тем выше туристическая активность. Кроме того городские жители характеризуются высоким уровнем образования. Влияние спроса города на туризм сводится к следующему:
- города являются источниками туристов для ближайших регионов;
- необходимость туристического освоения городов и контактов с приезжими туристами еще больше побуждает потребность постоянных жителей в выездах;
- в городах функционируют различные туристические организации, целью которых является активизация туристического движения;
- в городах лучше развита сеть туристических агентств.
3. Сокращение рабочего времени и рост свободного времени.
Объем свободного времени значительно увеличился за последнее столетие. Такие факторы, как сокращение в среднем продолжительности рабочей недели, более длительный отпуск, праздничные дни, школьные каникулы, наличие возможности работать не полный день, занятие внештатных должностей, уход на пенсию, а также изменение в уровне образования, сыграли значительную роль.
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации (Рисунок 4).
Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Потребность в отдыхе относится к верхнему этажу потребностей человека. Потребности человека в туризме – это потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.
Необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благополучия общества.
Туристская активность находится в прямой зависимости от уровня образования потенциальных потребителей. Образовательный уровень делает интересы шире, и таким образом стимулирует туризм. Люди со средним образованием предпочитают увеселительные поездки. Люди с высшим образованием склонны больше путешествовать. Они тратят больше средства на туризм.
Рост культурного уровня населения вызывает у людей стремление к ознакомлению с культурными ценностями своей местности и не только.
1. Все о туризме. Особенности туристического спроса. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/spros.htm (дата обращения 16.04.15).
2. Пономарева Н.Н. География населения. – Новосибирск: НГПУ, 2006.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 18.04.15).