Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

На сегодняшний день не вызывает сомнения актуальность проблемы суицидальных проявлений в совре- менном обществе. Несмотря на то, что высокий процент суицидов характерен для пожилых людей, наблюдается тенденция к увеличению суицидального риска в молодежной возрастной группе [1]. Изучение мотивационного аспекта данного вида девиантного поведения (далее СП), представляется перспективным для исследователей в отечественной и зарубежной науке [4].

Под суицидальным традиционно понимают такое поведение человека, которое представляет угрозу для его здоровья и жизни [9]. В суицидологии можно выделить три основополагающие концепции суицида: психоаналитическую, социологическую и социально-психологическую модели. З. Фрейд в основе СП видел нарушение психосексуального развития, а именно истощение энергии «либидо» и генерализацию энергии «мортидо». Изменение направленности психосексуального вектора приводит к усугублению негативных взаимоотношений субъекта с внешним миром. Согласно социологической концепции (Э. Дюркгейм), суицид является следствием дезинтеграции личности в обществе. А.Г. Амбрумова главной причиной суицидальных проявлений считает личностную дезадаптацию субъекта [4].

Целью данной работы является рассмотрение мотивационного аспекта в структуре суицидального поведения. Нами анализируются подходы различных авторов к вопросу суицидальной мотивации.

При обращении к термину «суицидальное поведение» важным является учѐт и характеристика его мотива- ционно - побудительной стороны, состоящей из эмоционального и когнитивного компонентов. Рост суицидаль- ной мотивации может идти различными темпами (медленно, быстро, очень быстро). Это, прежде всего, зависит от различных обстоятельств, их совокупности. В большинстве случаев у суицидентов наблюдается наличие «спе- цифической эмоционально-инвертированной субъективной мотивации» [2].

Наличие данной мотивации является важным, но не совсем достаточным фактом для перехода СП во внешний план (суицидальная попытка). Мощным препятствием к осуществлению суицида является система пси- хологической защиты и инстинкт самосохранения личности. Приѐм алкоголя, психоактивных веществ, эмоцио- нальные нагрузки оказывают сильное отрицательное влияние на всю систему психологической защиты. При дан- ных обстоятельствах суицидальный замысел становиться реальным и чаще всего подлежит реализации [2].

Важно подчеркнуть, что в большинстве случаев у суицидентов происходит борьба мотивов (особенно на раннем этапе СП). Наряду с суицидальными мыслями, появляются мысли о страхе смерти, боязнь причинить боль, горе, чувство ответственности за детей, родителей. Суициденты оказываются втянутыми в противоборство мотивов. Чем сильнее выражены антисуицидальные мотивы, тем слабее вероятность совершения суицидальных действий [8].

Выраженные по интенсивности негативные переживания, гиперсосредоточенность на смерти, как ухода от невыносимых жизненных обстоятельств, ситуаций, резко снижает влияние антисуицидальных мотивов на поведе- ние индивида [4].

Если, например, доминирует витальный мотив (чувство долга), тогда развитие суицидального поведения останавливается. При выраженной авитальной мотивации какое-либо негативное событие может являться катали- затором и подтолкнуть личность к реализации суицида [8].

М. Лайнхен описала следующую группу антисуицидальных мотивов:

1.      Твѐрдые убеждения в необходимости работы над проблемой, вызвавшей суицидальные тенденции, еѐ возможное решение;

2.      Ответственность за близких, семью, детей;

3.      Страх перед суицидальным поступком;

4.      Страх общественного отвержения после неудачной суицидальной попытки;

5.      Религиозные и моральные убеждения и установки [4].

К основным мотивам СП можно отнести: личные, семейные конфликты (смерть близкого человека, одино- чество, неудачная любовь, развод, алкоголизм, низкий материальный достаток и т.д.) [5].

В работе О.Н. Пироговой, посвящѐнной исследованию суицидальных мотивов у 93 пациентов в стадии постсуицида, проводившейся на базе токсикологической клиники, показано, что у большинства обследуемых ос- новной причиной попытки является «неудовлетворѐнность поведением близких» (66,7%). Автором отмечено присутствие следующих причин: «препятствие к удовлетворению актуальной потребности» (15%), «недостаток внимания» (7%), «оскорбление, унижение» (по 5%) и «ревность, падение престижа, изоляцию» (менее 2%) [6].

В отечественной науке наиболее распространена классификация В.А. Тихоненко, в которой выделяется 5 ведущих мотивов СП: протеста, призыва (крик о помощи), избегания (физических, душевных страданий), отказа от жизни, самонаказания [7].

Несмотря на то, что рассматриваемое аутоагрессивное поведение обусловлено сложным взаимодействием всех мотивационных компонентов личности, Ю.Р. Вагин условно выделяет 7 осознанных «мотивационно - когни- тивных суицидальных комплексов» [3]. Рассмотрим данные группы мотивов более подробно.

