Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНКУРЕНЦИЯ И МАРКЕТИНГ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за ―кошелек‖ потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Она является ―невидимой рукой‖, которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

   Законы конкуренции очень жестоки, они приводят к разорению, потери собственности, источников дохода слабых субъектов рыночной экономики, зато вознаграждает сильнейших конкурентно способных товаропроизводителей. Чем сильнее конкуренция среди производителей, тем в большей мере предложенные товары с их стороны превышают существующий спрос покупателей. В результате розничная цена падает и наоборот, когда конкуренция среди продавцов слабеет, платѐжный спрос начинает превосходить предложение товара и цены растут.

   Для маркетинга основной смысл конкуренции сводится к соперничеству, к борьбе за потенциально лидирующее (отличное от других компаний) положение на рынке. Конкуренция одновременно есть и фактор, и следствие маркетинговой деятельности различных компаний: конкуренция заставляет создавать маркетинговые службы в компаниях, они в своих попытках воздействовать на рынок усиливают конкуренцию, которая, в свою очередь, активизирует фирменный маркетинг.

   Маркетинг воспринимает конкуренцию как среду обитания, естественную и необходимую для функционирования и развития рынка.

   Конкуренция стимулирует производство тех товаров, которые требуются потребителям, именно, конкуренция – главный рычаг прогресса в рыночной экономике. Именно она является эффективным средством стимулирования личной инициативы и предприимчивости, в конечном итоге конкуренция улучшает жизнь потребителя, т.е. всех членов общества, если в основе победы конкурентной борьбы лежит техническое превосходство, высокое качество и надѐжность изделий, более эффективные методы производства и сбыта, то действие конкуренции оказывает положительное влияние на развитие экономики. Она побуждает производителей применять новейшие достижения науки и техники, снижать издержки производства и цены. К негативным явлениям, связанным с конкуренцией следует отнести банкротство предприятий и, следовательно, рост безработицы, дифференциацию доходов, недогрузку производственных мощностей, перепроизводство товаров. Однако этот негатив в конечном итоге превращается в позитив, поскольку вымывает неэффективных хозяйственников и способствует улучшению удовлетворения общественных потребностей.

   Конкуренция – сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы еѐ проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция – это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ''нормальной'' конкуренции, еѐ разрушительное либо, напротив, слабое проявление – чѐткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ''перекосов'' и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ''дефицитный рынок'' ведѐт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар.

   Постоянно действующий ''дефицитный рынок'' можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определѐнной системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

   Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

   Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При еѐ отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

   По мнению известного специалиста по маркетингу Ф. Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть четыре роли. Роль зависит от доли фирмы на рынке:

    Лидер (доля на рынке 40%) ощущает себя уверенно или увереннее других. Однако его пытаются многие догнать, поэтому он часто первым проявляет инициативу в области цен на новые товары, стимулирования спроса. В защите лидер прибегает к различным действиям: "оборона позиций" лидер создает барьеры (ценовые, лицензионные) на основных направлениях атак конкурентов; "фланговая оборона" лидер выделяет ключевые зоны, выдвинутые укрепленные точки как для активной обороны, так и для контратаки; "упреждающая оборона" лидер организует опережение соперника с использованием особых сигналов, нейтрализующих атаку, например, распространяет сведения о предстоящем снижении цен; "контрнаступление" после наступления лидер делает паузу, а затем ударяет в слабое место конкурента, например, показывает надежность своего товара и ненадежные узлы продукции конкурента; "мобильная оборона" лидер расширяет свое воздействие за счет  разнообразия производства, выявления глубинных потребностей клиентов; "сжимающая оборона" - лидер уходит с ослабленных сегментов рынка при одновременном усилении наиболее перспективных.

2.    Претендент на лидерство (доля на рынке 30%) ощущает себя уверенно, только если атакует первым. Возможны различные варианты атак: "фронтальная атака" ведется по многим направлениям (новым товарам и ценам, рекламе и сбыту), требует значительных ресурсов; "окружение" попытка атаковать всю или значительную рыночную территорию лидера; "обход" переход к производству принципиально новых товаров, освоению новых рынков или  осуществление скачка в технологии; "атака гориллы" небольшие порывистые атаки не совсем корректными методами для деморализации соперника.

3.    Последователь или ведомый (доля на рынке 20%) эта роль заключается в следовании за лидером на значительном расстоянии, экономя силы и средства.

4.   Окопавшийся в рыночной нише (доля на рынке 10%) с это роли, как правило, начинают новички. Это поиск рыночной "ниши" достаточно удовлетворительных размеров и прибыльности. Удачно для новичка, если он находит нишу с возможностями роста, но не слишком привлекательную для конкурентов, специализируется на определенной деятельности и обретает своего потребителя. Многое в вопросах выбора рыночного поведения зависит от конкурентоспособности товара фирмы. Привлечь потребителя можно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперниками по удовлетворению нужд потребителя.

   В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всѐ это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.

 

Список литературы

1.     Азоев Г.А., Челенков А.Ч. Конкурентоспособность фирмы. – М. 2009.

2.     Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 2009.

3.     Круглов В.В. Конкуренция: Учебное пособие. – М.: ПРОСПЕКТ, 2008.

4.     Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2008. – (Высшая школа менеджмента).

5.     Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность торгового предприятия: учеб. пособие для вузов. – М.: КноРус, 2008.

6.     Портер М. Конкуренция. – М.: СПб.: Изд. Дом «Вильямс», 2011.