1.      Альтруистические мотивы. Желание умереть присутствует по причине чувства вины в проблемах, труд- ностях у близкого окружения (не быть обузой, не мешать жить другим). Данные мотивы характерны для подрост- ков – наркоманов, часто встречается при любовных, личностных конфликтах. Альтруистическая мотивация так- же характерна для подростков, имеющих тяжѐлую соматическую и (или) психическую патологию. Данная моти- вация суицидального поведения характерна и для людей преклонного возраста, не способных самостоятельно осуществлять активную жизнедеятельность.

2.        Аномическая мотивация связана с потерей интереса, смысла жизни, характерно наличие представлений об отсутствии будущего.

3.      Анестетическая мотивация выражает представления о том, что смерть может избавить от психологической боли, страданий.

4.      Инструментальная мотивация отражает неспособность изменения неблагоприятной ситуации другим образом. В данном случае аутоагрессия представляет собой манипулятивно – шантажные приѐмы без высокого риска суицида. Характерно наличие суицидальных мыслей, фантазий, демонстративных попыток с использовани- ем способов, не приводящих к летальному исходу. Особую важность представляет СП с инструментальной моти- вацией в детском возрасте. Ввиду недостаточно сформированного представления о смерти, ребѐнок считает, что жизнь начнѐтся сначала без прежних конфликтов, трудностей.

5.      Аутопунитическая мотивация отражает желание самонаказания. Часто причиной аутопунистического СП у мальчиков является неспособность действовать в той или иной ситуации, самообвинения в отсутствии воли, смелости. Суицид рассматривается как своеобразная компенсация слабости, мужественный поступок. У девочек данная мотивация возникает вследствие чувства неполноценности. При сочетании мотивации самонаказания с альтруистической мотивацией, главным противосуицидальным защитным механизмом является жизнь ради дру- гих людей. Однако данный механизм может быть обесценен убеждением, что окружающим будет хорошо, если его или еѐ не станет. Это мотивационное сочетание представляет большую опасность в плане совершения суици- да.

6.      Для гетеропунитической мотивации характерно отражение желания наказать, причинить боль, пробу- дить совесть у окружающих. Суицидальные мысли в данном контексте бывают у детей, которые могут представ- лять, как родители, близкие будут винить себя в их смерти. Данные фантазии имеют компенсаторный защитный характер, не входящие в патологическое русло и в большинстве своѐм не выходящие за рамки мыслей. На после- дующих возрастных этапах суицидальные мысли в рамках данной мотивации могут выходить за рамки фантази- рования и проявляться в поведении (часто с компонентами демонстративности).

7.      В рамках поствитальной мотивации отражается надежда на возрождение, новую жизнь. Смерть воспри- нимается как путь к новому.

Необходимо подчеркнуть, что описанные мотивационные суицидальные комплексы носят осознанный ха- рактер. Не менее важным является наличие неосознанной суицидальной мотивации [3].

Таким образом, важным составляющим СП является его мотивационная сторона, включающая в себя ког- нитивный и эмоциональный компоненты. Существуют различные мотивационные комплексы, которые могут но- сить как осознанный, так и неосознанный характер. Суицидальная мотивация может нарастать как быстро, так и медленно. Этот рост зависит от различных обстоятельств, прежде всего от восприятия и отношения личности к ним. СП является полимотивированным, система мотивов находится в напряжѐнном состоянии. Важным защит- ным фактором является антисуицидальная мотивация, которая может приостановить его развитие. Необходимым условием реализации суицидального поступка является доминирование суицидальных мотивов, отступление ан- тисуицидальных на задний план.

 

Список литературы

1.      Азаркина Е.В. Социально-психологические причины суицидального поведения // Молодий вчений. – 2014.– № 5 (08). – С. 110–112.

2.      Андрейко М.Ф., Шатайло, Н.А. Некоторые психологические особенности мотивации суицидального поведения // Медицинские исследования. – 2001. – Т. 1, вып. 1. – С. 108–109.

3.      Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.– 292 с.

4.      Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция – СПб.: Речь, 2006 – 144 с.

5.      Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002 — 512 с.

6.      Пирогова О. Н. Глубинно-психологические источники субъективных мотивов суицидального поведения // Психотерапия и медицинская психология. – 2007. – № 4. – С. 3–7.

7.      Розанов В.А. О механизмах формирования суицидального поведения и возможности его предикции на ранних этапах развития // Украинский медицинский журнал 1(75) – I-II 2010. – С. 92-97.

8.      Сидоров, И.П. Введение в клиническую психологию: Учебник для медицинских вузов. – М.: Академический проспект: Деловая книга, 2000. – 381 с.

9.      Шаров, А.А. Суицидальное поведение: слагаемые и сущность // Актуальные проблемы образования: сборник научных статей студентов, магистрантов и аспирантов факультета психолого-педагогического и специального образования / под. ред. Е.С. Грининой, Т.Ф. Рудзинской. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – С. 155-159.